Интеллектуальная игра
«Путешествие в мир литературы»
5 «А», 5 «Б», 5 «В» класс
подготовила
Некрасова Т.А.
Материал подготовлен учителем МБОУ «СОШ № 42 г. Курска»
Некрасова Татьяна Андреевна
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Класс: 5 «А», 5 «Б», 5 «В»
Тема мероприятия: «Путешествие в мир литературы»
Цели:
образовательная: контроль базовых знаний, умений и навыков, полученных учащимися в курсе изучения русской литературы активировать интерес к литературе;
развивающая: развивать умений и навыков быстро и полно ответить на поставленный вопрос, применяя знания, смекалку, сообразительность;
воспитательная: умение работать в группах, прислушиваться к мнению других, из нескольких вариантов ответа выбирать правильный.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам; выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность произведения, сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
метапредметные: учение самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
личностные: формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению.
Оборудование: столы для команд, карточки с заданиями, чистые листы бумаги, ручки, карандаши, компьютер, мультимедийный проектор, презентации.
Ход игры: · В игре участвуют 3 команды. Учитель читает вопросы, играющие внимательно слушают его до конца. В течение 1 минуты команды советуются и принимают решение, кто будет отвечать. Капитан команды поднимает сигнал и называет имя игрока, который будет отвечать на поставленный вопрос. Выигрывает та команда, которая даст правильный ответ раньше всех, не сделав при этом фальстарта. Команде не засчитывается очко, если она дала неправильный ответ. Право передается соперникам. Выигрывает команда, которая набрала большее количество очков.
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Литература имеет огромное значение в истории развития общества. Человек всегда стремился к тому, чтобы передавать знания и делиться своими чувствами с другими людьми. Появление письменности можно считать первым шагом на пути к литературе. Известный писатель С. Михалков, обращаясь к читателям, писал:
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Сегодня мы совершим с вами удивительное путешествие в мир литературы, а путешествие наше пройдет в форме игры-викторины, в которой участвуют 3 команды.
Первый конкурс называется «Подготовка к путешествию»
Участникам необходимо придумать название своим командам и озвучить его.
Второй конкурс разминка «Сказки в вопросах и ответах»
Задание: командам зачитывают вопросы, на которые они должны ответить (отвечают дети, поднявшие первые руку). За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл.
1. В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (В тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
2. Назовите имя сказочного царя-долгожителя. (Кощей)
3. Назовите грозное оружие Соловья - Разбойника. (Свист)
4. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)
1. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка)
2. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды (рукав платья Царевны-Лягушки)
3. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (Шапку-невидимку)
4. Назовите «рабочее место» кота учёного? (Дуб)
5. В какой сказке рассказывается о тяжких последствиях плохого состояния средств противопожарной безопасности? («Кошкин дом»)
Подсказка №1. Автор литературного произведения Самуил Маршак
Подсказка №2. Главные герои произведения КОТ и КОШКА.
6. В какой сказке рассказывается о некоторых трудностях, связанных с доставкой свежей выпечки на дом? («Красная Шапочка»)
7. В нем 38 попугаев, 6 мартышек и 1 слонёнок. Кто это? (Удав)
8. Какие сказочные герои прожили «30 лет и 3 года»? (Старик со старухой)
Третий конкурс «ЗАГАДКИ»
Задание: каждой команде раздается карточка с загадками на которые нужно ответить, после озвучиваются загадки для всех команд. Если ответ правильный, то команда получает 1 балл, если ответ неверен, другим командам даётся возможность ответить и заработать баллы.
Первой команде:
а) Виден край, да не дойдёшь (горизонт)
б) Двое ходят, двое смотрят, а один водит и приказывает (человек)
в) Пять братьев вместе родятся, а ростом разные (пальцы)
Второй команде:
а) Он всюду: в поле и в саду, а в дом не попадет. И я никуда не пойду, пока он идёт (дождь)
б) Взглянешь-заплачешь, а краше его нет на свете (солнце)
в) Сторож плохой: слепой, глухой. Не тронешь - молчит, а тронешь- кричит (звонок)
Третьей команде:
а) Сама пестрая, ест зеленое, даёт белое (корова)
б) Идет в баню чёрен. А выходит, красен (рак)
в) Скручено, связано, на кол посажено, а по двору пляшет (метла)
Загадки для всех команд (каждой команде по 2 загадки):
1. Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка. Как зовут её? … (Красная Шапочка)
2. Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)
3. В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)
4. И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)
5. Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
6. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят…
(Волк и семеро козлят)
Четвертый конкурс «Капитаны»
Выполнить задание по карточке. (Всем командам раздается карточка с заданием; за каждый правильный ответ 5 баллов)
1. Кто написал «Муму»?
