«Интеллект-карты как инструмент визуализации
учебного материала на уроках математики»
Гордеева Марина Эвальдовна,
учитель математики,
МБОУ «Космодемьянская СОШ»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДА «ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ»
О методе «интеллект-карт» как эффективном методе визуализации учебного материала
Технология построения интеллект-карт
2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА «ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ» НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы, в том числе формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Задача учителя – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания.
Одним из методов, отвечающих возникающим в современном обществе потребностям и помогающим повысить эффективность образовательного процесса, является создание и использование интеллект-карт, представляющих собой графическое изображение информации.
Когнитивные(познавательные) процессы скрыты от наблюдения, поэтому управление ими с целью коррекции и развития представляет серьёзную проблему при обучении. Предмет «Математика» нуждается в определенных подходах и использовании методов, позволяющих эффективно работать с большим объемом информации и качественного его усвоения. Эта проблема может быть решена, если в образовательный процесс на уроках математики ввести метод «интеллект-карт», который визуализирует процессы мышления, т.е. делает их наблюдаемыми. Интеллект-карта – это графическое выражение процесса радиантного мышления.
В данной работе рассматривается метод «Интеллект – карт» как способ визуализации учебного материала на уроках математики.
Актуальность и новизна: Информационная насыщенность современного мира требует специальной подготовки учебного материала перед ее предъявлением обучаемым. Назрела потребность в обосновании и активном внедрении специальной технологии, позволяющей решать проблемы компоновки знаний и их оперативного использования. В наибольшей степени данную проблему способна решить технология визуализации учебной информации, в основе которой лежат различные эффективные способы обработки и компоновки информации, позволяющие ее представлять в компактном, удобном для использования виде. В таких условиях метод «Интеллект-карт» является очень актуальным. Он помогает систематизировать знания, а также помогает увеличить одно из главных качеств, необходимых современному человеку – креативное, творческое мышление.
Цель: Изучение возможностей применения метода «Интеллект-карт» как способа визуализации информации на уроках математики в качестве средства творческого(креативного) и интеллектуального развития учащихся.
Для достижения цели данного исследования необходимо осуществить три основные задачи.
Задачи:
1. Изучить научную литературу, касающуюся визуализации информации методом «Интеллект-карт» и его практическое приложение.
2. Рассмотреть возможность влияния метода «Интеллект-карт» как способа визуализации информации на уроках математики на развитие творческого(креативного) и интеллектуального уровня учащихся в учебном процессе.
3. Провести обработку и анализ результатов эксперимента и осуществить оформление результатов исследования.
Объект исследования: Образовательная деятельность
Предмет исследования: Визуализация учебного материала на уроках математики с использованием метода «Интеллект-карт».
Практическая значимость: Практическая значимость работы состоит в том, что в работе рассмотрены преимущества использования метода «интеллект-карт», выступающего в качестве средства визуализации учебного материала для активизации творческих способностей, изучения нового материала, конспектировании учебного материала, формировании системного мышления, повторения и обобщения, контроля и коррекции усвоения, групповой деятельности, проведении мозгового штурма, рефлексии, актуализации знаний.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДА
«ИНТЕЛЛЕКТ - КАРТ»
О методе «интеллект - карт» как эффективном методе визуализации учебного материала
Термин «визуализация» происходит от латинского visualis – воспринимаемый зрительно, наглядный. Под «визуализацией информации» понимается графическое представление абстрактных данных (по Т. Бьюзену).
Изучение психических процессов, таких как мышление, память, восприятие, а также особенностей протекания данных процессов предопределяют важность рассмотрения процессов визуализации в обучении, так как визуализация учебной информации позволяет решить целый ряд педагогических задач, а именно, обеспечение интенсификации обучения, активизации учебной и познавательной деятельности, формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий, передачи знаний и распознавания образов, повышения визуальной грамотности и визуальной культуры.
В виде дидактических(педагогических) инструментов, визуализация ускоряет и углубляет понимание структуры знаний предметной учебной области, она дает более полное описание учебных понятий и связей между ними, помогает глубокой обработке знаний, способствует и улучшает способность применения знаний в новых ситуациях, позволяет связать понятия из разных областей учебного предмета.
