ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ДЕНСАУЛЫҚ САҚТАУ МИНИСТРЛІГІ
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
БАТЫС ҚАЗАҚСТАН ЖОҒАРЫ МЕДИЦИНАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ
Әдістемелік баяндама
Тақырыбы: «Интегрированное обучение CLIL в системе образования»
/методикалық кеңес/
Дайындаған: Сарсенбаева Ж. Б.
Орал қаласы, 2017ж.
В современном обществе приоритетными становятся вопросы социализации современного человека в межнациональном и межкультурном пространстве, при этом владение иностранным языком рассматривается как один из инструментов расширения профессиональных знаний и возможностей. В связи с этим появляются новые образовательные технологии обучению иностранным языкам. Одной из таких технологий является предметно-языковое интегрированное обучение CLIL.
Что же такое CLIL? Аббревиатура CLIL означает Content, Language, Integrated, Learning. И здесь ключевыми словами служит Language, Integrated.
Language – это дополнительный язык, т.е подход CLIL применяется в том случае, где вторым языком служит какой-либо язык, который не является родным языком для обучающихся.
Второй аспект Integrated, - т.е интеграция. CLIL – это образовательный подход, где обучения содержанию предмета и обучения языка ведется одновременно. При этом эти два аспекта интегрированы и согласованны между собой.
CLIL был введен в научный оборот Дэвидом Маршем в 1994 г. для обозначения учебных ситуаций, в которых дисциплины или их отдельные разделы преподаются на «дополнительном», т.е. иностранном языке. CLIL преследует две цели, а именно – изучение предмета посредством иностранного языка, и иностранного языка через преподаваемый предмет.
Почему нам необходим CLIL?
Прежде всего CLIL нужен для реализация политики трехъязычие. В послании Президента Н.А.Назарбаева народу отметил: «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, - население которой пользуется тремя языками. Казахский язык - государственный язык, русский язык - как язык межнационального общения и английский язык - язык успешной интеграции в глобальную экономику».
Планирование CLIL.
При проектировании курса обучения на основе данной методики необходимо учитывать 4 «С» методики CLIL:
CONTENT- развитие знаний, умений, навыков предметной области.
COMMUNICATION - рабочий язык, на котором будут даваться задания и будет организована деятельность на уроке.
СOGNITION - развитие познавательных и мыслительных способностей, которые формируют общее представление.
CULTURE - представление себя как часть культуры, а так же осознание существования альтернативных культур.
Чтобы использовать метод 4С необходимо:
Какие языковые знания нужны будут для этой темы?
Какие специализированные слова или фразы?
Какую грамматическую структуру им нужно использовать, чтобы донести свою мысль или говорить по теме?
Какие активити будут использованы для развития языка?
Какие вопросы я буду задавать, чтобы побудить студентов к мышлению?
Какие задания необходимо разработать, чтобы развить мышление высокого
порядка (high-order thinking)?
При планировании урока необходимо учесть следующие моменты:
Изучение языка идет через какую - либо предметную область, т.е. урок CLIL это урок не иностранного языка, а предметный урок на иностранном языке.
Аудирование, одно из важнейших видов речевой деятельности при обучении языку.
Чтение, основной вид речевой деятельности, материалы для чтения должны иметь смысл.
Говорение, необходимо сосредоточится на ясности изложения, простоте и беглости, грамматика вторична.
Письмо, та деятельность, посредством которой развиваются лексические и грамматические навыки.
Урок должен основываться на текстах (печатных, либо аудиозапись).
Лексический подход важнее грамматического.
Задачи, поставленные на уроке, зависят от уровня подготовки ученика.
Структура урока
На уроке CLIL одинаково важно развитие языковых умений и предметных знаний, чаще всего такой урок основан на четырехступенчатой схеме:
Обработка текста.
Осознание и организация полученных знаний.
Языковое понимание текста.
Задания для учеников
В зависимости от цели урока, тщательно разрабатываются задания на урок.
Примеры активити на слушание:
Прослушать и отметить диаграмму/картинку/карту/таблицу;
Прослушать и заполнить таблицу;
Прослушать и сделать заметки по специфической информации (даты, цифры, время и т.д);
Прослушать и поставить информацию по порядку;
Прослушать и определить местоположение/спикеров/места и т.д;
Прослушать и отметить этапы процесса/инструкции/последовательность действий;
Прослушать и заполнить пропуски в тексте.
