Урок по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор». Тема «праведничества» в рассказе «Матренин двор». Образ праведницы, трагизм её судьбы (1 слайд)
План урока:
Тип урока: интегрированный. Литература+ история.
1. Вступительное приветствие. 2. Душа человека. Смысл слова «праведник». 3. Беседа по плану
4. Беседа по проблемным вопросам. 5.Заключительное слово учителя.
Д/З, Анализ образа Матрены Васильевны по плану
1. Описание дома, хозяйки, обитателей дома.
2. Один день из жизни Матрёны Васильевны.
3. Прошлое Матрёны.
4. Общение с Богом.
5. История с горницей.
6. Черты характера главной героини, ее отношение к труду, к людям, к богатству.
Цели урока:
- приобщение учащихся к творчеству А. Солженицына;
- развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы;
- помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.
- подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли русской;
- формирование нравственных ориентиров учащихся;
Эпиграф к уроку: (2 слайд). Подумайте над смыслом, после обсуждения ещё раз вернемся к эпиграфу.
- «Смысл земного существования не в благоденствии, а в развитии души» - А. И. Солженицын.
I. Вступление. 1.Рефлексия. Создание проблемной ситуации на уроке.
3 слайд. Учитель Как вы знаете, Солженицын первоначально назвал свой рассказ “Не стоит село без праведника”?
А что означает это слово? (Учащиеся дают свое понимание) Какими качествами обладает праведник? (Значение слова “праведник”. Праведник - человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов. 2. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности).
Учитель. В православии праведником называют святого, который прославился своими подвигами и святостью жизни в обычных условиях, а не в монастыре.
Учитель. Всеми перечисленными качествами обладает главная героиня рассказа Матрена Васильевна. Постараемся понять образ главной героини и постигнуть ее судьбу через то трудное время, в котором ей довелось жить, через образы людей, которые были рядом, через художественные детали текста.
- Как был наказан писатель за свои произведения?
5 слайд. (Впервые был напечатан рассказ в 1963 году. За этот рассказ и другие правдивые произведения, такие, как «Один день Ивана Денисовича», автора исключили из Союза писателей, а 12 февраля 1974 года – арестовали и доставили его в тюрьму Лефортово. 13 февраля – депортация Солженицына в ФРГ (во Франкфурт-на-Майне). )
Так за что он был арестован и выдворен из страны? Какое политическое преступление совершил? В чем солгал? Может быть, очернил советскую действительность? Обратимся к истории.
Учитель истории. Историческая справка. Хорошо ли живется Матрене? 1. Еще в 1935 году в конституции СССР было закреплено право всех граждан страны на пенсионное обеспечение. До конца 60-х колхозники тоже получали пенсию, просто выдавало ее не государство, а сам колхоз. В этом колхозе, скорее всего социального фонда не было, поэтому Матрена пенсию не получала. А могла только оформить пенсию за потерю кормильца, для этого она должна была доказать, что её муж, действительно, погиб на фронте, а не дезертировал, не попал в плен. В случае оформления ей бы выплатили 12 рублей в месяц. Такую государственную пенсию получали не более 10% от общей численности престарелых членов сельхозартелей.
2. 50-ые годы при руководстве страны Н.С. Хрущевым осуществлялось несколько программ: 1) курс на ликвидацию «неперспективных» деревень. Тысячи процветающих советских деревень объявили нерентабельными, «неперспективными» и в короткий срок по такой обманной причине деревни уничтожены. 2) Приусадебные земельные участки для колхозных дворов предоставлялись только из земель приусадебного фонда колхоза. Всякая попытка урезать общественные земли колхоза в пользу личного хозяйства колхозников, а также всякое увеличение приусадебных участков сверх размеров, предусмотренных Уставом сельскохозяйственной артели, рассматриваются, согласно постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 мая 1939 г., как уголовное преступление. В 50-ые годы по постановлению урезали придворные земельные участки крестьян, вместо 30 соток оставили только 15 соток, которое заросло бурьяном. Чтобы выполнить продовольственную программу, каждое подворье обязали сдать на мясозаготовки откормленного теленка по цене 47 копеек за килограмм. Таким образом, лишали семью возможности достойно жить.
