ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКИЙ ЯЗЫК И АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, 5 КЛАСС
«ДИАЛОГ»
Авторы:
Мурина Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №32» г. Энгельс
Архутич Людмила Вячеславна, учитель английского языка МБОУ «СОШ №32» г. Энгельс
Тема: «Диалог»
Цели урока:
Образовательные – обобщение и систематизация знаний по изученным предметам: русский язык и английский язык по теме “Диалог”; совершенствование навыка правильного пунктуационного оформления диалога; расширение кругозора; совершенствование умений и навыков практического владения английским языком; развитие навыков аудирования
Познавательные – практика навыков диалогической речи
Развивающие – развитие аналитических способностей, навыков сопоставительного анализа; развитие творческих способностей обучающихся; развитие умений высказывать мнение, делать выводы, развивать навыки взаимопонимания, формирование потребности в получении знаний не только в традиционной форме, но и в повседневной практической деятельности.
Воспитательные – отработка умений использовать в диалоге формулы этикета, повышение интереса к изучению английского языка
Методы: частично-поисковый, эвристический, проблемный.
Формы обучения: коллективная, фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оформление: на доске напечатанные слова: Диалог. Реплика. Новая строчка. Отсутствие кавычек. Тире.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, раздаточный материал.
Список литературы:
1. Т.А. Ладыженская, Русский язык – 5 класс, Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
2. Ю.Е. Ваулина, В. Эванс УМК Spotlight – 5, 2015.
3. Видеофрагмент мультипликационного фильма “BigMuzzy”
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.
I. Организационный момент.
Учитель русского языка: Здравствуйте, ребята!
Учитель английского языка: Good morning, dear friends!
Учитель русского языка: Сегодня у нас не обычный урок русского языка, а урок – интегрированный (урок русского и английского языков).
II.Проверка домашнего задания (№314, презентация, слайд №1)
Учитель русского языка: Переходим от практики к теории. Вспомним слова, изученные нами на прошлом уроке.
Презентация, слайд №2
Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются…
Прямая речь пишется с… буквы и заключается в …
Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с… буквы, перед ними ставятся.. и …
Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится…
Молодцы! Хорошо справились с темой прошлого урока.
III. Введение в тему
Учитель английского языка: Ребята, с прямой речью мы с вами еще не знакомы. Будем изучать эту тему только в старших классах, но знакомство с английским языком начинается … А вот с чего начинается вы ответите после просмотра видеофрагмента мультипликационного фильма “Big Muzzy” (сцена приветствия)
Учителя задают вопросы:
Учитель английского языка:
- Что происходит на экране? (Приветствие героев)
- Какая форма общения представлена? (Диалог)
Учитель русского языка:
- Сколько человек участвуют в разговоре? Сколько человек может участвовать в диалоге?
- Что такое диалог? (Учащиеся делают вывод: разговор двух или нескольких лиц)
- Итак, о чем сегодня мы с вами будем говорить? (о диалоге)
Записываем тему урока.
IV. Систематизация знаний по предметам.
Учитель русского языка:
Каждый из нас постоянно вступает в диалог. Это основная форма речевого общения.
-Кто может ответить в какой форме строится диалог? (часто диалог строится в виде вопросов и ответов.)
- В каком стиле чаще всего используется диалог? (разговорный стиль, повседневная речь: в школе, на улице, дома. Мы используем диалог каждый день. Так происходит и наше общение на уроке).
Работа по учебнику русского языка, упражнение №252 (отрывок из повести Короленко «Слепой музыкант»)
Учитель русского языка: Назовите стиль? (Художественный стиль).
- Определите, сколько человек участвуют в диалоге? Из чего состоит диалог? (Из реплик) Обратите внимание, как записывается диалог в письменной речи. (Каждая реплика с новой строчки и без кавычек, перед репликой – тире)
Учитель английского языка:
По содержанию информации диалоги бывают разные, так в английском языке - это
Диалог-запрос
Диалог-обсуждение
Диалог-реагирование
(Приложение №1; презентация, слайд №3)
- Определите вид диалога и объясните почему?
Учитель русского языка: Ребята, обратите внимание!
- Чтение любого текста, включающего диалог, требует особого мастерства, так как участники диалога обладают разными характерами, разными голосовыми данными, испытывают в момент общения различные чувства.
Учитель английского языка: Английская речевая интонация отличается от русской. Важно соблюдать фразовое ударение в предложениях разного типа: утвердительных, вопросительных и отрицательных. В вопросах общего типа интонация повышенная, в специальных вопросах – пониженная. Подготовьтесь к выразительному чтению по ролям.
Сравните диалоги, найдите сходства и различия в диалогах разных языковых культур. Be attentive! (Приложение №2; презентация, слайд №4) |
Какой из фруктов самый вкусный? Сказала мама: -Апельсин! -Нет, абрикос! – воскликнул сын. -Арбуз! – раздался папин бас. А дочь вздохнула: -Ананас. | What is the tastiest fruit? Mother said: It’s an orange, I think. No, I’m sure an apricot is!-the son answered. A water-melon, please! – the father shouted. But the daughter said: It’s a pine-apple. |
Учитель русского языка - для чего используются слова автора в диалоге? – поясняют, кто говорит, дают оценку происходящему ВЫВОД: в русском языке прямая речь пишется с красной строки и тире - перед ней. А в английском языке после слов автора запись продолжается на этой же строке и тире перед ним не ставится. |
V. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
(Приложение №3)
Учитель английского языка:
- Посмотрите на текст. Как он связан с темой нашего урока? Переведите его на русский язык и оформите по всем правилам диалога.
