Интегрированный урок ( Английский + Химия) 8 класс.
Тема: «Чай: как он приятен, вкусен и ароматен».
Урок проводился в рамках внеклассного мероприятия с использованием знаний учащихся по английскому языку и химии. Реализация образовательной, воспитательной и развивающей целей обучения на данном мероприятии была достигнута через решение следующих задач:
приобретение учащимися лингво-страноведческих знаний;
приобщение к иноязычной культуре;
формирование самооценки, взаимооценки и навыков самостоятельной работы учащихся;
формирование уважительного отношения к иностранному языку как средству межкультурного государственного общения;
развитие речевых способностей учащихся и словесно-логичесокого мышления на английском языке;
приобретение учащимися знаний по химическому составу чая и молока.
Цель урока: создание условий для формирования нового взгляда учащихся на чай как на напиток, имеющий свою историю возникновения, традиции его потребления разными народами мира, осознание полезных свойств чая, его благотворного влияния на организм человека.
Для создания благоприятного эмоционального фона интерьер кабинета английского языка был оформлен в виде «Чайного дома», на его стенах вывешены репродукции картин, столики сервированы к чаепитию в стиле русской и английской традиций.
При проведении интегрированного урока использовались технические средства обучения, информационный материал, словари, аудиовизуальный материал, химическое оборудование и реактивы.
Ход интегрированного урока
Первый этап урока. Создается эмоциональный настрой учащихся на урок, способствующий интересу к последующей работе. Учащимся демонстрируется видеопрезентация «Чаепитие на Руси» и видеофильм «Англия». Просмотр сопровождается историческими справками появления чая на Руси.
English teacher: Good afternoon everybody! Welcome to our creative workshop. Today we are going to talk about tea. You are sitting at tables which have been laid according to Russian and English traditions. Let me introduce our assistants, two charming cooks. And now look at the screen.
Учитель химии (дает историческую справку): В 1638г. русский царь Михаил Федорович Романов направил своих послов с богатыми дарами к монгольскому Ллта11-хану. Тот встретил их с почестям и за званым обедом поил терпким горьковатым налитком, называемым чаем.
Провожая русских посланников, хан подарил русскому царю 200 пакетов с надписью «бах-ча». Возвратившись в Москву, послы вручили царю пакеты с сушеными листьями, ссылаясь на утверждение монголов об их целебной силе. Лекарь испробовал отвар на больном придворном, который подтвердил, что ему полегчало. Вот и стали лечить этим питьем царя и его приближенных. А потом чай настолько пришелся по вкусу, что его пристрастились нить в царских хоромах и богатых домах каждый день.
В конце XVII столетия чай стал продаваться в московских лавках наравне с другим товаром. С той поры и у нас стали «чаи гонять» с блюдечка, да с сахарком - вприкуску или внакладку, на худой конец - вприглядку, но непременно до седьмого пота!
English teacher: England. The English like tea with biscuits, cakes and sweets.
Traditionally they drink tea six or seven times a day: in bed, at breakfast, at lunch between lunch and breakfast, during the day and at 5 o'clock. As you know, the English have tea with milk. First they pour some milk into the cup and then tea.
It's difficult to say where this English tradition came from. Maybe it came from the 17th century, when the English poured tea into cups made of fragile Chinese china which was very expensive. And in order not to break the expensive cups they poured warm milk into them and only then hot tea. And now we call tea with milk English tea.
Учащиеся получают «Информационные карты», которые они заполняют в ходе урока (см. Приложение 1).
English teacher: Write down some attributes for the word tea in English on your information cards. Please, read your attributes.
Второй этап урока. Учащиеся работают в группах по пять-шесть человек, изучают инфорамацию об истории появления чая по текстам на английском языке: "Tea in England", "The History of Tea", "Tea Leaves", заполняют пункт 2 «Информационной карты».
TEA IN ENGLAND
The English know how to make tea and what it does for them. Seven cups of it will wake you up in the morning and nine cups will put you to sleep at night. If you are hot, tea will cool you down, and if you are cold, it will warm you up. If you take it in the middle of the morning and it will stimulate you for further work; if you drink it in the afternoon, it will relax you further thought. Then, of course, you should drink lots of it in off hours. In England they say jokingly: The test of good tea is simple. If the spoon stands up in it, then it is strong enough; if the spoon starts to wobble, it is a feeble makeshift.
