СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра по функциональной грамотности "Знание - сила"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальная игра по функциональной грамотности для учащихся 4 классов "Знание - сила". Игра позволяет проверить знания учащихся в пяти областях знаний: русский язык, естественно - научная грамотность, финансовая грамотность, Открытия которые изменили мир, математическая грамотность.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра по функциональной грамотности "Знание - сила"»

Интеллектуальная игра «Знание - сила» 4 класс Автор: методист МБУ ДО Лежневского ЦВР Крылова Т.А.

Интеллектуальная игра

«Знание - сила»

4 класс

Автор: методист МБУ ДО Лежневского ЦВР Крылова Т.А.

 Вопросы первого тура «Знатоки русского языка»

Вопросы первого тура

«Знатоки русского языка»

 Вопрос №1: Дано 12 слов, буквы в которых изменили место. Надо расставить буквы по местам и собрать слово. ПРА, КУШПА, ДЛЕП, СЫЛЕСОП, ТУХПЕ, ЛОП, ЛАЧЕП, ПСЕ, ТОКЛОМО, МОВАРСА, ЗОРЛЕВИТЕ, ДАКОМАН .    Ответ: пар, пушка, плед, пылесос, петух, пол, пчела, пес, молоток, самовар, телевизор, команда.

Вопрос №1: Дано 12 слов, буквы в которых изменили место. Надо расставить буквы по местам и собрать слово.

ПРА, КУШПА, ДЛЕП, СЫЛЕСОП, ТУХПЕ, ЛОП, ЛАЧЕП, ПСЕ, ТОКЛОМО, МОВАРСА, ЗОРЛЕВИТЕ, ДАКОМАН .

 

Ответ: пар, пушка, плед, пылесос, петух, пол, пчела, пес, молоток, самовар, телевизор, команда.

Вопрос №2:  Раскройте смысл выражений, которые называются крылатыми? 1. В час по чайной ложке. 2. Прикусить язык. 3. Ни пуха, ни пера. 4. Зарубить на носу. 5. При царе Горохе. 6. Палец о палец не ударил. 7. Сквозь землю провалиться. 8. Мороз по коже пробежал. 9. Медведь на ухо наступил.  Ответ: Медленно, Замолчать, Пожелать удачи, Запомнить, Очень давно, Ничего не делал, Очень стыдно, Сильный испуг, Нет музыкального слуха.

Вопрос №2: Раскройте смысл выражений, которые называются крылатыми?

1. В час по чайной ложке.

2. Прикусить язык.

3. Ни пуха, ни пера.

4. Зарубить на носу.

5. При царе Горохе.

6. Палец о палец не ударил.

7. Сквозь землю провалиться.

8. Мороз по коже пробежал.

9. Медведь на ухо наступил.

Ответ: Медленно, Замолчать, Пожелать удачи, Запомнить, Очень давно, Ничего не делал, Очень стыдно, Сильный испуг, Нет музыкального слуха.

Вопрос №3: Какое из перечисленных словосочетаний не имеет переносного смысла? Обвести вокруг пальца. Смотреть сквозь пальцы. Согнуть палец. Пальцами не пошевельнуть.   Ответ: Согнуть палец

Вопрос №3: Какое из перечисленных словосочетаний не имеет переносного смысла?

Обвести вокруг пальца.

Смотреть сквозь пальцы.

Согнуть палец.

Пальцами не пошевельнуть.

 

Ответ: Согнуть палец

 Вопрос №4: Отгадайте фразеологические загадки. 1. Не цветы, а вянут. Не ладоши, а ими хлопают, если что-то не понимают. Не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. 2. Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело. Её «просит» рваная обувь. Она в голове у путаников.  Ответ: Уши. Каша.        

Вопрос №4: Отгадайте фразеологические загадки.

1. Не цветы, а вянут.

Не ладоши, а ими хлопают, если что-то не понимают.

Не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

2. Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело.

Её «просит» рваная обувь.

Она в голове у путаников.

Ответ: Уши. Каша.        

Вопрос №5:  Отгадайте шарады. Первое – форма арбуза. Все догадаться уже вы смогли? А из второго вкусную кашу варит на завтрак мамочка вам. Целое музыку будет дарить. Если за ручку тихонько крутить ? Первое – предлог,  Второе – летний дом.  А целое порой  Решается с трудом.   Ответ: Шарманка, Задача.

Вопрос №5: Отгадайте шарады.

Первое – форма арбуза. Все догадаться уже вы смогли?

А из второго вкусную кашу варит на завтрак мамочка вам.

Целое музыку будет дарить.

Если за ручку тихонько крутить ?

Первое – предлог, Второе – летний дом. А целое порой Решается с трудом.