Ф.И. учащегося | ОЦЕНКА УЧЕНИКА |
Jane: Good afternoon. Shop assistant: Good afternoon. How can I help you? Jane: I want to buy a souvenir. Shop assistant: How about this teddy bear? Jane: That`s a good idea. How much is it? Shop assistant: It`s £ 4.00 Jane: Can I have two, please? Shop assistant: Sure. That`s £8.00 Jane: Here you are. Shop assistant: Thank you! Good bye! Jane: Goodbye! | | |
Учитель русского языка: Ребята, все мы прекрасно знаем, что общение (диалог с другими людьми) должно быть вежливым и грамотным. Как вы считаете, что для этого нужно использовать?
- Для вежливого общения нужно использовать этикетные слова (на стр. 118) здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста. (Презентация, слайд №5).
Учитель английского языка: Как эти слова звучат на английском языке?
VI. Физкультминутка «Диалог».
-Как живёшь?
- Вот так! (поднимают вверх большой палец).
- Как идёшь?
- Вот так! (маршируют).
- Ночью спишь?
- Вот так! (складывают ладошки и кладут под щёку).
- Как плывёшь?
- Вот так! (руками разводят)
- Как шалишь?
- Вот так! (дотрагиваются указательными пальцами до надутых щёк).
- Как грозишь?
- Вот так! (пальцем указательным машут)
- Как садишься?
- Вот так! (Садятся)
- Что представляет из себя наша физкультминутка? (Диалог)
VII. Составление диалогов по картинке «Be polite!» (Презентация, слайд №6)
Задание “Озвучь картинку” Группы детей работают над картинками на русском языке и на английском. (по схеме приложения 4), используя правильное обращение.
В процессе работы обучающиеся отвечают на следующие вопросы:
- Подумайте, есть ли разница в выборе лексики на русском и английском языках при общении с друзьями, со взрослыми, зависит ли это от обстановки?
Учитель русского языка: Ребята, а как мы обращаемся к человеку, который старше по возрасту: (дорогой, уважаемый, по имени и отчеству – в русском языке),
Учитель английского языка: Miss, Mr, Mrs, Dr, Sir, dear, honey – в английском языке).
VIII. Рефлексия. (Презентация, слайд №7)
Учитель русского языка: Урок наш подходит к концу. Подведем итоги урока.
Что мы сегодня узнали на уроке?
Диалог – это…
Диалог состоит из…
Каждая реплика пишется…
Перед каждой репликой ставится…
В диалоге используются…слова
Сегодня на уроке у меня получилось…
Учитель английского языка: Рефлексия «Оценка моей работы на уроке» в листочках запись. (Презентация, слайд №8)
«Я доволен своей работой», «Работал неплохо, но могу лучше», «Я не доволен своей работой». Отметьте вашу работу на уроке тем самым анализируя свою работу на уроке.
IX. Вы оценили сами свою работу на карточках, мы проверим и выставим оценки.
Но сегодня на уроке хотелось бы выделить работу очень активных ребят…
X. Домашнее задание. (Презентация, слайд №9)
Учитель русского языка: Выучить параграф 49, задание на выбор: №253 или №256 (составление телефонного разговора с употреблением вежливой формы общения)
Учитель английского языка: Homework: составить диалог с употреблением вежливой формы общения.
(Презентация, слайд №10)
Учитель русского языка: Спасибо за урок!
Учитель английского языка: Thank you for the lesson!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
-Have you got a room of your own?
-Yes, I have. My room is quite big and comfortable.
-Are there any windows in it?
-Yes, there are. There is one window with yellow curtains on it.
-Is there a sofa or a bed in your room?
-There is a bed by the window and a small armchair on the left.
--You like your room, don’t you?
-Yes, I do. I enjoy spending my free time there: I play, read and do my homework in it. And I try to keep my room tidy.
— Hi, Jennifer!
— Hi, Jeff! How are you?
— I’m good, thank you! And you?
— I’m ok, thanks! Nice day, isn’t it?
— Yes, lovely. There is no a cloud in the sky!
— I hope such a good weather will be all weekend. I want to invite my friends to the picnic. Will you join us?
— Thanks for the invitation.
— Excellent. See you later!
— Bye!
- Are you in the fifth form, Lena?
- Yes, I am.
- How many pupils are there in your class?
- There are 18 girls and 10 boys in our class.
- How many new subjects do you study this year?
- We have Geography, Biology, History and Information Technology in our timetable.
- Do you get good or bad marks at school?
- I always get good and excellent marks.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
What is the tastiest fruit?
Mother said: It’s an orange, I think.
No, I’m sure an apricot is!-the son answered.
A water-melon, please! – the father shouted.
But the daughter said: It’s a pine-apple.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Mike: Good morning, Mrs Smith!
Mrs Smith: Good morning, Mike! How can I help you?
Mike: I`d like to read fairy tales.
Mrs Smith: Take this book, please! It`s a very interesting book. These are fairy tales by A. Pushkin
Mike: Thank you. Good bye.
Mrs Smith: You are welcome. Good bye.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
AB
1.поздоровайся
(используй обращение
Mrs)2. ответь на приветствие, спросите, чем можете помочь
3. Сообщите, чтобы вы хотели почитать
4. предложите книгу. Скажите, что это интересная книга. Назовите автора.
5. поблагодарите и попрощайтесь
6. попрощайтесь
AB
1.поздоровайся
2. ответь на приветствие
3. спроси, как зовутB
4. представься и спроси, как зовутА
5. представься и спроси, откуда родомВ
6. ответить и спроси, откуда родомА
7. ответь и скажи, что рад познакомиться
8. скажи, что рад познакомиться тоже
9. попрощайся
10. попрощайся