Анисимова Оксана Аполинарьевна
Интегрированный урок
по русскому языку, окружающему миру,
литературному чтению
4 класс
Тема. Дружба крепкая…
Цель. Создать условия для успешного закрепления изученного материала, расширять представления учащихся о частях речи, о роли прилагательных в поэтической речи, совершенствовать навыки быстрого выразительного чтения, содействовать формированию дружного коллектива.
Задачи урока:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о частях речи.
Развивающие: развивать воображение, наблюдательность, память, образное мышление, речь, умение слушать учителя, самостоятельно работать в группах, точно высказывать свою мысль, делать анализ прочитанного.
Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство дружбы, отзывчивости, товарищества, взаимопомощи, настойчивость, требовательность к себе и окружающим.
Ожидаемые результаты:
1. Ознакомить с признаками, на основе которых слова объединяются в части речи.
2. Сформировать умения распознавать части речи. Развивать орфографическую зоркость. Работать над расширением словарного запаса и лексического значения слов.
3. Воспитать умение слушать ответы учащихся, внимание, интерес к получению новых знаний.
Тип урока: урок систематизации знаний
Оборудование: карточки, таблицы, иллюстрации с изображениями, шляпы де Боно, презентация, интерактивный тренажёр, проектор, компьютер.
План и хронометраж урока
1.Организационный момент (2 мин)
2.Сообщение темы и задач урока (3 мин)
Приём «Морской бой» (3 мин)
3. Актуализация опорных знаний (3 мин)
Минутка чистописания (1 мин); словарная работа (2 мин)
4. Мотивация учебной деятельности (7 мин)
Приём «Дерево предсказаний» (2 мин); интерактивный тренажёр «Чтение – к мудрости движение!» (4 мин); приём «микрофон» (1 мин).
5.Систематизация и обобщение (20 мин)
Стадия размышления.
Работа в группах , игра-тренинг
Метод «Шляпы де Боно»
Ассоциативный куст
Минутка творчества
6. Итог. Рефлексия (4 мин)
7. Домашнее задание (1 мин)
Структура урока
Организация класса
Упражнение «Солнечный зайчик»
– Сядьте удобно и представьте себя на берегу тёплого моря. Солнечный зайчик заглянул в ваши глазки. Закройте их. Зайчик побежал по лицу – погладьте его нежно ладонью: на лбу, на щеках, на подбородке. Правда, приятно? Гладьте легонько, чтобы не испугать его: голову, шейку, ручки, животик, глазки.
– Спасибо тебе, солнечный зайчик, что ты нас развеселил.
Сообщение темы и задач урока (слайд 1)
– Сегодня на уроке мы будем расширять представления о частях речи, о роли прилагательных в поэтической речи.
- Шёпотом прочитайте тему урока (закрыты глаза).
- О чем мы будем сегодня говорить?
- Используя шифр, разгадайте название темы урока.
Приём «Морской бой» ( приложение 1 )
III. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Минутка чистописания
Дд Дд
2. Словарная работа (слайд 2)
На доске схема:
а
нтонимы друг синонимы
однокоренные слова
– Подберите к слову «друг» антонимы, синонимы, однокоренные слова (враг, противник, товарищ, приятель, дружба, дружеский, дружить).
– Какие части речи вы использовали в своей речи?
– Запишите слова.
Мотивация учебной деятельности
Приём «Дерево предсказаний» (слайд 3)
Что такое дружба?
- Ребята, озвучьте свои идеи и предположения.
- Все ли согласны с этими идеями? (слайд 4)
2.Соберите пословицы о дружбе
Интерактивный тренажёр «Чтение - к мудрости движение!»
https://drive.google.com/file/d/1fFizNOcghUMbDlpnMB_Zb-cNPfC8Stgt/view?usp=sharing
– Объясните значение пословиц (работа в парах). Запишите одну из них.
3. Дополните предложения (слайд 5).
– Наш класс похож на … (семью, улик, муравейник)
– Дети нашего класса похожи на … (цветы, семена)
- Настоящий друг – это тот…
- Друзья всегда …
4. Физминутка
Дети по лесу гуляли за природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели и их лучики согрели.
Бабочки летали, крыльями махали.
Дружно хлопаем, ножками топаем!
Хорошо мы погуляли и немножечко устали!
V. Систематизация и обобщение материала
1. Игра-тренинг «Ромашка» ( работа в группах).
- Поиграем в игру «Ромашка».
-У каждой группы 5 лепестков. Каждый из вас назовёт необходимое качество для дружбы и запишет его на лепестке ромашки. Каждый предлагает своё качество, но прежде чем записать прислушивается к оценке товарищей.
Правило: записать одно самое необходимое качество для дружбы.
(Группы по очереди выходят к доске, куда прикрепляют свою ромашку и называют качества необходимые для дружбы).
- Какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить? (слайд 6)
- Подберите имена прилагательные, которые характеризуют друга.