В чем солгал Солженицын? Почему у писателя болела душа за свой народ? Попытаемся ответить на сложные философские вопросы о смысле человеческой жизни.
II Душа человека
(Слайд) Что отличает человека от животного?
Душа. Бог дает каждому человеку бессмертную душу. Сколько слов связано в русском языке со словом душа!
Душа болит, радуется. В чем только душа держится. Вложить душу,
Души не чаять. Душа нараспашку. Жить душа в душу.
Человек приходит в мир ребенком с чистой, безгрешной, доверчивой душой. Его душа открыта всем ветрам жестокого мира. Став взрослым, он может научиться зависти, жестокости, подлости. Как устоять перед соблазнами мира, не озлобиться, не потерять себя?
- Кто в рассказе сохранил свою душу до конца чистой? (Матрена ) Как ей это удалось? Может ей жилось легко, лучше всех? Рассмотрим на страницах рассказа.
План.
IV Аналитическая беседа по плану. Домашнее задание по вопросам – по группам. Слушаем внимательно. В конце беседы нужно сделать Вывод - это сделают учащиеся других групп.
I группа. Матрёнин дом. Описание дома, хозяйки, обитателей дома (Прототип: Матрена Васильевна Захарова)
1.Вспомним самое первое описание дома Матрены. На что прежде всего обращаешь внимание? Чем поразило эта изба Игнатьича?
2. Почему он решил поселиться именно у Матрены? (Но я свыкся с шуршанием тараканов, ибо в нем не было ничего злого, в нем не было лжи) .
3. Чем Матрена особенно дорожила? Почему? 4. Кто ещё проживал под одной крышей? (Кошка из жалости была Матреной подобрана)
Как истории этих «жильцов» раскрывает образ хозяйки дома?
Вывод. Чем отличается Матрена от других односельчан?
II группа. Один день из жизни Матрёны Васильевны. ВЫВОД. Как относится власть к человеку?
1. Когда и как начинался день Матрены?
2. Какие хлопоты Матрене были в тягость, какие – доставляли радость и почему?
3. Как показана власть в рассказе: пенсия; дрова; работа в колхозе, медицинское обслуживание.
- она четверть века проработала в колхозе, но потому, что не на заводе -- не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца.
- Стояли вокруг леса, а топки взять было негде. Рычали кругом
экскаваторы на болотах, но не продавалось торфу жителям, а только везли --начальству, да кто при начальстве,
- Председатель новый, недавний, присланный из города, первым делом
обрезал всем инвалидам огороды. Пятнадцать соток песочка оставил Матрене, а десять соток так и пустовало за забором.
- жена председателя приходила к Матрене. Она была тоже женщина
городская, решительная, в коротком сером полупальто и грозным взглядом, как бы военная.
- Вызывали врача однажды, та приехала злая очень, велела Матрене, как
отлежится, приходить на медпункт самой. Матрена ходила против воли, брали анализы, посылали в районную больницу -- да так и заглохло.
ВЫВОД - Как относится власть к человеку? (Власть враждебна человеку).
III группа. «Общение» с Богом
1.Каким образом в Матрене уживались языческое суеверие и вера в Бога? В каких эпизодах ведет себя как дремучая язычница, в каких – как истинная христианка? Вспомните случай с котелком.
2.Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? Обиделась она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога?
3. Почему Матрена молилась как бы не «показно», будто стеснясь?
Вывод. С какой молитвой Матрёна могла чаще всего обращаться к Богу? Что это было - просьба о помощи, жалобы или слова благодарности?
IY группа. Прошлое Матрёны
1.Каким это прошлое предстает из её собственного рассказа (2 часть, разговор Матрены и Игнатьича после визита Фаддея)
2. Матрёна и Фаддей Миронович. Каким человеком предстает старик перед вами? Какое впечатление произвел на автора, какое на вас? Почему во время разговора Матрена молчит? О чем она молчит?