Необходимо отметить, что ведущим видом восприятия информации является зрительное, что предполагает как развитие традиционно-наглядных, так и инновационных средств и приемов, позволяющих активизировать работу зрения в процессе обучения. Известно, что до 90 % информации человек получает через зрительный канал восприятия.
В связи с этим возрастает роль визуальных моделей представления учебной информации, позволяющие преодолеть затруднения, связанные с обучением, опирающимся на абстрактно-логическое мышление. В зависимости от вида и содержания учебной информации используются приемы ее уплотнения или пошагового развертывания с применением разнообразных визуальных средств.
На практике, используются более сотни методов визуального структурирования - от традиционных диаграмм и графов до «стратегических» карт, лучевых схем-пауков и каузальных цепей. Такое многообразие обусловлено существенными различиями в природе, особенностях и свойствах знаний различных предметных областей. Наибольшей информационной емкостью и универсальностью обладают интеллект - карты.
В разных источниках по-разному дается определение интеллект-карт. Вот некоторые из определений:
Интеллект-карта – это графическое выражение процессов многомерного мышления и поэтому является наиболее естественным способом интеллектуальной деятельности человека;
Интеллект-карты – это мощный визуальный метод, предоставляющий универсальный ключ к раскрытию интеллектуального потенциала каждого человека вне зависимости от возраста;
Интеллект-карты – это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию, мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Интеллект-карта, известная также как ментальная карта или ассоциативная карта (с английского «Mind map» - «карты ума», «карты разума», «интеллект-карты», «карты памяти», «ментальные карты», «ассоциативные карты», «диаграмма связей», «ассоциативные диаграммы» или «схемы мышления») — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи. Метод использования интеллект-карт разработан психологом Тони Бьюзеном, который во время своего обучения искал способ эффективного запоминания и систематизирования информации. Тони Бьюзен является специалистом в области саморазвития, развития памяти и мышления. Данный способ работы с информацией в тех или иных вариациях или под другими названиями существовал еще задолго до Тони Бьюзена. Но, тем не менее, именно Тони Бьюзен стал популяризатором идеи интеллект-карт как эффективного способа работы с информацией. Данная структура изложения не использует возможности мозга, такие как:
— визуальные образы;
— графическое представление информации;
— пространственная ориентация;
— ассоциации и гештальт (целостное восприятие).
К недостаткам линейного конспектирования относятся:
1. Потеря ключевых слов. Визуально, ключевые слова просто теряются в массе менее важных слов. В итоге, не формируются необходимые ассоциации, связывающие ключевые понятия;
2. Сложность запоминания информации. Когда скучно, нет эмоций и лишь однообразный текст – мозг теряет остроту восприятия и плохо запоминает;
3. Потеря большого количества времени. При линейном конспектировании записывается много ненужной информации. И впоследствии теряется время на ее прочтение. Также теряется время на поиск важных ключевых понятий;
4. Не стимулируются творческие возможности мозга. Не формируются ассоциации, а значит не происходит творческий подход к обработке и запоминанию информации.
Альтернативой являются интеллект - карты — запись информации, основанной на визуальном мышлении и совместной работе правого и левого полушарий мозга.
Автор методики интеллект - карт Тони Бьюзен обнаружил, что проблема кроется в механизме работы человеческого мозга. Известно, что левое полушарие мозга отвечает за логические аспекты: речь, операции с последовательностями, линейным представлением информации, операции с перечнями, списками, числами. Правое же решает абстрактные задачи: пространственную ориентацию, целостность восприятия, воображение, восприятие цвета и чувство ритма. Способности мозга по восприятию и переработке различных видов информации, представленных в разных формах, автор называет кортикальными способностями. Традиционные способы переработки информации задействуют в основном кортикальные способности левого полушария. Если учесть, что при этом используются лишь половина возможностей мозга, то и обучение становится неэффективным. Левое и правое полушария не взаимодействуют друг с другом.
В основу своего метода Бьюзен положил основные принципы работы человеческого мозга, объяснил, что мы используем наш биологический компьютер под названием «мозг» неэффективно, и предложил способ повысить эту эффективность.
Теория радиантного мышления явилась основой данного метода. Радиантное мышление – это процесс мышления, при котором в центре находится некий объект, который дает импульс к рождению множества ассоциаций, которые становятся центральным образом но уже для другого ассоциативного процесса.