Д – добрый, доверчивый.
Р – радостный, решительный.
У – умелый, удивительный.
Г – героический, гостеприимный.
– Какой частью речи выражены данные слова?
2.Чтение рассказа «Как я нашёл друга» по К. Киршиной (приложение 2)
Упражнение «Дождик» (дети читают каждый в своём темпе).
3.Использование интерактивного метода Шляпы де Боно.
Разгадайте ребус (слайд 7)
– Какое животное называют самым преданным и верным другом?
– Кто сможет заменить друга?
– Как называют этих животных?
- К какой природе относятся животные?
- Чем отличается живая природа от неживой? Приведите примеры.
– Какие животные живут в лесу? Как им живется?
– Какие животные впадают в спячку?
Учитель показывает белую шляпу – это цвет сбора информации.
Рубрика «Знаете ли вы…»
Обычный дворовой пёс распознает до полумиллиона запахов, недоступных обонянию человека. Без еды, но при наличии воды, собака может прожить до 60 дней, а кошка – до 18 дней.
Красная шляпа – цвет жизни, ощущений, активных эмоций человека.
– Какие чувства ты испытал после чтения рассказа?
Зелёная шляпа - цвет исследований, новых идей, цвет жизни.
– Как бы вы изменили конец рассказа?
– Как бы вы поступили?
Синяя шляпа – цвет знаний, размышление.
– Что означает по-настоящему дружить?
3. Создание словаря сердца. Ассоциативный куст (слайд 8).
Дети записывают на доске.
большое золотое
Сердце
г
орячее доброе
отважное материнское
заботливое
– Назовите прилагательные, которые помогут охарактеризовать положительные черты характера человека с данным сердцем. (Отрицательные черты характера человека).
4. Творческая минутка
Карточки у каждого ребёнка (Приложение 3)
– Впишите в стихотворение пропущенные имена прилагательные. Озаглавьте стихотворение.
– Какие еще стихи знаете о весне?
– Для чего используют авторы имена прилагательные?
VI. Рефлексия
- Составьте синквейн к теме урока (слайд 9).
Дружба
Настоящая, лживая.
Создается, укрепляется, разрушается.
Улей дружбой крепок
Друг
VII. Итог урока (слайд 10).
– Как можно продолжить тему нашего урока?
– Главного глазами не увидишь – только сердце правду видит (настоящих друзей).
– Определите свое отношение к уроку – нарисуйте СМАЙЛИК.
VIII. Домашнее задание
Напишите сочинение – миниатюру «Только сердце добро видит»
Составьте словарь сердца.
Приложение 1.
Приём «Морской бой»
| а | б | В | г | д | е | ж | з | и | м |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Г И | Н Д | К Я | М | С А | Л Р | Е Т | Ж У | Й В Ы | О Б |
б 8 е7 з9 з3 м8 д9
Приложение 2.
Как я нашёл друга
По К. Киршиной
Пристал к нашему двору бродяжка пёс. Если его выкупать, он стал бы беленький, а так был какого-то неопределённого грязного цвета. Но мы все равно Бельчиком его назвали. «Вот,- мы думаем,- будет лето, сходим с ним на речку и выкупаем».
Во дворе все его любили. Кто косточку вынесет, кто хлеба кусок. А я один раз семечки грыз и насыпал немножко на снег. «Может, - думаю, - и ему понравятся?»
Бельчик склонил голову набок, посмотрел на меня и … стал грызть семечки. По - моему, он просто из вежливости грыз. Неудобно было отказаться, раз я угощал. А морда до того весёлая, что так и кажется: вот-вот улыбнётся.
Хороший, словом, пёсик. Ласковый. Кто бы его не погладил, он в ответ знай хвостом виляет. Не зарычит, не оскалится. Я хотел его сразу взять к себе домой, да мне не разрешили.
Приложение 3.
Творческая минутка
Словно сказка, словно чудо,
Еле слышно, налегке
Несёт _____________ блюдо
Дева ______________ венке.
Несёт _____________ капели,
______________ свет, тепло, цветы,
Грохот вод и птичьи трели,
Новые бобров мосты.
Вновь земля проснулась,
С лёгкостью вздохнула
Осторожно, сонно
Рукавом взмахнула.
____________ хоромы
Нежно растопила
И _______________ коврик
Тут же расстелила.
Слова для справок: красочное, солнечном, звонкие, яркий, снежные, зелёный.
ЛИТЕРАТУРА
Дидактический материал по русскому языку. 4 класс. – Москва: УМК «Начальная школа 21 века». Журжина Ш., Костромина Н. Дидактический материал по русскому языку. 4 класс. – Москва: «Букинистическое издание», 1988.
3. Ларионова Л.Г. Дидактический материал по русскому языку: карточки-задания для индивидуальной работы: 4 класс. – Москва: «Феникс», 2015.