3. Сделайте вывод, перечитав строчки из текста: «…что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо».
Вывод. Прочитайте строчки из текста: «…что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо».
Почему слово добро автор выделяет курсивом? (Другой смысл)
(«Я…в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну…по всей комнате глазам, оторвавшимся от света, казался полумрак с розовинкой. И из него выступала Матрёна. И щёки её померещились мне не жёлтыми, как всегда, а тоже с розовинкой».
Сделайте вывод. Захотела бы Матрёна, если бы у неё была такая возможность, изменить своё прошлое: от чего-то отказаться, что-то повернуть вспять?)
Y группа. История с горницей
1.Зачем Матрена разрешает ломать дом? Как Матрена воспринимает всё происходящее с её домом? Почему не спала Матрена две ночи?
2.Что необычного (даже странного) происходит в природе за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Объясните эти странности.
(Но в тот же день началась метель, внезапно потеплело, в один день разом распустило, стали сырые туманы, журчали ручьи, прорывшиеся в снегу, и нога в сапоге увязала по все голенище.
-кошка колченогая сбрела со двора -- и пропала)
Вывод. Только ли дом Матрены рушится? Какой смысл в названии рассказа?
YI группа. Черты характера главной героини, ее отношение к труду, к людям, к богатству, к искусству.
1. Какие черты характера можно назвать главными в Матрене? (искренность, доверчивость, трудолюбие, деликатность, сердечность, простота, бескорыстие, умение прощать, терпеливость)
2. Отношение к богатству.
3. Вспомните эпизоды, художественные детали текста, где автор раскрывает главное в Матрене (отношение к кошке, Кире; поросенок).
Вывод. Как относятся окружающие к Матрене. Почему считают ее глупой? Как живет Матрена? Может быть не нужно усложнять жизнь, а жить, как все остальные?
Вывод. (По мнению соседей и родственников, вся жизнь Матрены была несуразной и никчемной: жила бедно, одиноко и убого, вечно работала бесплатно на других, вечно лезла в мужицкие дела, пренебрежительно относилась к собственности: и за обзаводом не гналась; и не бережная, и даже поросенка не держала…”
-Даже после смерти Матрены они приходят не “поплакать о ней”, а забрать ее “добро”. Для раскрытия характера окружающих Матрену людей автор использует метод психологического наблюдения. Выясняется, что ни жалость, ни сострадание им не свойственны.
-Люди злы, они погрязли в грехах
-Матрена живет по другим меркам, по другим правилам. В ней нет жадности, корысти, зависти)
Беседа по проблемным вопросам. Учитель: обратимся к эпиграфу.
- «Смысл земного существования не в благоденствии, а в развитии души» - А. И. Солженицын.
Как понимаем смысл? Почему автор Матрену называет ПРАВЕДНИЦЕЙ?
У Матрёны почти ничего нет за душой. Зато в ней жива душа, тот внутренний тёплый свет, который не может обжечь – только согреть…
- Её не понимают, о ней говорят с презрительным сожалением, а она слушает лишь голос своего сердца.
-Если бы каждый из нас смог услышать этот тихий голос, напоминающий: «Ты – человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это». Очень хочется, чтобы помнили. Может быть, тогда многое изменится и в обществе, и в душе каждого человека.
Слово учителя. Перед нами – непростая судьба русской женщины, прожившей безотрадную, полную забот и лишений жизнь с несостоявшейся любовью, смертью шестерых детей, непосильный труд в колхозе за палочки-трудодни, тяжелая болезнь, обида на колхоз, выбросивший ее из общей жизни как отработанный материал. Твардовский писал: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? (Рассказ заставляет задуматься о смысле жизни.)
1.Как вы считаете. Какие качества в себе надо уничтожить, а какие нужно воспитывать?
2. Эпиграф. Согласны ли вы с Солженицыным? Почему каждый человек должен вести работу над собой?
