Интеллект-карты – эффективный прием для развития познавательной самостоятельности обучающихся
Иванова ЕВ, учитель физики
Новые цели образования предполагают формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности.
Качество образовательного процесса во многом определяется тем, в какой степени обучающийся является субъектом познания, проявляя в процессе обучения активность и познавательную самостоятельность.
Система подготовки, функционирующая в настоящее время в средней школе, недостаточно учитывает именно это обстоятельство.
Вот почему тема моей работы - развитие познавательной самостоятельности у учащихся в процессе обучения на уроках естествознания повысится, если процесс обучения будет основан на исследовательском методе изучения. Одним из эффективных на мой взгляд, приемов является применение интеллект-карт.
Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению.
При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями; метод позволяет взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое. Богатые возможности, которые предоставляют карты памяти, позволяют использовать их для решения самых разнообразных задач. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким и логичным.
Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).
Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводиться больше места под рисунок, что позволит расширять и моделировать его. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы). Используя разноцветные ручки, выводиться из «главной идеи» линии (ветви), каждая их которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается. Для того чтобы назвать ветвь необходимо подобрать определенное ключевое слова, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова.
Можно детализировать карту настолько, насколько это нужно для понимания текста.
Ключевые слова пишутся печатными буквами и разборчиво. Размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между различными идеями.
Советы по составлению интеллектуальных карт:
В центре страницы пишется, и обводиться главная идея (образ).
Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета.
Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей.
Добавляются символы и иллюстрации.
Писать надо разборчиво заглавными (печатными) буквами.
Важные идеи записываются более крупным шрифтом.
Подчеркиваются слова и используются жирные буквы.
Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.
При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально.
Для совершенствования интеллектуальных карт требуется практика .
Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов, учиться различать, видовые понятия.
Более того, развиваются коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарища по группе, формируется желание быть активным, проявлять инициативу, воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. То есть коллективная работа по интеллектуальным картам способствует формированию мотивации к обучению, эмоционально волевой сфере, умению работать в коллективе, внимание, усидчивость, настойчивость.
С введением ФГОС учитель должен не просто «накормить» ребёнка информацией, а научить его «добывать» и использовать её.
Вы можете задать мне вопрос: “А как же использовать интеллект-карты на уроках?”
На практике мной апробированы и используются следующие способы организации учебной деятельности со школьниками на основе карт:
при проведении текущего контроля (по готовой карте объяснить значение линий и стрелок) формируются регулятивные УУД
при работе в группах (по готовой карте, но оставив пустыми некоторые места, выполнить задания: заполнить пустые фигуры, подписать линии или изобразить пропущенные объекты) формируются коммуникативные УУД
в качестве задания на дом (составить интеллект-карту по пройденной теме урока), происходит формирование познавательных УУД, смыслового чтения.
Мною этот метод используется по темам: для 7-го класса «Силы», «Давление»; для 8класса «Энергия», «Теплопередача», для 9 класса «Звуковые колебания», «Радиоактивность».
По-моему, создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на уроке по любому предмету.