А) И.С. Тургенев
Б) А.П. Чехов.
В) Л.Н. Толстой.
2. Кто герой басен Ивана Андреевича Крылова?
А) Люди
Б) Звери
В) Неодушевленные предметы
3. Кого из приведенных ниже русских знаменитостей можно назвать одновременно физиком, художником, астрономом, металлургом, географом, просветителем и государственным деятелем?
А) Александр Сергеевич Пушкин.
Б) Михаил Васильевич Ломоносов.
В) Василий Андреевич Жуковский.
Пятый конкурс «Пословицы и поговорки»
Задание: собрать пословицу или поговорку из двух половинок, подставить необходимую цифру (каждой команде раздается карточка с заданием; за каждый правильный ответ 1 балл).
Что на уме
Что с возу упало
Человек не грибок
Чужого не надо
Чем длиннее день
Что посеешь
Чует кошка
Цену вещи узнаёшь
Храни себя от бед
Красна птица пением
Плох мастер
Расти большой
Умей взять
Тот будет рад
Кто за все берется
1) пока их нет.
2) да не будь лапшой.
3) кто найдет клад.
4) то пропало.
5) в день не вырастешь.
6) то и пожнешь.
7) тем короче ночь
8) умей и отдать.
9) то и на языке.
10) тому ничего не удаётся
11) плоха и работа.
12) своего не отдам.
13)как её потеряешь
14) а человек – умением
15) чьё мясо съел
Шестой конкурс «Веселый художник»
- Какой из отрицательных героев чаще всего встречается в русских народных сказках? (Баба - Яга)
Задание: Нарисовать Бабу - Ягу (каждой команде раздается лист бумаги). Поочерёдно каждый участник команды рисует:
Первый – голову
Второй – лицо (глаза, рот, нос)
Третий – ноги, руки
Четвертый – метлу
Пятый – ступу
За рисунок команда получает 1 балл.
Седьмой конкурс «Капитаны»
Задание: за 30 секунд капитану необходимо ответить на 12 вопросов. Если нет ответа, то нужно говорить «Дальше». За каждый правильный ответ капитан получает 1 балл.
Первому капитану:
1. Проворная зверюшка живет в дупле - избушке (Белка)
2. По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит (Гусь)
3. Кто на дереве сидит, клювом дерево долбит (Дятел)
4. Растет зеленый кустик, дотронешься - укусит (Крапива)
5. Человек, лечащий животных по сказке К. Чуковского (Айболит)
6. Днем спит, ночью летает, прохожих пугает (Сова)
7. Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет (Бабочка)
8. Самая маленькая девочка (Дюймовочка)
9. Зеленая царевна (Лягушка)
10. Дружит со щукой (Емеля)
11. Собеседница вороны, укравшая у нее сыр (Лиса)
12. Название сказки обо всех временах года (12 месяцев)
Второму капитану:
1. Деревянный мальчишка (Буратино)
2. Сколько было богатырей у мертвой царевны? (7)
3. Где хранится смерть Кощея? (В яйце)
4. Наглая плутовка, выгнавшая зайца из избушки (Лиса)
5. Мальчик, превратившийся в козленка (Иванушка)
6. Как звали его сестренку? (Аленушка)
7. Кто развалил теремок? (Медведь)
8. Папа Буратино (Карло)
9. Он похож на елку, шуба вся в иголках (Ёж)
10. Без рук, без ног, а на брюхе ползет (Змея, червяк)
11. Зимой белый, летом серый (Заяц)
12. Волшебный конек Иванушки (Горбунок)
Третьему капитану:
1. Всех я вовремя бужу, хоть часы не завожу (Петух)
2. Под водой живет народ, ходит задом наперед (Раки)
3. Самый маленький мальчишка (С пальчик)
4. Девочка с голубыми волосами (Мальвина)
5. Подружка семи гномов (Белоснежка)
6. Волшебная избушка (На курьих ножках)
7. Злая старуха, укравшая Иванушку (Баба - Яга)
8. Девушка, потерявшая башмачок (Золушка)
9. Первая жительница теремка (Муха - Цокотуха)
10. Девочка в ярком головном уборе (Красная Шапочка)
11. Сколько козлят съел волк (6)
12. Рыбак, ловивший рыбу хвостом (Волк)
Восьмой конкурс «ЗООСАД КРЫЛОВА»
Задание: отгадайте названия животных, которых можно встретить в баснях Крылова. Загадки будут в виде пословиц. Чем меньше пословиц-подсказок, тем лучше.
