Интегрированный урок «Имя прилагательное.
Повторение изученного в 5 классе».
Цели урока:
- повторить изученное об имени прилагательном в 5 классе;
- закрепить умение «видеть» в тексте изобразительно-выразительные средства языка;
- пробудить интерес к личности и творчеству Хусена Андрухаева.
Задачи урока:
Обучающая:
- научить распознавать имя прилагательное как часть речи;
- научить правильному согласованию с существительным в роде, числе и падеже;
- пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;
- обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая:
- развитие логического мышления.
Воспитательная:
- формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
Оборудование: проектор, раздаточный материал с заданиями.
Ход урока.
Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
Вступительное слово учителя.
Сегодняшний урок необычный. Я приглашаю вас вновь совершить путешествие во времени и пространстве. Но кто будет главным героем нашего путешествия? Через несколько минут постарайтесь назвать его имя. Для этого вам надо вспомнить имена поэтов Адыгеи и страницы истории нашей республики.
8 ноября 1941 года в ожесточённом оборонительном бою на окраине села Дьяково Антрацитовского района Ворошиловградской области немцы, получив подкрепление в танках и живой силе, ведя ожесточённый артиллерийский и миномётный огонь, стремились, как можно быстрее продвинуться к майкопской и грозненской нефти и кубанской пшенице. Надо было остановить их и задержать, пока подойдут резервы. И наши воины дрались, не щадя своей жизни.
В этом бою погиб командир роты. Случилась обычная в таких случаях растерянность бойцов. И тут раздался громкий голос:
— Слушай мою команду! — поднявшись во весь рост, младший политрук первым устремился в атаку. За ним пошли уцелевшие бойцы роты. Но противник, во много раз превосходивший атакующих, окружал храбрецов, стремясь взять в плен командира. Он остался прикрывать вынужденный отход подразделения.
Окружив его, немцы несколько раз кричали ему: «Сдавайся, рус!»
Когда закончились патроны, он в ответ крикнул: «Русские не сдаются!» и подорвал себя и окруживших его вражеских солдат связкой противотанковых гранат. После боя немцы посмотрели его документы и удивились, так как они не ожидали, что такие слова перед смертью скажет горец — адыг.
Как вы думаете, ребята, о ком идёт речь?
(Учащиеся называют имя Героя Советского Союза, поэта Хусена Андрухаева. На экране появляется его портрет.)

Учитель: Яркий, запоминающийся образ мы видим на репродукции картины A.M. Куанова «Портрет Героя Советского Союза Хусена Андрухаева». Сегодня мы перелистаем лишь некоторые страницы биографии поэта. А его стихотворение «Кавказ» поможет повторить некоторые факты из жизни имен прилагательных:
- общее грамматическое значение;
- морфологические признаки;
- синтаксическая роль.
Мы постараемся выяснить:
- Какова роль прилагательных в речи?
В конце урока наша задача ответить на вопрос:
- Какие слова определяют сущность личности Хусена Андрухаева? Чему он посвятил свою жизнь?
III. Работа над стихотворением Хусена Андрухаева «Кавказ».
(На экране изображение Кавказских гор).

Учитель: Хусен Андрухаев поклонялся миру природы, которая была для него живым существом. Давайте обратимся к стихотворению, с которым вы познакомились на уроках адыгейской литературы в 5 классе. Это стихотворение «Кавказ».
(Учитель выразительно читает стихотворение):
Как в бурки укутавшись в тучи,
Накинув на лбы облака,
Кавказские горные кручи
В долину глядят свысока.
И смотрят с улыбкой нестрогой
На Терек, Рион и Куру,
Что, прыгая с горных отрогов,
Затеяли с ветром игру.
Здесь шумные талые воды
Весною бегут с ледника,
Гортанную песню свободы
Поет молодая река.
И прямо из сосен зеленых
Выходят в густую траву
Олени в ветвистых коронах,
Рогами качнув синеву.
IV. Беседа по вопросам (с целью выяснения особенностей текста).
- Каков центральный образ стихотворения? (Кавказские горы.)
- Какие чувства вызывает это стихотворение? (Восхищение красотой родного края, любовь к своей республике.)
- Какие выразительные средства использует поэт? (Эпитеты: «гортанная песня свободы», «олени в ветвистых коронах»; метафоры: «поёт река», горные кручи «как в бурки укутавшись», реки «затеяли с ветром игру».)
Запись в тетрадь третьей строфы стихотворения под диктовку, расставляя знаки препинания. Выполнение синтаксического разбора предложения и морфологического разбора прилагательного «гортанную».
(Один учащийся работает у доски. Учитель раздает карточки с заданием: указать род,число и падеж имён прилагательных, согласованных с существительными, разобрать словосочетания «горные кручи», «улыбкой нестрогой», «горных отрогов», «шумные воды», «гортанную песню», «молодая река», «зелёных сосен», «густую траву», «в ветвистых коронах». )
V. Работа по теме урока.
- Что обозначают имена прилагательные? (Признаки предметов.)
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? («Какой?», «Какая?», «какие?», «чей?».)
- Назовите имена прилагательные, встретившиеся в третьей строфе?
(«Шумные», «талые», «гортанную», «молодая».)
- Какова их синтаксическая роль? (Являются второстепенным членом предложения - определением).
- А сейчас ребята, получившие карточки, укажут нам, в каком роде, числе и падеже находятся имена прилагательные, согласованные с именами существительными ?( Учащиеся зачитывают свои ответы.)
- Вспомним, какая часть речи помогает нам определить род, число и падеж имен прилагательных? (Имя существительное.)
