МБОУ «Костинологовская СОШ»
Тема: Рынок труда. Безработица.
(Россия и Германия)
Автор: Тормина Ирина Сергеевна,
учитель истории и обществознания.
Кухаренко Лина Николаевна
учитель немецкого языка
2015
Тема:
Цель урока: познакомить учащихся с понятиями «рынок труда», и его категории, разъяснить сущность такого явления как «безработица» и его влияния на жизнь и поведение людей, способствовать подготовке учащихся к профессиональному самоопределению и рациональному поведению на рынке труда.
Задачи урока:
обучающая – формирование у учащихся представления об экономических понятиях – рынок труда, безработица, её причины и виды;
развивающая – развитие умений и навыков сравнения, анализа, работы с дополнительным материалом; подготовиться к активному поведению в соответствии с основными правилами поиска работы и трудоустройства.
воспитательная – социальная адаптация учащихся к жизни в современном обществе.
Оборудование: «Обществознание», учебник для 11 класса под редакцией Л.Н. Боголюбова раздаточный материал (задачи), мультимедиа презентация, учебник немецкого языка, записи на доске (тема и основные термины по общ-ву и нем-яз)
Тип урока: интегрированный
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
3. Изучение нового материала
4. Закрепление изученного
5. Подведение итогов урока
План урока
Рынок труда: механизм функционирования
Популярные и высокооплачиваемые профессии в России и Германии.
Причины и виды безработицы
Вступительное слово. Через несколько месяцев вы заканчиваете школу, и перед вами встанет вопрос « ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?» слайд №1. Выбор профессии это не легкий выбор т.к. каждый из вас должен принять самостоятельное решение при выборе профессии. Этот важный шаг определяет вашу будущую жизнь.
Мы продолжаем изучение темы «Человек и экономика». На предыдущем уроке речь шла о таких понятиях как: рынок, законы рынка, виды рынка.
Что же такое рынок ? (Рынок – это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров, где формируется спрос и предложение, а также цены на них.)
Сформулируйте законы рынка. (свободная цена, нерегулируемый спрос и предложение)
Какие вы знаете виды рынков (рынок товаров и услуг, фондовый рынок, региональный, рынок труда и т.д.)?
Выбор профессии связан с рынком труда. Поэтому тема нашего урока
Слайд 3. (Рынок труда. Безработица.
(Россия и Германия)
Какова цель урока? Слайд 4 познакомить учащихся с понятиями «рынок труда». разъяснить сущность такого явления как «безработица» Слайд5 и его влияния на жизнь и поведение людей, Слайд 6. познакомить учащихся с видами профессий в России и германии.
способствовать подготовке учащихся к профессиональному самоопределению и рациональному поведению на рынке труда. Слайд 7.
Слайд 8. Почему в теме урока обозначено 2 страны?
Наши страны тесно сотрудничают в различных сферах общественной жизни и возможен профессиональный обмен.
2. Новая тема. Слайд 9
I. Труд один из важнейших факторов производства. Рынок труда является составной частью структуры рыночной экономики, одним из главных его элементов. Благодаря ему большинство людей получают доходы, продавая свои способности, навыки и опыт в форме услуг.
Что же такое рынок труда?
Работа с текстом учебника с. 104 определение. Найдите определение и его охарактеризуйте.
Рынок труда – вид рынка, характеризующий систему социально-трудовых отношений, позволяющих фирмам удовлетворять потребность в трудовых услугах, предоставляемых людьми в обмен на заработную плату и другие выгоды.
Участники рынка труда – ЭТО КТО ?

Предложение
Спрос
Цена
Слайд 10.
Что интересует наемного работника на рынке труда? (заработная плата)
На рынке труда определяются условия найма работников, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможности образования, профессионального роста, гарантии занятости.
II. Популярные и высокооплачиваемые профессии в России и Германии.
Каждый из вас хочет выбрать востребованную и высоко оплачиваемую профессию на рынке труда.
Кто сколько зарабатывает? Это всегда вызывает повышенный интерес у молодежи. Дело даже не в попытке заглянуть в чужой карман, а в выборе жизненного пути, ведь вопрос о том, кем быть, в немалой степени связан с денежным вознаграждением за труд.
Какие профессии вы считаете самыми высокооплачиваемые в России? Ответы детей
Согласно статистическим данным в России существует следующий рейтинг высокооплачиваемых профессий.