Ответ: Шарманка, Задача.

Вопросы второго тура «Царица всех земных наук»  ( математическая грамотность )

Вопросы второго тура

«Царица всех земных наук»

( математическая грамотность )

 Вопрос №1: На выполнение домашнего задания Сережа тратит 100 минут. В какое время он закончит выполнение домашней работы, если приступит в 15ч.30 мин?  Ответ: 17 час. 10 мин.

Вопрос №1:

На выполнение домашнего задания Сережа тратит 100 минут. В какое время он закончит выполнение домашней работы, если приступит в 15ч.30 мин?

Ответ: 17 час. 10 мин.

 Вопрос №2: Расстояние от дома Андрея до школы 400 метров. Какой путь преодолевает мальчик каждый день, если после занятий он ежедневно посещает спортивные секции, но на обед ходит домой?    Ответ: 1600 метров

Вопрос №2:

Расстояние от дома Андрея до школы 400 метров. Какой путь преодолевает мальчик каждый день, если после занятий он ежедневно посещает спортивные секции, но на обед ходит домой?

Ответ: 1600 метров

Вопрос №3 : Вова и Таня после приема гостей помогают маме мыть посуду. За 1 минуту Вова моет 3 тарелки, а Таня 4. За какое время они вымоют 21 тарелку, если будут это делать одновременно?  Ответ: 3 минуты

Вопрос №3 :

Вова и Таня после приема гостей помогают маме мыть посуду. За 1 минуту Вова моет 3 тарелки, а Таня 4. За какое время они вымоют 21 тарелку, если будут это делать одновременно?

Ответ: 3 минуты

Вопрос №4: Перед соревнованиями на лыжной дистанции длиной 1 км, от старта до линии финиша, устанавливались флажки на расстоянии 100 метров друг от друга. Сколько флажков было установлено?    Ответ: 11 штук

Вопрос №4:

Перед соревнованиями на лыжной дистанции длиной 1 км, от старта до линии финиша, устанавливались флажки на расстоянии 100 метров друг от друга. Сколько флажков было установлено?

Ответ: 11 штук

Вопрос №5: Один любопытный мальчик поставил на сухую скатерть данные предметы. Нарисуйте какой они оставят след?   Ответ: Прямоугольник. Круг. Треугольник.

Вопрос №5:

Один любопытный мальчик поставил на сухую скатерть данные предметы. Нарисуйте какой они оставят след?

Ответ: Прямоугольник. Круг. Треугольник.

Вопросы третьего тура  « Мы, ребята, деловые » (Финансовая грамотность)

Вопросы третьего тура

« Мы, ребята, деловые » (Финансовая грамотность)

Вопрос № 1: Вы пришли в магазин, расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. Ответы впишите в таблицу. A. Выложить продукты из тележки. Б. Получить сдачу. В. Проверить сроки годности. Г. Выбрать продукты. Д. Проверить чек. Е. Оплатить покупки. Ё. Занять очередь в кассу. Ж. Взять тележку. Ответ: Ж, Г, В, Ё, А, Е, Б, Д

Вопрос № 1:

Вы пришли в магазин, расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. Ответы впишите в таблицу.

A. Выложить продукты из тележки.

Б. Получить сдачу.

В. Проверить сроки годности.

Г. Выбрать продукты.

Д. Проверить чек.

Е. Оплатить покупки.

Ё. Занять очередь в кассу.

Ж. Взять тележку.

Ответ: Ж, Г, В, Ё, А, Е, Б, Д

Вопрос №2: Отгадайте ребусы. Ответ: Рубль. Кредит.

Вопрос №2:

Отгадайте ребусы.

Ответ: Рубль. Кредит.

Вопрос № 3: Соотнесите валюту, используемую в мультфильмах с названием. Ребята стрелочками соединяют валюту с названием мультфильма . Валюта Соединить 1. Сольдо 2. Пиастры  Название мультфильма А . Али - баба и 40 разбойников 3. Эре 4. Доллар Б .Незнайка на луне В .Утиные истории 5. Сантик Г. Малыш и Карлсон 6 . Динары Д. Остров сокровищ Ж. Приключение Буратино Ответ: 1 - Ж,2 - Д, 3 – Г, 4 – В, 5 – Б, 6 - А

Вопрос № 3: Соотнесите валюту, используемую в мультфильмах с названием. Ребята стрелочками соединяют валюту с названием мультфильма .

