Интегрированный урок как форма нестандартного типа
обучения
Современное образование ставит перед педагогами новые задачи, требующие кардинального изменения в методике преподавания, структуре проведения урока, организации познавательной деятельности субъектов
образовательного процесса, подборе педагогических технологий.
Федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) предполагают изменение парадигмы образования, а именно, перехода
от объекто-бъектного к субъект-субъектному взаимодействию на уроке, приобретению умений и навыков. Таким образом, знаниевый компонент
переводится в практическую плоскость. Ведущая роль в процессе преподавания отводится системно-деятельностному подходу, позволяющему
внедрять активные и интерактивные взаимодействия в процессе урока, создавать условия для освоения универсальных учебных действий, федеральные государственные образовательные стандарты, устанавливая требования к результатам освоения основной образовательной программы, акцентируют внимание на предметные и метапредметные результаты.
По мнению А.Г. Асмолова, метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».
Усвоение данных компонентов возможно отработать и закрепить посредством применения метапредметных заданий, позволяющих не только освоить знания из нескольких предметных образовательных областей, но и применить в практической плоскости в нестандартной учебной ситуации.
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
В настоящее время проблема интеграции в начальном образовании современна и важна как для теории, так и для практики. Необходимость её изучения обусловлена, во-первых, социальными запросами, предъявляемыми
к сфере науки и производства, во-вторых,кардинальным обновлением системы отечественного образования, которое фиксируется преобразованиями в структуре и содержании всех составных элементов образовательного процесса, что приводит к повышению уровня качества знаний младших школьников. Данный уровень определяется тем, в какой степени ученик готов и способен применять освоенную систему знаний в
практической деятельности.
Образовательный процесс в начальной школе реализуется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Базисом
стандарта является системно-деятельностный подход, который предполагает наличие систематизированных знаний и умений у младших школьников по
разным предметным областям.
В стандарте начального образования обращается внимание на достижение таких метапредметных и предметных результатов, как формирование умения устанавливать и выявлять взаимосвязи в окружающем
мире, а также формирование целостной научной картины мира.
В современных условиях одним из наиболее эффективных способов достижения обозначенных результатов является интегрированное обучение,
основанное на реализации идей интеграции в образовании.
Понятие «интеграция» многоаспектно и трактуется по-разному в зависимости от той сферы деятельности, в которой оно используется.
Рассматривая разные интерпретации данного термина, можно заметить, что интеграция одновременно обозначает и процесс становления целостности, и
взаимосвязь между отдельными частями целого.
Исследования, проведенные в 90-е годы двадцатого века и в начале двадцать первого века, выявили два основных направления в рассмотрении
интеграции в образовании. Во-первых, интеграция раскрывалась как принцип развития современных образовательных систем, методологический принцип,
принцип осуществления образовательного процесса, дидактический принцип. Во-вторых, интеграция рассматривалась как ведущая тенденция
обновления содержания обучения. Изучение данной проблемы позволило сделать вывод, что интеграция в обучении «выступает как естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем разных учебных предметов, направленная на последовательное и многогранное раскрытие
изучаемых процессов и явлений»
В педагогической теории и практике значимость проблемы интеграции раскрывается в работах Т.П.Лакоцениной, Н.В.Лихачевой, С.Г. Соколовой,
Е.Ю. Сухаревской.
При разработке и реализации интегрированных курсов учитываются следующие особенности: в основе курса, как правило, лежит блоковая подача учебного материала, а также то, что благодаря таким курсам уменьшается количество отдельных учебных дисциплин, которые считаются обязательными, тем самым способствуя предупреждению усталости и
перегрузки младших школьников. К интегрированным курсам, изучаемым в современной начальной школе, относятся «Окружающий мир» и «Основы
религиозных культур и светской этики». Так, например, особенность предмета «Окружающий мир» заключается в объединении естествознания,
обществознания, исторических сведений, фольклора, декоративно-прикладного искусства, способствующему целостному восприятию окружающего мира и установлению причинно-следственных связей в нём
младшими школьниками. Вместе с тем следует отметить, что рядоположенность учебного материала из разных областей наук не всегда отражает идеи интеграции и имеет дискуссионный характер.
Таким образом, интегрированное обучение в той или иной степени реализуется в образовательном «пространстве» начальной школы. Ученые исследователи, изучая проблему интеграции, выявили возможные пути её решения. Несмотря на то, что отсутствует общепризнанный подход к данной
проблеме, интегрированное обучение является эффективным способом обновления содержания обучения, результатом которого является
формирование у младших школьников целостного взгляда на окружающую действительность. Одним из перспективных направлений может рассматриваться изучение дидактических и методических условий
организации и проведения интегрированных дней в начальной школе.