СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные методы обучения на уроках английского языка на современном уроке в соответствии с Государственными образовательными стандартами

Нажмите, чтобы узнать подробности

В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, ученик анализирует собственную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные методы обучения на уроках английского языка на современном уроке в соответствии с Государственными образовательными стандартами»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная школа № 5 г. Снежное














Доклад на ШМО

гуманитарно-эстетического цикла


«Интерактивные методы обучения

на современном уроке английского языка

в соответствии с ГОС».













Подготовила

учитель английского языка

Бирюкова Т.В.
















Предметные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в элементарных учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать формирование иноязычной коммуникативной компетенции на элементарном уровне владения (A1) в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.

Предметные результаты должны обеспечивать формирование:

  1. умений говорения: уметь вести разные виды диалога в элементарныхситуациях (этикетный, побудительный, диалог-расспрос), в рамках предметного содержания речи со зрительными и (или) вербальными опорами (изображение или текст) или без них, с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка; создавать элементарные монологические высказывания (короткое описание, элементарное повествование в настоящем времени) со зрительными и (или) вербальными опорами или без них в рамках изученного предметного содержания речи; устно излагать основное содержание прочитанного или прослушанного короткого текста; отвечать на поставленные вопросы, устно представлять результаты простого проектного задания;

2) умений аудирования: воспринимать на слух и понимать речь учителяи одноклассников; понимать основное содержание элементарных текстов, доступных в аудиозаписи, построенных на изученном языковом материале; использовать воспринятый на слух материал для выполнения другихзаданий;

3) умений смыслового чтения: читать вслух с пониманием небольшиетексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию; читать про себя и понимать основное содержание текста, извлекать нужную/интересующую/запрашиваемую информацию; соотносить прогнозируемую информацию с той, котораясодержится в тексте, а также с другими текстами или изображениями; понимать информацию, представленную в знаково-символической форме или в виде таблиц и интерпретировать ее;

4) умений письменной речи: владеть техникой письма; заполнять простые формуляры с указанием личной информации в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка; писать с опорой на образец; составлять ответ на записку/личное письмо/электронное сообщение от друга по переписке; писать слова и короткие фразы; вставлять слова в пропуски в тексте; дописывать предложения и делать подписи к изображениям;

5) знания, понимания, распознавания и употребления в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише); интонации изученных коммуникативных типов предложений; признаков изученных грамматических явлений;

6) фонетических, орфографических и пунктуационных навыков: различение на слух и адекватное, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произношение изученных звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в освоенных словах и фразах; соблюдение особенностей интонации в утверждениях, отрицаниях, а также в изученных типах вопросов;

7) социокультурных знаний и умений: знание названий стран изучаемого языка, некоторых литературных персонажей, сюжетов, отобранных для образовательного курса популярных сказок, небольших произведений детского фольклора (рифмовок, песен);

8)компенсаторных умений: использовать при чтении и аудировании:

языковую догадку, прогнозирование содержания текста, игнорирование излишней информации, не препятствующей пониманию основного содержания;

9) специальных учебных умений: использование справочных материалов, представленных в доступном виде (правила, таблицы, схемы), в т.ч. в электронной форме; выполнение элементарных проектных заданий, включая задания межпредметного характера;

10) навыков практической деятельности в повседневной жизни: использование информационно-коммуникационных технологий для выполнения несложных заданий на иностранном языке; умение знакомить представителей других стран с культурой своего народа и участвовать в элементарном бытовом общении на иностранном языке.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире.

Предметные результаты отражают:

  • формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;

  • формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой; достижение допорогового уровня (в соответствии с общеевропейскими компетенциями А2 для базового курса, А2+ для общеобразовательных организаций/классов с углубленным изучением иностранных языков) иноязычной коммуникативной компетенции; создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.

      Современное общество нуждается в активной творческой личности, способной делать выбор, ставить и реализовывать цели, осознано оценивать свою деятельность. Как воспитать ученика – не потребителя, а искателя, способного мыслить критически, и умеющего обосновано выражать свое мнение. А так же, способного прислушиваться к мнению окружающих? На мой взгляд, именно интерактивное обучение способно ответить на эти вопросы.

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (« inter» — «взаимный», «act» — «действовать»).