Преимущества интеллект - карт заключается в том, что вы получаете удовольствие от творчества и тратите меньше времени, чем тратили бы на работу с обычными текстами. Информацию легче воспринимать и запоминать, когда она наглядно, структурно представлена на одном листе. Интеллект-карта отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями. Когда вы создаете, вы убиваете сразу нескольких зайцев: записываете информацию, запоминаете ее, развиваете мышление (ассоциативное, творческое, логическое), память, при этом задействуете весь потенциал своего мозга! Да и сама интеллект карта по форме напоминает работу мозга (нейроны мозга). Учебная информация, представленная в виде интеллект-карты сильно сжата, но, в то же время содержит всю совокупность её нюансов, свойств и особенностей.
В процессе обучения математике, могут быть использованы разные виды интеллект-карт.
«КАРТА ПАМЯТИ» представляет собой интеллект – карту, содержащую систему иерархии ключевых слов и систему символизации, являющуюся отображением процесса. «КАРТА ПАМЯТИ» применяется для развития творческих способностей, генерирования новых идей, написания выступлений, сбора и систематизации информации.
«КАРТА ТЕКСТА» позволяет понять и на 100% запомнить любой текст, является основополагающим методом обработки и запоминания больших объемов текстовой информации. «КАРТА ТЕКСТА» содержит систему выбора ключевых слов, систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации. «КАРТА ТЕКСТА» мощно развивает аналитическое мышление, позволяет увидеть структуру текста и перестроить ее в строгой логической последовательности, запомнить текст со 100% точностью и вспомнить его в нужный момент по зрительному ключу.
«КАРТА ПРАВИЛА» ускоряет процесс запоминания правил и формирование навыков их практического применения. «КАРТА ПРАВИЛА» содержит систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации.
«КАРТА УЧЕБНИКА» позволяет понять и на 100% запомнить весь учебник или книгу. «КАРТА УЧЕБНИКА» составляется поэтапно и включает в себя другие виды интеллект – карт, содержит систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации.
«МНЕМОНИЧЕСКАЯ КАРТА» применяется для 100% запоминания большого объема точной информации, т.е. различных списков, таблиц, сложных текстов и т.п. «МНЕМОНИЧЕСКАЯ КАРТА» строится на основе «Универсальной техники запоминания точной информации», содержит систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации.
«КОНСПЕКТ – КАРТА» в 5 раз ускоряет процесс записи выступлений, лекций и их качественное усвоение. «КОНСПЕКТ – КАРТА» содержит систему выбора ключевых слов, систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему символизации. «КОНСПЕКТ – КАРТА» мощно развивает аналитическое мышление, позволяет глубже понять и увидеть структуру выступления или лекции, а затем перестроить ее в строгой логической последовательности, внести нужные изменения и дополнения.
«ВОПРОС – КАРТА» ускоряет процесс формирования навыков, опираясь на алгоритмы мышления (деятельностный подход), например, навык выражения мысли. «ВОПРОС – КАРТА» применяется там, где важны не сами вопросы, а их последовательность. «ВОПРОС – КАРТА» улучшает процесс коммуникации и позволяет принять взвешенные решения.
«КАРТА МЫШЛЕНИЯ» применяется для всестороннего анализа и планирования деятельности, для стратегического планирования развития личности. «КАРТА МЫШЛЕНИЯ» представляет собой систему из нескольких интеллект – карт. «КАРТА МЫШЛЕНИЯ» позволяет выстроить цепочку целей (долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных) и в долгосрочной перспективе спланировать деятельность учащихся.
Благодаря визуализации информации метод интеллект-карт позволяет обучающимся:
Сформировать регулятивные (организационные), коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия;
Повысить работоспособность и эффективность обучения;
Повысить качество обучения;
Сформировать орфографические навыки;
Обогатить словарный запас;
Повысить уровень навыков рисования;
Подготовиться к итоговой аттестации по предмету.