Слайд 11-13. Кристина прочитай рейтинг профессий высокооплачиваемых
Менеджер высшего звена руководит другими специалистами в сфере продаж, рекламы или строительства.
Работник нефтегазовой отрасли
IT-специалист обеспечение защиты и сохранности информации.
Бизнес консультант
Аудитор сделать заключение об эффективности работы той или иной организации с финансовой точки зрения
Программист
Главный бухгалтер
Стоматолог
Логист организация и координация транспортировки продукции от производства/склада до места отгрузки.
Шеф-повар
Но на какой специальности остановить свой выбор, чтобы став обладателем диплома не оказаться невостребованным специалистом, а иметь возможность получить хорошую работу и финансовую независимость?
Какие профессии, востребованные на рынке труда? ответы детей
Слайд 14-15. Ваня прочитай рейтинг востребованных профессий.
IT-специалист
Инженер-проектировщик
Педагог
Юрист
Медик
Маркетолог
Специалист по персоналу
Профессиональный рабочий
Специалист индустрии красоты
Эколог
И так мы узнали какие профессии в России высоко оплачиваемые и востребованные. А сейчас вы узнаете о профессиях которые предпочитает немецкая молодежь.
Also, wir erfahren jetzt welche Berufe bevorzugen deutsche Madchen und Jungen? Работа с текстом слайд №16. Обсудить. Also welche Berufe bevorzugen deutsche Madchen und Jungen?
Слайд 17. Welche Berufe bevorzugt ihr? Welche Berufe sind fur euch besonders popular? Weisst ihr, wovor hat deutsche Jugendliche Angst am besten? (стр. учебника найти ответ на вопрос и перевести) Слайд18.
III. Причины и виды безработицы.
А что значит остаться на улице? (остаться без работы)
Безработица, как любое экономическое явление имеет свои причины
По какой причине наступает безработица? ( ликвидация фирмы, спад производства, перемена места жительства, низкий уровень оплаты труда, изменение спроса на труд в отдельных отраслях, внедрение достижений НТР и др).
Различают несколько видов безработицы: (Слайд № 19 ) (фрикционную, структурную, циклическую, сезонную)
С помощью задач, которые лежат у вас на столе, давайте попытаемся определить. Какой вид безработицы здесь представлен? (Читают задачу, и определяют к какому виду относится)
Приложение 1 Экономические ситуации
Определите тип безработицы
С апреля по октябрь население приморского региона Д. занято в сфере обслуживания туристов, отдыхающих на морском побережье. Рабочих рук в этот период не хватает, поэтому приходится привлекать работников из соседних регионов. Однако, в период с ноября по март среди местного населения наблюдается значительная безработица. сезон
Шахтёр В. был уволен в связи с закрытием шахты и переходом на новые источники энергии. струк
Строитель Д., уволенный в связи с замораживанием стройки в условиях спада производства. цикл
После окончания техникума Кирилл никак не мог подыскать место сварщика. фрикц
Сезонная безработица работа существует только по сезону. Задача1.
Структурная безработица связана с изменением спроса на труд в отдельных отраслях и регионах вследствие НТР. В результате НТП многие профессии устаревают. Задача 2.
Циклическая безработица возникает в период экономического спада. Задача 3.
Фрикционная безработица возникает вследствие перемены места жительства, низкой мобильности работников, неосведомленности людей о возможности найти работу с устраивающем уровнем оплаты. Задач4.
И так, (проговорить виды безработицы с характеристикой)
Работу можно найти не только в России, но и за рубежом. Что вам необходимо делать, для того чтобы вы получив профессию были востребованы и не остались безработными?
Сайд 20. - Будь готов к изменению спроса на рынке труда.
-стремись овладеть несколькими специальностями по своей профессии
-знай новые профессиональные требования к работнику
- повышай квалификацию
- занимайся самообразованием.
IV. Подведение итогов.
И так. Давайте с помощью теста проверим ваши новые знания полученные на уроке. Приложение 3. Найдите соответствие и впишите правильные ответы в таблицу.
Давайте проверим. Слайд 21.
Оценивание. Все правильно 5, одна ошибка 4,две ошибки 3.
Принес ли пользу вам наш урок?
V. Д\з. п. 9 с. 103-109, зад. 7. Спасибо за урок.
VI. Оценивание. Теперь Л.Н. подводит итог Welche Berufe sind in Deutschland und in Russland besonders popular? , д\з, оценивание