Продуктивные задания (productive activities), ориентированные на предмет
Полезные CLIL активити.
Активити «Информация, которая отсутствует»
В данном активити студенты работают в паре. Каждый имеет карточку, где часть информации пропущена, вместо нее стоит пропуск. Чтобы получить эту информацию, студенту необходимо задать вопрос своему партнеру и записать ответ в пропуск.
Например: У студента А есть информация с биографией знаменитого человека, но пропущена информация о дате и городе рождения. В то время как у студента B эта информация имеется, зато отсутствует информация о городе проживания и хобби знаменитого человека. Вместе, задавая вопросы друг другу, они могут заполнить все имеющиеся пропуски в своих текстах.
Такой вид задания полезен по нескольким причинам. Он предоставляет возможность продолжительной практики устной речи, настоящего общения, мотивируют студентов.
Running dictation – диктант во время бега
Данный вид активити хорошо развивает навыки чтения, говорения и письма. Преподаватель выбирает маленький текст или слова или предложения. Развешивает их по кабинету или за пределами кабинета. Студенты работают в паре. Один студент должен бежать к стене, читать слово/предложение или текст и бежать к своему партнеру, чтобы продиктовать прочитанное. Так повторяется несколько раз, пока второй студент не запишет все слова/предложения/текст. Победит та пара, которая закончит первой и без ошибок.
Активити «Grab it»
Применение 1. Студентов надо разделить на группы. В каждой группе выбираем спикера (произвольным образом). Спикеру даются термины на карточках, относящиеся к определенной теме. Спикер не должен показывать эти слова другим участникам. Далее объясняет термины на английском языке не называя имя темы. Кто найдет, тому дается это карточка. Через определенное время участники обмениваются ролями.
Применение 2. Все карточки со словами расположим на стол. Спикер описывает какой-то термин, а остальные участники находят этот термин и быстро забирает себе. Этот активити называется grab it (схвати его).
TRUE/FALSE
Необходимо написать несколько предложений по определенной теме/тексту. Часть предложений может быть правдой, часть неправдой. Затем дается текст, студенты читают текст и отмечают, какие предложения исходя из текста являются правдой, а какие нет
Скимминг и скэннинг
Скимминг и скэннинг – две специфические техники чтения, которые схожи в процессе, но отличаются по цели.
Скимминг – это метод быстрого просмотра текста с целью получению общей представления о содержании.
Этапы чтения статьи:
прочитать заголовок – это самый короткий способ получения идеи о тексте
прочитать первый абзац или вступление. Если есть подзаголовки, прочитать их, чтобы предугадать идею текста.
прочитать первое или последнее предложение каждого параграфа/абзаца. Обычно главная идея – это первое или последнее предложение нового параграфа.
найти ключевые слова, такие как КТО, ЧТО, КОГДА, ПОЧЕМУ, КАК
найти имена собственные/необычные слова/специфические слова
Скэннинг нужен, когда идет поиск специфической информации, такой как имена, даты, статистика, факты без детального прочтения всего текста. Здесь идет концентрация на поиске определенной информации.
Преимущества по сравнению с традиционным обучением.
Во-первых, происходит полноценное погружение студентов в языковую среду, так как они пропускают через себя достаточно большой объем языкового материала.
Во-вторых, обогащается словарный запас студента за счет предметной терминологии, развиваются его умения и навыки в области использования академического иностранного языка.
В-третьих, CLIL способствует более глубокому восприятию научных понятий, студентам легче усвоить научное понятие, так как приобретение термина и его соотнесение с соответствующим научным понятием происходят одновременно.
Список литературы:
Bentley K. and Philips S. (2007) Teaching Science in CLIL contexts, unpublished raw data
Bullock A. A language for life. A report. – London.: Her Majesty’s stationery office, 1975. – 610 p.
Coyle D. Theory and planning for effective classrooms: supporting students in content and language integrated learning contexts in Masih, J. (ed) Learning through a Foreign Language, London: CILT, 1999.
Coyle D., Hood P., Marsh D. CLIL. – Cambridge.: Cambridge University Press, 2010. – 156 p.
Garcia O. Bilingual Education in the 21st Century: A Global Perspective. – London.: Wiley-Blackwell, 2008. – 496 p.
http://www.kieliluokat.fi/ru/kasitteet2.php
http://www.teachingenglish.org.uk/articles/content-language-integrated-learning