VI. Лингвистический эксперимент.
- Давайте ещё раз прочтём стихотворение, исключив имена прилагательные, и сделаем вывод о том, какова роль прилагательных в языке. (Прилагательные дают яркую, красочную характеристику предметов.)
VII. Сообщения учащихся о жизни Хусена Андрухаева.
Ученик: Хусен Борежевич Андрухаев родился 2 марта 1920 года в ауле Хакуринохабль ныне Шовгеновский район Республика Адыгея в крестьянской семье. В 1935 году поступил в Адыгейский педагогический техникум. В этом же году принял участие в совещании молодых писателей в Ростове-на-Дону.
В 1939 году Андрухаев окончил педагогический техникум, затем работал в редакции местной газеты. С июня 1939 года работал корреспондентом областной газеты «Социалистическая Адыгея». Журналист. Поэт.
В Красной Армии с января 1940 года. Поступил в Сталинградское военно-политическое училище, в 1941 году окончил полный курс и получил звание- младший политрук, затем был назначен политруком роты 733-го стрелкового полка 136-й стрелковой дивизии 18-й армии.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1942 года младшему политруку Хусену Борежевичу Андрухаеву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен в братской могиле в селе Дьяково Луганской области на Украине.
28 марта 1942 года газета «Правда» в передовой статье писала: «...никогда не сотрется в памяти подвиг доблестного сына советского народа младшего политрука Хусена Андрухаева, геройски погибшего в неравном бою с захватчиками...».
Именем Андрухаева названы улицы в Майкопе, Адыгейске, Хакуринохабле, Тахтамукае, Яблоновском, Старобжегокае и в селе Дьяково.
Имя Героя носит небольшой теплоход, осуществляющий рейсы между Анапой и Джемете.
Имя Героя носит Адыгейский педагогический коледж в Майкопе.
В родном ауле Хакуринохабль установлен памятник и открыт музей.
В селе Дьяково Луганской области установлен памятник Герою Советского Союза — Хусену Андрухаеву.
Ученик: «Считайте меня живым!..» – так называется сборник стихов Андрухаева, выпущенный в 1976 году. Поэт остается жить в своих стихах. Они все прекрасны – как патриотические, так и лирические.
О большой любви Андрухаева к своей родной природе хорошо написал в своих воспоминаниях его близкий друг – известный писатель Адыгеи Киримизе Жанэ.
( читает отрывки из книги К. Жанэ «Хусен Андрухаев»):
«Когда я рассказывал Хусену о своей речке Афипсе, то не жалел красок: и какая она полноводная и живописная, и какие огромные рыбы водятся в ней...
– Славная твоя речка Афипс, – соглашался Хусен, побывав у меня в гостях. – Но если бы ты увидел Шехурадж! В ней есть такое, что тебе и не снилось!
Я побывал в Шехурадже. Вроде бы такая же галька и такие же кусты лозняка на берегах, как и на Афипсе. Но четырнадцатилетний Хусен написал свои первые стихи не об Афипсе, и не о какой-либо другой реке, а про свой родной Шехурадж, на берегах которого прошло детство, откуда началась для него Родина».
VIII. Работа с текстом.
( Отрывок из книги К. Жане проецируется на экран).
- Назовите имена прилагательные из данного отрывка («Полноводная», «живописная», «огромные», «славная», «четырнадцатилетний», «родной».)
- В этом учебном году мы с вами узнаем, что у имен прилагательных можно определить разряд и выясним от каких прилагательных можно образовать краткую форму.
Обратимся к тексту: давайте выпишем из него те прилагательные, от которых можно образовать краткие.
(« Полноводная - полноводна», «живописная - живописна», «огромные - огромны», «славная - славна».)
- Вспомните, чем являются в предложении краткие прилагательные? (Они являются сказуемыми.)
- Дайте полную характеристику имени прилагательного.
IX. Заключительный этап урока. Подведение итогов.
Заключительное слово учителя: На этом уроке мы вспомнили всё, что знали о прилагательных.
А теперь пришло время обратиться к вопросу, поставленному в начале урока: «Какие слова определяют сущность Хусена Андрухаева?» (Любовь к своей Родине и поэзия.) Светлая память о жизни, творчестве и героическом подвиге Андрухаева сохранится в наших сердцах и сердцах будущих поколений на многие века. А с его стихотворениями вы ещё не раз встретитесь на уроках адыгейской литературы.
Домашнее задание: 1. Написать сочинение-миниатюру «Встреча с поэтом Андрухаевым. Мои впечатления.»
2. Выполнить морфологический разбор одного прилагательного.
Раздаточный материал к интегрированному уроку русского языка по теме «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе.»
Карточка №1
Разобрать словосочетание, «горные кручи», назвать род, число, падеж имени прилагательного
Карточка №2
Разобрать словосочетание «улыбкой нестрогой», назвать род, число, падеж имени прилагательного
Карточка №3
Разобрать словосочетание «горных отрогов», назвать род, число, падеж имени прилагательного
Карточка №4
Разобрать словосочетание «шумные воды», назвать род, число, падеж имени прилагательного
Карточка №5
Разобрать словосочетание «гортанную песню», назвать род, число, падеж имени прилагательного
Карточка №6
Разобрать словосочетание «молодая река», назвать род, число, падеж имени прилагательного
Карточка №7
Разобрать словосочетание «зелёных сосен», назвать род, число, падеж имени прилагательного
Карточка №8
Разобрать словосочетание «густую траву», назвать род, число, падеж имени прилагательного
Карточка №9
Разобрать словосочетание «в ветвистых коронах», назвать род, число, падеж имени прилагательного