THE HISTORY OF TEA
One of the legends says, "Long ago the shepherds noticed that their sheep began climbing up the hill easily after having nibbled leaves of an evergreen bush which grew high in the mountains. The shepherds decided to test the magic power of that miraculous plant. They dried the leaves, poured boiling water and began to drink fragrant herbal potion feeling instantaneous burst of strength". This is a legend but maybe it's true. It is indeed known that tea came from China. Tea was first mentioned in Chinese writing in 2,500 B.C. In old times tea was valued very much. The emperors rewarded their people with tea for particular services. Later, tea-leaves were pressed into cakes which were used for money. And the population paid a special tax called a tip. Much later, tea appeared in other countries of Asia and Europe.
TEA-LEAVES
There was time when drinking tea was almost unknown in European countries; many people had never even heard of tea.
This anecdote is about an old woman and her son who lived before tea-drinking became popular in England. He was a sea captain and every time he returned from a faraway country he brought his mother a gift. He tried to bring something unusual that she could show her friends.
Once the young man came back from India with a box of tea for his mother. She didn't know anything about tea, but she was proud of her son, and she invited all her friends to come and try what he had brought her. When her son went into the room, he saw cakes and fruit and jam on the table, and a big plate full of brown tea-leaves. His mother and her friends were sitting round the table, eating the leaves with butter and salt. Though they all smiled, it was clear that they didn't enjoy eating the leaves.
"Where is the tea, mother?" the captain asked.
His mother showed him the plate in the middle of the table.
"We are having tea for lunch," she said.
"No, no those are only the tea-leaves," said the captain.
"Where is the water?"
"The water!" his mother said. "I threw the water away, of course!"
Третий этап урока. Учитель дает краткую характеристику химического состава чайного листа, затем учащимся раздается материал о трех основных составляющих чайного листа. Продолжается работа в группах. Проводится химический эксперимент по выделению кофеина из чайных листьев согласно инструктивной карте (см. Приложение 2). После проведения опыта учащиеся под луной рассматривают кристаллы кофеина. Полученную информацию отражают в «Информационной карте».
Учитель химии: Созревший чайный лист весьма сложен по своему химическому составу, но есть среди них «три кита», определяющие основные качества сырья - кофеин, танин, эфирные масла. Собственно от этих трех слагаемых и идут главные достоинства чайного напитка - бодрость, вкус, аромат.
Основные составляющие чайного листа:
Теин (кофеин) - триметилдиоксинурин C8H10N4O2 - кристаллическое вещество без запаха и цвета, слабо-горьковатого вкуса. Он положительно действует не только на нервную систему, но и на мышечную - снимает сонливость и усталость, повышает общую работоспособность, стимулирует сердечную деятельность.
Танин - белое вещество вяжущего вкуса, растворимое в воде и сообщающее напитку специфическую терпкость и крепость, укрепляет стенки кровеносных сосудов, губителен для паратифозных бактерий.
Эфирные масла. Третье важнейшее вещество чайного растения издавна подрывало здоровье людей. Рабочие, постоянно находившиеся в помещениях, где обрабатывался чайный лист, часто страдали от головокружения и головных болей. Источником этих недугов служили эфирные масла. Наличие этих летучих веществ, столь вредных для здоровья при высоких концентрациях, и придает любимому напитку своеобразный запах.
Четвертый этап урока. Определение качества молока к «английскому чаю».
English teacher: We invite you for a cup of English tea. But I am not sure the milk I have is fresh and undiluted. As far as I know, if you want to get rid of a sour taste of milk you should add some soda into it. And sometimes people add some starch to hide the fact that the milk has been diluted.
Учитель химии: Перед вами три стакана с молоком. Докажите с помощью качественных реакций наличие добавленных веществ, ухудшающих качество и вкус чая (см. Приложение 3).
Пятый этап урока. Учащиеся знакомятся с русскими и английскими пословицами и идиомами.