Учитель истории. Че-ло-век с большой буквы? Как он должен жить? Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.
- Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.
- Я ищу человека, - ответил Демосфен.
Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.
- Человека, - снова ответил Демосфен.
- Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того.., - засмеялись жители Афин.
- Я ищу человека…
- Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках?
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было
Че-ло-век с большой буквы? Как он должен жить? Ответы на эти и другие вопросы мы находим у Александра Исаевича Солженицына, потому что настоящий писатель понимает жизнь и людей глубже, заставляет читателей задуматься о жизни.
Подведение итогов. Выставление оценок. Д/З
Беседа по плану
1 вариант. Матрёнин дом. Описание дома, хозяйки, обитателей дома
1.Вспомним самое первое описание дома Матрены. На что прежде всего обращаешь внимание? Чем поразило эта изба Игнатича?
2. Почему он решил поселиться именно у Матрены?
3. Чем Матрена особенно дорожила? Почему? 4. Кто ещё проживал под одной крышей? Как истории этих «жильцов» раскрывает образ хозяйки дома?
Вывод. Чем отличается Матрена от других односельчан?
II вариант. Один день из жизни Матрёны Васильевны
1. Когда и как начинался день Матрены?
2. Какие хлопоты Матрене были в тягость, какие – доставляли радость и почему?
3. Власть в рассказе: пенсия; дрова; работа в колхозе, медицинское обслуживание.
ВЫВОД. Как относится власть к человеку?
III вариант. «Общение» с Богом
1.Каким образом в Матрене уживались языческое суеверие и вера в Бога? В каких эпизодах ведет себя как дремучая язычница, в каких – как истинная христианка? Вспомните случай с котелком.
2.Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? Обиделась она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога?
3. Почему Матрена молилась как бы не «показно», будто стеснясь?
Вывод. С какой молитвой Матрёна могла чаще всего обращаться к Богу? Что это было - просьба о помощи, жалобы или слова благодарности?
IY вариант Прошлое Матрёны
1.Каким это прошлое предстает из её собственного рассказа (2 часть, разговор Матрены и Игнатьича после визита Фаддея)
2. Матрёна и Фаддей Миронович. Каким человеком предстает старик перед вами? Какое впечатление произвел на автора, какое на вас? Почему во время разговора Матрена молчит? О чем она молчит?
3. Сделайте вывод, перечитав строчки из текста: «…что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо».
Вывод. Прочитайте строчки из текста: «…что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо».
Почему слово добро автор выделяет курсивом? (Другой смысл)
Y вариант. История с горницей. Только ли дом Матрены рушится? Какой смысл в названии рассказа?
1.Зачем Матрена разрешает ломать дом? Как Матрена воспринимает всё происходящее с её домом? Почему не спала Матрена две ночи?
2.Что необычного (даже странного) происходит в природе за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Объясните эти странности.
Вывод. Только ли дом Матрены рушится? Какой смысл в названии рассказа?
Смысл заглавия рассказа в чем заключается? (Двор, дом – образ микромира)
YI вариант. Черты характера главной героини, ее отношение к труду, к людям, к богатству.
1. Какие черты характера можно назвать главными в Матрене? (искренность, доверчивость, трудолюбие, деликатность, сердечность, простота, бескорыстие, умение прощать, терпеливость)
2. Отношение к богатству.
3. Вспомните эпизоды, художественные детали текста, где автор раскрывает главное в Матрене (отношение к кошке, Кире; поросенок).
Вывод. Как живет Матрена? Может быть не нужно усложнять жизнь, жить, как все остальные?
Вывод. Как относятся окружающие к Матрене. Почему считают ее глупой?
Итог. Беседа по проблемным вопросам
Как вы считаете, какие качества в себе надо уничтожать, а с какими можно смириться? Обратимся к эпиграфу урока. Согласны ли вы с Солженицыным?
Может быть, не стоит так усложнять жизнь? Жить, как живешь? Почему каждый человек должен вести работу над собой?
Дом. Зад. Оценки.