Интерактивное обучение– это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

Интерактив исключает доминирование как одного выступающего,таки одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

        Интерактивные методы  нацелены на:

-   стимулирование учебно-познавательной мотивации;

-  развитие самостоятельности и активности;

-  воспитание аналитического и критического мышления;

-  формирование коммуникативных навыков

-  саморазвитие учащихся.

    В интерактивном обучении  учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через  сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем  и сверстником ученик чувствует себя  комфортнее.

Технологии интерактивного обучения

     Интерактивное обучение – это обучение погруженное в общение. При этом «погруженное» не означает «замещенное» общением. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы с транслирующих (передаточных) на диалоговые, то есть основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

      В середине ХХ в. Курт Левин выдвинул предположение, что легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности. В этом и заключается важнейшая особенность интерактивного обучения: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности.

Групповая форма обучения, по мнению специалистов, позволяет одновременно три основные задачи:

- конкретно-познавательную задачу, которая связана с  непосредственной учебной ситуацией;

-коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;

- социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида  в сообществе.

     В группе интерактивного обучения должны осуществлятся две основные функции, необходимые для успешной деятельности: - решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.);

- оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

таблица 1

Факторы оптимизации групповой деятельности

Этапы построения интерактивного обучения

           1. Объединение учащихся в группу. При организации групповой работы эффективность обучения во многом зависит от благоприятного эмоционального климата микрогруппы. И. А. Зимняя называет это психологическим контактом, или общностью психического состояния, вызванной и вызывающей взаимопонимание в совместной деятельности, связанной с обоюдной заинтересованностью и доверием друг к другу сторон взаимодействия. Формирование групповой общности начинается уже на этом этапе. Объединять в группы можно:

 - «по желанию»;

- с учетом личностных склонностей;

- по иному критерию.

            2. Организация учебной деятельности учащихся в группе. Данный этап включает: усвоение учебной задачи, стоящей перед группой; процесс поиска (обсуждения) лучшего решения; суммирование мнений и подведение итогов групповой работы; презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом.

Для определения общего мнения группы необходимо, чтобы задача, которая определяет ход групповой работы, была правильно воспринята всеми членами группы.

        В процессе поиска решения задачи при интерактивном обучении происходит столкновение различных точек зрения учащихся. Одно из самых трудных правил поведения для школьников заключается в том, что следует различать личность одноклассника и ту роль, которую он исполняет в процессе групповой работы.

Специалисты выделяют следующие нормы поведения в процессе интерактивного обучения:

- в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все  -  участники:

- каждый член микрогруппы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;

- следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;

- если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял? .. »); только после этого делаются выводы;

- критикуются идеи, а не личности;

- цель совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме и т.д.

            3Презентации групповых решений (Подведение итогов) Процесс подведения итогов показывает, насколько удалось группе выполнить поставленную задачу. Существуют некоторые «подводные камни», к которым должен был готов учитель. Например, на представлении решения группы вдруг выясняется, что «рупор группы» («спикер», «ритор», «говорун» и пр.) высказывает свое мнение, а не мнение группы. Или, наоборот, в процессе защиты оказывается, что далеко не каждый член группы в состоянии объяснить и доказать решение. Следовательно, функция группового сплочения не была реализована в достаточной мере. Для того чтобы преодолеть децентрацию учебных и коммуникативных задач, зарубежные педагоги на этапе постановки задачи особо оговаривают, что мнение группы должно действительно выражать совокупное мнение всех членов. Это значит, что в процессе обсуждения нужно учить слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, находить такие аргументы, которые, не обижая, доказывают правильность позиции, мнения и т.д.

             4Рефлексия. Учебное взаимодействие должно выполняться не только функцию решения учебной задачи, но и оказания поддержки членами группы. Если первая функция осуществляется в силу самой учебной ситуации, то реализация второй оценивается именно на рефлексивном этапе. Сложность его заключается не столько в нежелании учащихся разобраться в своих чувствах, сколько в неумении выразить свои ощущения.

          Поэтому педагогу стоит заранее подобрать вопросы, помогающие школьникам понять и адекватным образом выразить отношение к происходящему. Например: Легко ли работать в группе? Кто ощущал себя не комфортно и почему? Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе? Какие чувства испытывает спикер, представляющий мнение группы, но не твердо уверенный в правильности решения? К какому результату приводит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться? Что испытывает человек, которому не дают высказаться? Что помогает и что мешает общей работе? Какова должна быть помощь учителя? Что нового приобретаешь в совместной работе? Как можно улучшить работу группы?

