СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок как форма нестандартного типа обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интергрированный урок как форма нестандартного типа обучения

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок как форма нестандартного типа обучения»

Интегрированный урок как форма нестандартного типа
обучения

Современное образование ставит перед педагогами новые задачи, требующие кардинального изменения в методике преподавания, структуре проведения урока, организации познавательной деятельности субъектов
образовательного процесса, подборе педагогических технологий.
Федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) предполагают изменение парадигмы образования, а именно, перехода
от объекто-бъектного к субъект-субъектному взаимодействию на уроке, приобретению умений и навыков. Таким образом, знаниевый компонент
переводится в практическую плоскость. Ведущая роль в процессе преподавания отводится системно-деятельностному подходу, позволяющему
внедрять активные и интерактивные взаимодействия в процессе урока, создавать условия для освоения универсальных учебных действий, федеральные государственные образовательные стандарты, устанавливая требования к результатам освоения основной образовательной программы, акцентируют внимание на предметные и метапредметные результаты.
По мнению А.Г. Асмолова, метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».

Усвоение данных компонентов возможно отработать и закрепить посредством применения метапредметных заданий, позволяющих не только освоить знания из нескольких предметных образовательных областей, но и применить в практической плоскости в нестандартной учебной ситуации.
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

В настоящее время проблема интеграции в начальном образовании современна и важна как для теории, так и для практики. Необходимость её изучения обусловлена, во-первых, социальными запросами, предъявляемыми
к сфере науки и производства, во-вторых,кардинальным обновлением системы отечественного образования, которое фиксируется преобразованиями в структуре и содержании всех составных элементов образовательного процесса, что приводит к повышению уровня качества знаний младших школьников. Данный уровень определяется тем, в какой степени ученик готов и способен применять освоенную систему знаний в
практической деятельности.

Образовательный процесс в начальной школе реализуется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Базисом
стандарта является системно-деятельностный подход, который предполагает наличие систематизированных знаний и умений у младших школьников по
разным предметным областям.
В стандарте начального образования обращается внимание на достижение таких метапредметных и предметных результатов, как формирование умения устанавливать и выявлять взаимосвязи в окружающем
мире, а также формирование целостной научной картины мира.

В современных условиях одним из наиболее эффективных способов достижения обозначенных результатов является интегрированное обучение,
основанное на реализации идей интеграции в образовании.
Понятие «интеграция» многоаспектно и трактуется по-разному в зависимости от той сферы деятельности, в которой оно используется.
Рассматривая разные интерпретации данного термина, можно заметить, что интеграция одновременно обозначает и процесс становления целостности, и
взаимосвязь между отдельными частями целого.
Исследования, проведенные в 90-е годы двадцатого века и в начале двадцать первого века, выявили два основных направления в рассмотрении
интеграции в образовании. Во-первых, интеграция раскрывалась как принцип развития современных образовательных систем, методологический принцип,
принцип осуществления образовательного процесса, дидактический принцип. Во-вторых, интеграция рассматривалась как ведущая тенденция
обновления содержания обучения. Изучение данной проблемы позволило сделать вывод, что интеграция в обучении «выступает как естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем разных учебных предметов, направленная на последовательное и многогранное раскрытие
изучаемых процессов и явлений»

В педагогической теории и практике значимость проблемы интеграции раскрывается в работах Т.П.Лакоцениной, Н.В.Лихачевой, С.Г. Соколовой,
Е.Ю. Сухаревской.

При разработке и реализации интегрированных курсов учитываются следующие особенности: в основе курса, как правило, лежит блоковая подача учебного материала, а также то, что благодаря таким курсам уменьшается количество отдельных учебных дисциплин, которые считаются обязательными, тем самым способствуя предупреждению усталости и
перегрузки младших школьников. К интегрированным курсам, изучаемым в современной начальной школе, относятся «Окружающий мир» и «Основы
религиозных культур и светской этики». Так, например, особенность предмета «Окружающий мир» заключается в объединении естествознания,
обществознания, исторических сведений, фольклора, декоративно-прикладного искусства, способствующему целостному восприятию окружающего мира и установлению причинно-следственных связей в нём
младшими школьниками. Вместе с тем следует отметить, что рядоположенность учебного материала из разных областей наук не всегда отражает идеи интеграции и имеет дискуссионный характер.

Таким образом, интегрированное обучение в той или иной степени реализуется в образовательном «пространстве» начальной школы. Ученые исследователи, изучая проблему интеграции, выявили возможные пути её решения. Несмотря на то, что отсутствует общепризнанный подход к данной
проблеме, интегрированное обучение является эффективным способом обновления содержания обучения, результатом которого является
формирование у младших школьников целостного взгляда на окружающую действительность. Одним из перспективных направлений может рассматриваться изучение дидактических и методических условий
организации и проведения интегрированных дней в начальной школе.