Отгадаете с первой пословицы – 3 балла, со второй – 2, с третьей – 1.
Пословицы для 1 команды:
1.Прикинулся бы ОН козой, да хвостик не такой.
Как ЕГО не корми, а ОН всё в лес смотрит.
ЕГО ноги кормят. (Волк)
2.Лапки ЕЁ мягки, да когти остры.
Чует ОНА, чьё мясо съела.
Доброе слово и ЕЙ приятно. (Кошка)
3.И ОНА помнит, кто её кормит.
Не бойся ЕЁ брехливой, а бойся молчаливой.
ОНА на сене: сама не ест и другим не даёт. (Собака)
Пословицы для 2 команды:
1.ОНА семерых волков проведёт.
ЕЙ хвост не для красы нужен.
ОНА и во сне кур считает. (Лиса)
2.Из большого осла не получится ОН.
Делать из мухи ЕГО.
Ай, Моська, знать она сильна, что лает на НЕГО. (Слон)
3.И считанную ЕЁ волк съедает.
Не прикидывайся ЕЮ: волк съест.
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что ЕЁ съел. (Овца)
Пословицы для 3 команды:
1.Не мечите бисер перед НИМИ.
ОНА грязи всегда найдёт.
Посади ЕЁ за стол, она и ноги на стол. (Свинья)
2.ОН поёт месяц, а ворона каркает круглый год.
Ласточка день начинает, а ОН кончает.
Не нужна ЕМУ золотая клетка, лучше зелёная ветка. (Соловей)
3.Не учи ЕЁ плавать.
На то и ОНА в море, чтоб карась не дремал.
Знать бы ершу, когда ОНА зубы меняет. (Щука)
Девятый конкурс
Задание: дети работают по карточкам; за каждый правильный ответ 3 балла
Ответьте на вопросы:
1. Этот термин имеет два английских корня. Буквально слово переводится как «народная мудрость». Назовите термин. Ответ: Фольклор
2. Этот термин происходит от греческого слова со значением «сказание, предание», в основе лежит вымысел, выдумка, нечто нереальное. Что это за термин? Ответ: Миф
3. Сколько подвигов сделал Геракл? Ответ: 12
4.Какая героиня имела и корыто, и избу, и дворянское звание, но все-таки осталась с разбитым корытом? Ответ: Старуха из сказки А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
5.Как звали жениха царевны молодой из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. Пушкина? Ответ: Королевич Елисей
6. К кому обращается герой лермонтовского «Бородино» с просьбой рассказать о войне 1812 года? Ответ: К дяде
7. Возраст Дины, героини повести Л. Толстого «Кавказский пленник»? Ответ: 13 лет
8.Каким эпитетом «наградил» М. Лермонтов парус? Ответ: «Одинокий»
9. Кто подарил А.Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя»? Ответ: В. Жуковский
Десятый конкурс «Капитанов»
Задание: определите произведение и назовите автора по «набору» героев.
1. Жилин, Костылин, Дина, Абдулла? («Кавказский пленник»,
Л. Толстой)
2. Герасим, собачка, барыня, Татьяна? («Муму», И.Тургенев)
3. Иван, Данило, Гаврило, Конёк, Жар-птица, Царь, Царь-девица? («Конёк Горбунок» П. Ершов)
Одиннадцатый конкурс «Литературный опыт»
Домашняя заготовка волшебная сказки на тему: «Школа будущего»
Подсчет баллов