Для преподавателей метод интеллект-карт предоставляет возможность:
Глубоко изучать личность учащихся и обнаруживать причины их когнитивных и эмоциональных затруднений;
Вести мониторинг когнитивных(познавательных) и личностных изменений, происходящих с учащимися в образовательном процессе;
Разрабатывать и реализовывать программы коррекции когнитивных и эмоциональных затруднений;
Развивать креативность школьников;
Сформировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт;
Сформировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров, проведение контент-анализа и т. д.);
Улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) учащихся;
Ускорять процесс обучения.
Метод интеллект - карт можно использовать на разных типах и формах урока, во внеурочной деятельности, при подготовке домашнего задания:
изучение нового материала;
мозговой штурм;
повторение;
обобщение и анализ;
конспектирование;
контроль;
рефлексия.
Технология построения интеллект - карт
Интеллект - карта реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи.
Центральный образ – одно из ключевых понятий в создании интеллект-карт, без которого невозможно создание ключевых ассоциаций, являющихся основой для построения интеллект-карт. Он должен быть для обучающихся самым ярким объектом, потому что будет являться центром внимания, основной целью создания интеллект-карты.
Таким образом, интеллект-карта выступает и как средство наглядного представления объектов и закономерностей изучаемого материала, и как средство представления тех действий и операций, которые должны быть выполнены и освоены учащимися при выявлении этих объектов и закономерностей.
Отличительными особенностями метода являются:
визуализация структуры и образности излагаемой информации;
привлекательность;
активное использование цвета и многомерных объектов;
концентрация внимания на важных объектах;
графическое представление информации;
наличие элементов творчества.
Критериями интеллект-карты является наличие в ней:
центрального образа, соответствующего теме интеллект-карты;
чёткой разветвлённой структуры, построенной на основе ключевых понятий − главных ветвей;
информации, раскрывающей содержание ключевых понятий (ответвления второго, третьего и т.д. уровней);
связей между элементами структуры.
Законы интеллект-карт Т. Бьюзен разделяется на две группы: законы содержания и оформления и законы структуры.
Основные рекомендации для построения интеллект – карты
Интеллект-карта строится на плоскости: рисуется на листе бумаги от руки или создается на экране компьютера.
Формат бумаги, расположение. Для составления Интеллект-карт необходимо использовать лист формата А4, А3 или А2, или лист ватмана, преимущественно белого, либо однотонного цвета. Так как ментальная карта имеет тенденцию увеличиваться в боковых частях, следует выбирать альбомную ориентацию, располагая лист горизонтально.
Центральное изображение. Вместо линейной записи следует использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания. При этом центральное изображение или сочетание «слово + изображение» должно сразу привлекать внимание, быть ярким и запоминающимся визуально. Образ должен вызывать эмоции, провоцировать работу мыслей в определенном направлении, для этого нужно создавать его из трех цветов и более. Для листа формата А4 размер центрального изображения должен быть примерно 5 см в диаметре.
Главные ветви. К центральному изображению примыкают главные ветви или линии, которые обозначают области основного предмета. От основных ветвей с наиболее важными понятиями отходят неразрывные и взаимосвязанные ответвления с производными понятиями. Уместное количество главных линий – от пяти до девяти, при этом их следует рисовать более яркими и четкими, по сравнению с ответвлениями, это делает более понятной иерархичность карты. Длина линии должна соответствовать длине слова или изображения, расположенного над нею. Это позволит избежать нерационального использования пространства или визуального разрыва из-за длинных ветвей и коротких слов. Важно, чтобы линии были гибкими и органичными, и заполняли лист по направлению к углам. Для облегчения восприятия карты ореол вокруг целой сформировавшейся ветви можно заштриховать мягким светлым тоном, так как сначала происходит ознакомление с одной из главных ветвей и всех ее ответвлений, прежде чем переходить к следующей. Также стоит обозначать ассоциации. Если ветви одного порядка имеют что-то общее, их соединяют линией или стрелкой, отображающей направление мысли. При этом слегка рушится «древовидность» создаваемой «ментальной карты», но становятся более выраженными не только отдельные потоки ассоциаций, но и взаимосвязи между ними. Желательно рисовать 3-5 линий-стрелок на одной карте. Обозначенные связи между ветвями одного порядка, делают Интеллект–карту «объемной».