English teacher: Proverbs are the wisdom of people whether they are English, French or Russian. Proverbs teach us life, they explain how to choose friends, what is right and wrong in people's behavior and so on. Give Russian equivalents to English proverbs and idioms.
TEA PROVERBS AND IDIOMS
Reading the tea-leaves
Husband's tea
Not for all the tea in China
Easy as tea-drinking
Storm in a tea-cup
A cup of tea
The cup that cheers, but does not inebriate
A quiet cup of tea
One's cup of tea
My cake is dough
Kiss the cup
Make the cup run over
Pull your scone
Go off like hot cakes
Drain the cup
Очень слабый чай, «водичка».
Особа, тип.
Буря в стакане.
Увлечение.
Ни за какие коврижки.
Напиток веселящий, но не пьянящий.
Гадание на кофейной гуще.
Переполнить чашу терпения.
Пустяковое дело.
Пригубить чашку (шутл.).
Мое дело плохо.
Занимайтесь своим делом.
Чашка чая, выпитая в тишине.
Испить чашу горечи до дна.
Идти нарасхват.
English teacher: Look up some Russian tea-proverbs.
Учащиеся заполняют п. 6 «Информационной карты».
Шестой этап урока. Подведение итогов мероприятия. Учащиеся, используя данные «Информационные карты», отвечают на вопрос «Что такое чай?».
Учитель химии: Наш сегодняшний урок я хотела бы закончить словами немецкого ученого Я.Мелешотта: «Чай придает человеку решимость, увеличивает способность перерабатывать впечатления, располагает к сосредоточенному мышлению».
English teacher: For most people all over the world tea is their favourite drink.
Tea warms you when you are cold and quenches your thirst. It revives you when you are tired and treats you when you are ill. Tea also makes friends closer and your home warmer and cosier.
Приложение 1 Информационная карта
1. Эпитеты к слову чай.
Write the attributes for the word tea {sparkling, fragrant, invigorating)
2. Историческая справка - тест.
What country did tea come from? (China)
When did the Russians start drinking tea? (century 17th)
In whose reign did tea-drinking appear in Rus? (Mikhail Phyodorovich Romanov)
- What was the name of the tea tax? (tip)
- How many cups of the tea do the English have to drink to wake up? (joke) (7cups)
- How did the English have tea before it was brought to Europe? (joke) (They ate tea-leaves with butter and salt.)
3. Состав чая.
Какие вещества определяют основные качества чая? Как они влияют на организм человека?
(Кофеин влияет на нервную и мышечную систему, снимает сонливость и усталость. Танин укрепляет стенки кровеносных сосудов, губителен для паратифозных бактерий. Эфирные масла при высоких концентрациях могут вызвать головную боль и головокружение.)
4. Традиции.
What tea do people drink in Russia and in England?
(Russian tea (tea with lemon), English tea (tea with milk))
5. Определение качества молока.
- What do people add into the milk to hide that it has been diluted? (They add some starch into it.)
- How can you find out if the milk has been diluted
(You should add some drops of iodine to the milk. If the milk turns blue, it is diluted.)
- What do people add into the milk to hide that it is sour? (They add some soda into it.)
- How can we find out there is some soda in the milk?
(You should add some acetic acid into the milk. The carbon dioxide tells us there is some soda in the milk therefore it is sour.)
6, Tea proverbs and idioms.
- Write Russian equivalents to the English tea proverbs and idioms.
Tea-proverbs and idioms | Russian equivalents |
Reading the tea-leaves | |
Easy as tea-drinking | |
Storm in a tea-cup | |
A quiet cup of tea | |
Kiss the cup | |
Drain the cup | |
— Write some Russian tea-proverbs.
Приложение 2
Инструктивная карта к лабораторному опыту «Выделение кофеина из чая»
Насыпьте в фарфоровую чашку 1 чайную ложку черного листового чая, добавьте 0,5 чайной ложки оксида магния.
Поставьте чашку на кольцо штатива, накройте чашкой Петри.
Зажгите спиртовку, нагревайте фарфоровую чашку, накрытую чашкой Петри, в верхней части пламени 1-2 мин.
Снимите чашку Петри. Рассмотрите мельчайшие кристаллы кофеина через лупу.
Капните одну каплю концентрированной азотной кислоты на кофеин.
7