1. | Создание проблемной ситуации. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Запись на слайде: «Ничтожество свое сознавай знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми, среди людей надо сознавать своё достоинство». ( из письма А. П. Чехова брату Михаилу) Тема. Осмеяние….(?) Тему урока мы предварили эпиграфом. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Можете ли вы уже сейчас сформулировать тему? Достаточно ли в вашем лексиконе необходимых слов? И можете ли вы сказать, что поняли автора до конца? | Записывают число, эпиграф. Для формулировки темы оставляют 3 строчки (отсроченная тема). Формулировка будет записана позднее. |
2. | Сообщение темы, задач урока. | Цель: определить идею (главную мысль, замысел автора) произведения, сформулировать тему урока. Задачи (адаптированные): -проанализировать рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий»; -познакомиться с его героями и понять мотивы их поведения; -познакомиться с оценкой их поведения психологами. Проблемный вопрос: -Кто виноват в том, что полноценное дружеское общение между бывшими однокашниками так и не состоялось? | Под руководством учителя формулируют тему, цели, задачи, проблемный вопрос урока. |
4. | Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала | 1 группа подбирает определения к характеру толстого. Стикеры с определениями прикрепляет к его портрету. Высокомерный, имеет чувство собственного достоинства,тактичный, снисходительный, скромный, заносчивый, демократичный, простой, искренний, самодур. 2 группа подбирает определения к характеру тонкого. Стикеры с определениями прикрепляет к его портрету.  Уважительный, доброжелательный, завистливый, лицемерный, приветливый, льстивый, добрый, подобострастный, почтительный, имеет чувство собственного достоинства. 3 группа подбирает определения к характеру жены тонкого. Стикеры с определениями прикрепляет к её портрету. Высокомерная, обаятельная, невыразительная, безликая, неискренняя, недалёкая, выскочка, напыщенная, отталкивающая, скромная. 4 группа подбирает определения к характеру Нафанаила. Легкомысленный, глупый, серьёзный, подающий надежды, не имеет собственного мнения, серый, подобострастный. | 1. Высказывают предположение о причинах странного поведения тонкого. 2. Работают в группе. Представление результатов работы групп с обязательной аргументацией. |
5. | Интегрирование знаний из психологии. Применение знаний в измененных условиях. | -Кто виноват в том, что полноценное дружеское общение между бывшими однокашниками так и не состоялось? Табель о рангах вводил в Российской Империи 14 рангов (чинов, ступеней) для военной и гражданский службы. Изначально каждый (в том числе и знатные) должны были начинать службу в низшей должности, без привилегий и прав. Это были простые должности, которые не давали привилегий, и не отражались в табеле. В дальнейшем, на основе своих достижений и умений, каждый мог подняться на 14 ступень, а после этого постепенно подниматься все выше, получая новый ранг. Сам табель приведен ниже.  В образовавшейся системе чинопочитания важное значение приобрели титулования. То есть формы обращение к лицу того или иного чина. К концу XVII века титулов пять: I и II классы – ваше высокопревосходительство; III и IV классы – ваше превосходительство; V класс – ваше высокородие; VI – VIII классы – ваше высокоблагородие; IX – XIV классы – ваше благородие. ПСИХОЛОГ: Что такое конформизм? Конформизм - это исключение индивидуальности, присущей каждому существу на планете. Утверждение группы людей стоит выше, нежели мнение отдельно взятого человека. Конформизм – это изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы. Нонконформи́зм — стремление индивида придерживаться и отстаивать установки, мнения, результаты восприятия, поведение и так далее, прямо противоречащие тем, которые господствуют в данном обществе или группе. Конформизм и нонконформизм Нонконформизм – это настоящий феномен в сфере установленных норм, противостоящий моральным устоям и общепринятым правилам. Самодостаточность, в которой нет зависимости от мнений, навязанных с самого рождения. Личность, осознавшая свое «Я» не нуждается в одобрении общества. Нонконформизм поразительное явление, противоположность конформизму и возможности для духовного роста. | Рассматривают «Табель о рангах Российской империи». Отвечают на проблемный вопрос. Рассматривают исторический документ, устанавливают соответствие между чинами героев и соответствующей графой таблицы. Уясняют смысл обращения тонкого к толстому: «ваше превосходительство» (чиновник III класса, в то время как сам тонкий только VIII) |
6. | Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного. | «Иной раз погонишься за юмором, да такую штуку сморозишь, что самому тошно станет. Поневоле в область серьезного залезешь». А. П. Чехов - Как вы понимаете рассказ писателя? Он смешной или грустный? Юмористический или сатирический? - О чем заставил задуматься рассказ? -Какова его идея? Можем ли мы теперь сформулировать тему урока? | Отвечают на проблемный вопрос. |