Структура. Интеллект-карты имеют Радиальную структуру, в которой должна быть соблюдена иерархия мыслей. Идеи нужно располагать от центра в стороны. Ближе к центру находятся более важные понятия, дальше от центра – менее важные, после чего детали отражаются в наименьших ответвлениях. Порядок ветвей на карте идеи нумеруется и соответствует ходу часовой стрелки, поэтому в левой части карты последовательность идей следует снизу вверх. Нумерация позволяет четко обозначить последовательность изложения материала и способствует связному и логичному изложению мыслей. Вместо цифр можно использовать буквы. Важно выстроить структуру так, чтобы от каждой ветви отходило максимум три – четыре ответвления.
Слова. Текста в Интеллект-карте должно быть как можно меньше. Следует использовать слова, которые помогут вспомнить связанные с ними знания, образы, цепочки мыслей и чувства, то есть те, которые представляют какую-то мысль или значение, являются ключевыми. Причем желательно использовать не более одного слова на ветвь. Нужно быть очень сосредоточенным, чтобы сжать мысль или фразу до одного слова. Преимущество здесь в дополнительном умственном усилии, которое способствует повышению концентрации внимания во время картирования идеи. Результатом этого становятся более глубокое запоминание материала и более легкая его активизация в памяти в дальнейшем. Составление Интеллект-карты подразумевает классификацию ключевых слов на основные и производные понятия. Для этого необходимо определить: каковы основные аспекты изучаемой темы; какие понятия являются взаимозависимыми; что важнее всего остального, что менее в данной теме. Самый удобный способ определения ключевых слов – облекать собственные мысли в конкретную внешнюю форму. В итоге, при составлении ментальной карты, на листе может находиться около тридцати слов, которые способны хранить информацию с двадцати страниц линейного текста. Писать слова нужно непосредственно на ветвях в одну линию, строго горизонтально. Изменение размера, шрифта, начертания букв, а также использование различных аббревиатур и условных обозначений, или преувеличение некоторых понятий способствует лучшему восприятию и четкому прочтению карты, вносит определенное разнообразие и акценты.
Символы, изображения. Рисунки и символы служат одним из важнейших инструментов, с помощью которых картируются идеи, ментальная карта может целиком состоять из изображений. Они необходимы, чтобы максимально облегчить восприятие и запоминание материала. Поэтому следует рисовать их как можно более простыми и ясными, исключающими всякую неоднозначность трактовки. При этом применение различных цветов сделает изображения более привлекательными и объемными. Также изображения могут быть юмористическими - это доставит большее удовольствие при прочтении карты, что, в свою очередь, улучшит запоминание. В центральной части рекомендовано использовать иллюстрацию, чтобы Интеллект-карта была образной.
Цвет. Человек способен различать мельчайшие оттенки цветов, поэтому стоит использовать этот ресурс. Обычно для ментальной карты хватает 4-8 цветов. Если цветов больше – то от их разнообразия рябит в глазах, и цвета перестают нести нужную смысловую нагрузку. Каждую главную ветвь рекомендуется окрашивать в определенный цвет, отличный от других для большей наглядности. Все ответвления, отходящие от этой ветви, желательно закрашивать используя маркер того же цвета. Следует использовать разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию информации. Если вдруг важные элементы материала находятся на периферии карты, для того, чтобы они привлекали внимание, можно применить текстовыделитель.
Форма. Форма созданной ментальной карты также многое выражает. Цельная, крепкая форма показывает, что составляющий ее человек хорошо разобрался в теме. Некоторая искривленность и эстетическое отторжение определенной части на Интеллект-карте - явный признак того, что ей необходимо уделить особое внимание, возможно доработать, так как информация, излагаемая в данной области карты может быть слабым местом в понимании раскрываемой темы.
Алгоритм действий при построении интеллект-карты
1. Центральный образ (основную идею) располагаем в центре листа.
Центральный образ должен быть для вас самым ярким объектом, потому что он будет являться вашим центром внимания, основной целью создания интеллект-карты. Для этого максимально четко ставьте задачу, используйте при создании центрального образа наиболее «цепляющие», вдохновляющие вас в данный момент цвета и рисунки. Начинайте с главной мысли — и у вас появятся новые идеи, чем ее дополнить.