    Эффективность рефлексивного этапа зависит также от готовности учащихся к самоанализу. Важно, чтобы рефлексия присутствовала на каждом занятии, чтобы в нее на первых порах включались все без исключения учащиеся (позже можно остановиться на заслушивании реплик нескольких человек). С первого же занятия необходимо принять правило «трех «нельзя»: нельзя говорить о том, что уже было сказано; нельзя отказываться от сообщения своего мнения группе (под каким бы то ни было предлогом); нельзя прятать за высказыванием свое дурное настроение. В процессе высказывания мнений не должно быть повторов, поэтому необходимо настроить школьников на то, что чувства, испытываемые ими, могут быть сходными, но не одинаковыми. Найти и показать особенность личного переживания (по поводу всего занятия, отдельного эпизода, конкретного человека и пр.) - в этом и заключается момент осмысления.

      Отличие основ интерактивного обучения от традиционного требует пересмотра привычной системы оценки деятельности учащихся, что является характерным для всех подходов, ориентированных на субъект-субъектное обучение.

Чрезвычайно важно, что в новой системе обучения изменяются подходы к допущенным учащимися ошибкам. Фокус внимания преподавателя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки учащихся преподаватель использует как часть учебного процесса, вместе с ними анализирует логику мышления, приведшую к просчетам, и тем самым совершенствует мыслительный процесс. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку (например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия. При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.

 

Интерактивные методы обучения

         Данная методика обучения построена на диалоговом общении между учителем и учеником или между учениками в зависимости от характера используемого метода. Существуют различные интерактивные методы обучения, которые можно использовать в зависимости от типа урока  и на разных этапах урока (организационный, информационный, смысловой, демонстрационно-дискуссионный, итоговый).

Применение интерактивных методов обучения возможно независимо от уровня подготовленности учащихся, а также используя различные формы работы (таблица 2).

Таблица 2

«Микрофон»

Блицопрос

 

«Карусель»

«Аквариум»

«Общий проект»

«Синтез идей»

«Карусель»

«Мозговой штурм»

Метод  «Пресс»

«Обучая учусь»

«Выбор»

        Существуют различные интерактивные методы, в разных модификациях и вариантах, с разными названиями, для работы индивидуально, в парах, группами, коллективно: «Мозговой штурм», «Карусель», «Два, четыре – вместе»,  «Мозаика», «Междусобойчик», «Совместный проект», «Аквариум», «Синтез идей», «Микрофон», «Метод ПРЕСС», «Обучая – учусь», «Выбери позицию», «Живая линия», «Большой круг» и многие другие. Но все они создают атмосферу повышенного интереса, ситуацию диалога, в них возможен неправильный ответ, ученик оценивается по процессу деятельности и т.п.

«Аквариум»

      Учащиеся объединяются в группы по 5-6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные учащиеся не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих.

         После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа.

«Два, четыре – вместе»

      Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обговаривание вопроса.

«Микрофон»

     Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

«Синтез идей»

      Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников.

Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы.

«Мозговой штурм»

         Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и обговаривание.

Метод « ПРЕСС»

     Это упражнение развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично. «Метод ПРЕСС» состоит из четырех этапов:

1. – Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»)

2. – Обоснование своей мысли («… Так как…»)

3. – Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…»)

4. – Обобщение, выводы («Итак…»).

«Обучая – учусь»

      Материал урока делится на отдельные блоки по количеству учащихся в классе. Учащиеся отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обговаривание и закрепление учебного материала.

«Выбери позицию»

     Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и понятие правильного решения.

«Карусель»

      Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос.

«Совместный проект»

     Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой в целом.

«Синквейн или Медленное погружение»

         Учащимся предлагается:

1. Назвать одно существительное (связанное с темой урока)

2. Дать к нему два прилагательных.

3. Назвать подходящие к слову три глагола.

4. Составить с этими словами четыре предложения.

5. Дать к слову антоним.

 

    Интерактивных форм и методов обучения очень много, но все они побуждают к творческой познавательной деятельности учащихся. По сути в режиме интерактива идет обучение на так называемых нестандартных уроках: играх, семинарах, мастерских, конкурсах, дебатах, уроках защиты проектов, театрализации, конференциях, судах, дискуссиях, пресс-конференциях и т.п.