Интегрированный урок биологии и руского языка по теме " Корни и корневые системы" в 7 классе специальной коррекционной школы V вида.
Тема: Корни и корневые системы.
Цель: Обобщение и повторение знаний по теме: «Корни и корневые системы», «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением».
Задачи:
- Закрепить знания о разновидностях корней и корневых систем; расширить представление о жизнедеятельности растений;
повторить правило проверки безударной гласной в корне.
- Развивать аналитико-синтетическую деятельность.
- Формировать интерес к познавательной деятельности на уроках биологии и русского языка.
Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант- управляющий поисковой работой.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
-ИКТ - технология (презентация).
Ожидаемый результат:
- знать разновидности корней и корневых систем растений, значение корня для жизни растений;
- знать, что такое корень слова;
- уметь применять правило проверки безударной гласной в корне слова;
-повышение активности учащихся на уроках;
- улучшение результатов обучения;
- использование учащимися приобретённых знаний в практической и дальнейшей учебной деятельности.
Структура урока
- Орг. Момент.
Психологический настрой учащихся.
Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.
-Добрый день, ребята, уважаемые взрослые.
-Сегодня рады приветствовать вас мы, путешественницы во времени лучшие преподаватели лучшей школы волшебства Хогвартс: Мадам Стебель (учитель биологии) и Мадам Мак Гонагл. (преподаватель словофигурации).
- Да, да это именно мы сегодня будем сопровождать вас, уважаемые ученики.
Как ещё вчера работали с нашим лучшим учеником Гарри Потером.
- Давайте улыбнемся друг другу. Мы дарим вам улыбку и доброту своих сердец.
-Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
-Вас ожидают интересные задания, новые открытия, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка и эти волшебные тетради. (обращает внимание детей к рабочим тетрадям).
- Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
II. Сообщение темы урока.
1. - А знаете ли вы, что на земле огромное разнообразие растений и органы, из которых они состоят, отличаются друг от друга. Сегодня мы будем обобщать знания о том органе растения, который вы узнаете из загадки:
-Царства тёмного жильцы ползут в разные концы.
Неустанно влагу пьют,
Всем растениям жизнь дают. (корни)
- Что такое корень растения?
(Корень – это орган растения, развивающийся в почве).
2. - Позвольте, Мадам Стебель, а я, как учитель языка знаю другое определение слова Корень. И, я думаю, что ученики сейчас без труда выберут верное утверждение ,с которым работают на уроках письма .
(В рабочей тетради дети зачитывают два определения слова корень, нужное подчёркивают
- Корень –часть речи
- Корень –часть слова.).
- Раз уж вы так точно ответили, значит, скажете, как называют гласную корня, на которую не падает ударение? (безударная)
- Предупреждаю, что знание правила правописания безударной гласной в корне слова пригодится нам сегодня, когда будете вести разговор о корнях различных растений.
III. Обобщение и систематизация знаний
1. - А корни у растений, действительно, бывают различными. У некоторых сначала появляется главный корень, он растёт прямо вниз, как стержень. Затем на нём появляются боковые корни – они тоньше и короче главного.
У некоторых растений в нижней части побега тоже появляются корешки, которые называют придаточными. (В тетради подписывают названия корней)
СЛАЙД 3
И боковые, и придаточные корни много раз ветвятся и разрастаются. Иногда общая длина всех корней одного растения достигает до 100 метров.
Все корни одного растения составляют… корневую систему. СЛАЙД 4
- Если в корневой системе можно отличить главный корень, её называют..? (стержневая). – В каких растениях есть стержневая система? Назовите эти растения.
-Если от стебля отрастает много придаточных корней и получается целый пучок или мочка, то, как называется такая коревая система? (мочковатая). – Назовите примеры растений с мочковатой корневой системой. Запишем эти названия в рабочей тетради.
2. - Позвольте, Мадам Стебель, может, вы, наконец, доверите это МНЕ?
Ученик …… , запишите на доске название этой корневой системы.(один ребёнок работает у доски, другие в рабочей тетради)
Стержневая - стерженёк стержень
- Можно ли эти слова назвать родственными? Подчеркните одинаковую часть в словах. Как называется общая часть в родственных словах? Обозначьте корень в каждом слове. Поставьте ударение в каждом слове. В каком слове гласная корня осталась без ударения? Подчеркните эту гласную. В каком из этих двух родственных однокоренных слов гласная корня стоит под ударением? (стержень). Можно ли назвать это слово проверочным к слову стержневая? Почему? (Потому что здесь эта гласная произносится отчётливо, т.к стоит под ударением).
- Гениально, садитесь, мистер …… А сейчас ... я продаю пятёрку тому, кто расскажет, как же можно проверить безударную гласную в корне слова. (Один ученик рассказывает правило проверки и сразу же оценивается).
- Всё верно! Признаюсь вам, ребята:
Безударный гласный звук причиняет много мук! Чтобы не было сомненья, ставьте звук под ударенье. СЛАЙД 5 (правило)
- А теперь, опираясь на озвученное вами же правило, самостоятельно вставьте в корень слова мочковатая безударную гласную.