2. Основные темы, непосредственно связанные с объектом внимания (ветви 1-го уровня), изображаем расходящимися от центрального образа в виде плавных линий (ветвей), обозначаем и поясняем ключевыми словами или образами, ассоциирующимися с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею. Создавать и читать следует по часовой стрелке, начиная от правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт. Если вы задаете другую последовательность, вам необходимо пронумеровать очередность чтения.
3. Вторичные идеи также изображаем в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка, то же справедливо и для третичных ветвей и т.д.
Связывайте мысли! Использование связующих ветвей помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ. Используйте не более чем 7±2 ответвления от каждого объекта, а лучше — не больше 5–7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.
4. Делаем карту более эффективной и привлекательной с помощью использования множества цветов. В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время. Разные цвета могут по-разному восприниматься и имеют разное значение в разных культурах и у разных людей.
5. Добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами. Экспериментируйте! Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже должна быть уникальной и неповторимой. Не бойтесь экспериментировать, пробовать, искать и находить лучшие способы представления информации, максимально подходящие именно для вас. Используйте ключевые слова! Их должно быть немного, чтобы они не складывались в законченное предложение. Старайтесь все слова располагать горизонтально. Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию. Используйте печатные буквы. Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями. Информация, поданная в виде ключевых слов, связанных наглядно друг с другом, заставляет мозг работать максимально быстро.
6. При необходимости можно соединить понятия на разных ветках с помощью дополнительных стрелок. Стрелки могут быть разных цветов, толщины, начертания. Все зависит от их важности в данной интеллект-карте. Не создавайте прямых линий!
7. Для большей понятности можно оформить фоновыми цветами различные смысловые блоки, обозначить нумерацию. Используйте группировку для обозначения односмысловых групп. Это могут быть разноцветные фоны, просто контуры или что-то другое. Если вы не используете в своей интеллект-карте правило чтения по кругу (по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла), смысловые блоки следует пронумеровать. Как правило, впоследствии для восприятия информации с интеллект-карты вам даже не нужно будет читать, что там написано, — достаточно будет пробежаться по рисункам, и у вас в голове тут же всплывет необходимая информация.
Для создания карт памяти, можно использовать специальное программное обеспечение и сетевые сервисы. Существует более 200 как платных, так и бесплатных сервисов для создания интеллект-карт, например: программы – XMind, FreeMind, Mind Node;
онлайн-сервисы – Coggle, MindMeister, ExamTime, MindMup; мобильные приложения – SimpleMind Free, Mindly, Mindomo.
2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА «ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ» НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Предмет «Математика» является одним из главных предметов школьного образования. Объем информации, получаемой в ходе изучения математики достаточно велик, следовательно, использование метода «Интеллект-карт» для визуализации, компактного представления больших объемов информации, установки связей, классификации будет эффективным.
Как было описано выше, визуализация информации эффективно влияет на развитие творческого и интеллектуального потенциала. Для достижения цели нашего исследования, а именно изучения возможности использования метода «Интеллект-карт» для повышения творческого и интеллектуального потенциала учащихся, было произведено исследование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Были рассмотрены возможности влияния метода «Интеллект-карт» как способа визуализации информации на уроках математики на развитие интеллектуального уровня учащихся в учебном процессе. Проанализировав данные исследования, удостоверились, что метод «Интеллект-карт» как способ визуализации действительно помогает повышению творческого и интеллектуального потенциала учащихся. Метод дает возможность сформировать у учащихся осознанное отношение к изучаемому материалу при условии, что наглядный, яркий, структурированный материал еще и легче запоминается. Установка на комплексное описание изучаемого объекта и длительная тренировка в этой деятельности формирует у ученика познавательную потребность в системном видении окружающего мира и умения отражать эти его свойства с помощью интеллект-карт. Информация, приобретённая в ходе работы по составлению интеллект - карт, не только сохраняется дольше, но она может использоваться намного более успешно для решения новых проблем. Последний вывод очень важен для реализации целей деятельностного обучения и борьбы с угрозой информационного перенасыщения. Для многих учащихся метод «Интеллект-карт» необходим для того, чтобы просто не дать угаснуть творческому потенциалу.
Таким образом, метод «интеллект – карт», как основа организации учебного процесса, является весьма перспективной альтернативой традиционному образованию и позволяет существенно повысить уровень информационной компетентности школьников.