Валюта

Соединить

1. Сольдо

2. Пиастры

Название мультфильма

А . Али - баба и 40 разбойников

3. Эре

4. Доллар

Б .Незнайка на луне

В .Утиные истории

5. Сантик

Г. Малыш и Карлсон

6 . Динары

Д. Остров сокровищ

Ж. Приключение Буратино

Ответ: 1 - Ж,2 - Д, 3 – Г, 4 – В, 5 – Б, 6 - А

Вопрос № 4: Мама решила приготовить роллы. Для приготовления ей нужны ряд ингредиентов: рис, лист нори, рисовый уксус, огурец, крабовые палочки, творожный сыр. Она отправилась за покупками в магазин. В каком магазине мама сделает выгодную покупку, если у неё в кошельке 300 рублей?

Вопрос № 4: Мама решила приготовить роллы. Для приготовления ей нужны ряд ингредиентов: рис, лист нори, рисовый уксус, огурец, крабовые палочки, творожный сыр. Она отправилась за покупками в магазин. В каком магазине мама сделает выгодную покупку, если у неё в кошельке 300 рублей?

Продукты Магнит Рис Хороший 61 рублей Лист нори Светофор 63 рублей 72 рублей Уксус рисовый 53 рубля Огурец 50 рублей 68 рублей Крабовые палочки 30 рублей 59 рублей 59 рублей 45 рублей 27 рублей 83 рублей Творожный сыр 32 рубля 75 рублей 57 рублей 60 рублей 26 рублей 45 рублей Ответ : В магазине «Светофор» мама сделает выгодную покупку, если в кошельке у неё 300 рублей.

Продукты

Магнит

Рис

Хороший

61 рублей

Лист нори

Светофор

63 рублей

72 рублей

Уксус рисовый

53 рубля

Огурец

50 рублей

68 рублей

Крабовые палочки

30 рублей

59 рублей

59 рублей

45 рублей

27 рублей

83 рублей

Творожный сыр

32 рубля

75 рублей

57 рублей

60 рублей

26 рублей

45 рублей

Ответ : В магазине «Светофор» мама сделает выгодную покупку, если в кошельке у неё 300 рублей.

 Вопрос №5:   У Сергея на счету было 600 рублей. Он потратил в столовой 120 рублей. На телефон пришло СМС -сообщение: «Отправь на номер 8919999-9999 в течение 10 минут 250 руб. и эта сумма тебе  вернётся удвоенной». СМС - сообщение оказалось мошенничеством. Сколько на счету у Сергея останется денег, если он отправил указанную в СМС сумму? Сколько, если не отправил?   Ответ : 230 рублей. 480 рублей.

Вопрос №5: У Сергея на счету было 600 рублей. Он потратил в столовой 120 рублей. На телефон пришло СМС -сообщение: «Отправь на номер 8919999-9999 в течение 10 минут 250 руб. и эта сумма тебе вернётся удвоенной». СМС - сообщение оказалось мошенничеством. Сколько на счету у Сергея останется денег, если он отправил указанную в СМС сумму? Сколько, если не отправил?

Ответ : 230 рублей. 480 рублей.

Вопросы четвертого тура « Любители природы » Естественно - научная грамотность .

Вопросы четвертого тура

« Любители природы » Естественно - научная грамотность .

Вопрос №1: Узнайте этот гриб по писанию.  «Шляпка - мясистая, у молодых грибов бледно-желтоватого цвета. Позже шляпка становится каштаново-бурого цвета, иногда темно-бурого. Форма шляпки округлая, выпуклая, затем более плоская. Верхняя поверхность шляпки гриба гладкая, нижняя поверхность - губчатая, мелкопористая, у молодого гриба - белая, у более зрелого - желтоватая с зеленоватым оттенком».  Ответ:   Белый гриб

Вопрос №1: Узнайте этот гриб по писанию.

«Шляпка - мясистая, у молодых грибов бледно-желтоватого цвета. Позже шляпка становится каштаново-бурого цвета, иногда темно-бурого. Форма шляпки округлая, выпуклая, затем более плоская. Верхняя поверхность шляпки гриба гладкая, нижняя поверхность - губчатая, мелкопористая, у молодого гриба - белая, у более зрелого - желтоватая с зеленоватым оттенком».

Ответ:   Белый гриб

Вопрос №2: Назовите, какие животные лишние в этой группе. Объясните свой выбор?  Ответ: Древесная птица — синица. Остальные птицы приспособлены к добыванию пищи па болоте.  

Вопрос №2: Назовите, какие животные лишние в этой группе. Объясните свой выбор?

Ответ: Древесная птица — синица. Остальные птицы приспособлены к добыванию пищи па болоте.

 

 Вопрос №3: Это высокое растение с яркими цветами можно увидеть на опушках, полянах, вырубках. У него два имени. Одно из них дано растению за то, что из его листьев можно приготовить напиток, похожий на чай.  Ответ: Иван – чай.