Какую букву вы вставили? Почему?
- Какое из двух слов будет проверяемым, а какое проверочным? Почему?
- Проверяемое, проверочное, как у вас всё сложно… Мадам Мак Гонагл, позвольте мы немного отдохнём.
Физпауза.
Мы немного отдохнём…
Встанем. Глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Мы по Хогватсу гуляем, (на месте с ноги на ногу переступают)
Волшебство там наблюдаем. (смотрят то вправо, то влево)
В верх на небо посмотрели – (на носочки, руки к лицу)
Звёзды нас теплом согрели.
Чудеса творятся в свете:
Стали карликами дети. (присели)
А внизу – ты погляди –
Всё, что видишь – собери.
Картофель – справа, морковь –слева, (движения руками к середине)
Кладём всё в корзину смело.
Возвращаемся. И вот… ( исходное положение)
- Что в корзине? (учитель берёт корзину, в которой корнеплоды картофеля, моркови и показывает ученикам)
…. КОРНЕПЛОД!
3. – Молодцы! А что произошло с корнями, почему получился корнеплод? Да, произошло видоизменение. СЛАЙД 5 Конечно же, растения, в корнях которых откладываются большие запасы питательных веществ, разрастаются в толщину, приобретая необычный облик называются КОРНЕПЛОДАМИ. (перечисляют)
- А как же называют растения, у которых питательные вещества накапливаются не в главном корне, а в придаточных? КОРНЕКЛУБНИ. СЛАЙД 6 (называют)
4. - Корнеплоды, корнеклубни… Нет, мне не послышалось, эти слова действительно состоят из двух корней. Да, да! Я это уже отметила и в ваших тетрадях. (Дети обращают внимание в рабочие тетради. Там запись: КОРН…ПЛОДЫ КОРН…КЛУБНИ) Как же называют такие слова, которые состоят из двух корней, ответьте мне, ученик, …….. .
- Совершенно верно, это СЛОЖНЫЕ СЛОВА. Корни –то я выделила, а гласную, которая их соединяет не обозначила. Это сделаете вы. Обозначьте, ребята. Какая же гласная соединила эти два корня в составе одного слова? (Е) Как называют эту гласную? (СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ).
- А сейчас самое сложное задание сегодняшнего урока: подчеркните тот корень в одном из этих двух слов, из лексического значения которого мы можем узнать, какой из двух видов корней можно употреблять в пищу в сыром виде. (учащиеся подчёркивают корень ПЛОД).
5. - С такими-то знаниями, Мадам Мак Гонагл, ребята сейчас в два счёта смогут выяснить, какую роль выполняют корни в жизни растений и в жизни слов.
(в рабочей тетради коллективно верные утверждения отмечают знаком +, неверные -):
Значение корня в жизни растений:
- Корень укрепляет растение в почве.
- На корнях образуются цветки.
- Корень всасывает из почвы воду и минеральные вещества.
- Корень служит размножению растений.
- Корень украшает растение.
________________________ ________________________
Значение корня в жизни слов:
- Корень изменяемая часть слова.
- Корень главная часть слова.
- В корне заключено основное значение слова
- Вы, ученики, даже не догадываетесь, что сейчас, ответив правильно, доказали гипотезу, что именно
В КОРНЕ ЗАКЛЮЧЕНЫ ОСНОВЫ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ и
ОСНОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА.
IV. Рефлексия.
- А сейчас мы хотим услышать от вас ту информацию, которую вы усвоили за время нашего, жаль только, кратковременного сотрудничества.
СЛАЙДЫ 6,7. (ученики выходят к экрану, зачитывают предложения, дополняя их.)
V. Итог урока: вручение подарков, оценивание учащихся.
- Сегодня на уроке вы своими ответами ещё раз утвердили народную истину, которую я так люблю повторять: корень учения горек, а плоды его сладки!
- И за сотрудничество мы дарим вам наш первый подарок (берёт в руки красиво упакованный корнеклубень георгина)
- Мадам Стебель! (возмущённо восклицает Мак Гонагл) Вы дарите им корень мандрагорума?!! Но ведь это невозможно… По закону Хогвартса….
- Будьте спокойны, это всего лишь очаровательный георгин, который будет радовать ребят своим цветением и напоминать о нас с вами, Мак Гонагл. (вручает самому активному ученику)
- Тогда и я поколдую. Этот мешок с корнеклубнями картофеля я превращаю….(прикасается к мешку звуковой волшебной палочкой) в сладкую картошку (вручают её каждому).
- за прекрасное знание строения корней;
- за отличное знание корневых систем;
- за активное участие в уроке;
- за знание правила проверки безударной гласной к корне слова и умении применять его на практике.
- До свидания! Было приятно поработать с такими смышлеными учениками.
- Эти волшебные тетрадки мы тоже дарим вам. И кто знает, может нам доведётся встретиться с вами ещё раз.