Вопрос №3:

Это высокое растение с яркими цветами можно увидеть на опушках, полянах, вырубках. У него два имени. Одно из них дано растению за то, что из его листьев можно приготовить напиток, похожий на чай.

Ответ: Иван – чай.

 Вопрос №4: Напишите чье это семечко?  1 3 2 5 4  Ответ: 1- липа, 2- фасоль, 3- ясень ,  4-дуб, 5- ель.

Вопрос №4: Напишите чье это семечко?

1

3

2

5

4

Ответ: 1- липа, 2- фасоль, 3- ясень ,

4-дуб, 5- ель.

 Вопрос № 5: Выберете животных, включенных в красную книгу РФ?   Кабарга Еж обыкновенный Лось Белый медведь Русская выхухоль Косуля европейская Ответ: Кабарга, белый медведь, русская выхухоль.

Вопрос № 5: Выберете животных, включенных в красную книгу РФ?

Кабарга

Еж обыкновенный

Лось

Белый медведь

Русская выхухоль

Косуля европейская

Ответ: Кабарга, белый медведь, русская выхухоль.

Вопросы пятого тура «Открытия, которые изменили мир»

Вопросы пятого тура

«Открытия, которые изменили мир»

Вопрос №1:  Древние египтяне смазывали волосы на голове жиром. В дни траура посыпали голову пеплом. Если в такие дни шел дождь, волосы на голове покрывались пеной, Что было изобретено на основе этого эффекта? Ответ: Мыло

Вопрос №1:

Древние египтяне смазывали волосы на голове жиром. В дни траура посыпали голову пеплом. Если в такие дни шел дождь, волосы на голове покрывались пеной, Что было изобретено на основе этого эффекта?

Ответ: Мыло

 Вопрос №2:  В 1938 г. венгерский художник и журналист Ласло Биро и его брат Георг, химик, запатентовали устройство, которое они назвали биро. Специальная жидкость из баллончика внутри прибора поступала на легко вращающийся стальной шарик.  О каком предмете идёт речь? Ответ: Шариковая ручка

Вопрос №2:

В 1938 г. венгерский художник и журналист Ласло Биро и его брат Георг, химик, запатентовали устройство, которое они назвали биро. Специальная жидкость из баллончика внутри прибора поступала на легко вращающийся стальной шарик. 

О каком предмете идёт речь?

Ответ: Шариковая ручка

Вопрос №3:  У древних людей не было мебели, поэтому они сидели на бревнах. Но бревна катались, поэтому кто-то придумал рубить его на части и сидеть на получившемся полене. Потом от полена стали отсекать ненужные части, пока пол сиденьем не осталось три-четыре палки. Какое изобретение получилось в результате этого?   Ответ: Табуретка.

Вопрос №3:

У древних людей не было мебели, поэтому они сидели на бревнах. Но бревна катались, поэтому кто-то придумал рубить его на части и сидеть на получившемся полене. Потом от полена стали отсекать ненужные части, пока пол сиденьем не осталось три-четыре палки. Какое изобретение получилось в результате этого?

Ответ: Табуретка.

Вопрос №4: Когда один из клиентов повара Джорджа Крама пожаловался, что картошка нарезана слишком толстыми ломтиками, повар взял картошку, порезал ее кусочками толщиной почти с лист бумаги и поджарил. Что изобрел повар?   Ответ: Чипсы.

Вопрос №4:

Когда один из клиентов повара Джорджа Крама пожаловался, что картошка нарезана слишком толстыми ломтиками, повар взял картошку, порезал ее кусочками толщиной почти с лист бумаги и поджарил. Что изобрел повар?

Ответ: Чипсы.

5.Вопрос. В первом веке нашей эры человек по имени Цай Лунь растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Всё это он смешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянная рама и сито из бамбука). После сушки на солнце, он эту массу разгладил с помощью камней. В результате получилось великое изобретение. О каком изобретении идёт речь? Ответ: Бумага.

5.Вопрос. В первом веке нашей эры человек по имени Цай Лунь растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Всё это он смешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянная рама и сито из бамбука). После сушки на солнце, он эту массу разгладил с помощью камней. В результате получилось великое изобретение.

О каком изобретении идёт речь?

Ответ: Бумага.

6 Вопрос. В названии этого изобретения объединились два латинских слова: «велокс» – «быстрый» и «педос» – «ноги». Дословно: для быстроногих.  О каком изобретении идёт речь? Ответ: Велосипед

6 Вопрос. В названии этого изобретения объединились два латинских слова: «велокс» – «быстрый» и «педос» – «ноги». Дословно: для быстроногих. 

О каком изобретении идёт речь?

Ответ: Велосипед