Изобразительное искусство
6 класс
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка
6-9 уроки
Навигатор ученика
Кому принадлежит: _______________________________________________________________________________________
Автор-составитель: Шабельникова И.В.
06, 13,20,27 октября 2015
Г. Уссурийска
МБОУ СОШ №3
ОСНОВНОЕ О ЦИКЛЕ УРОКОВ
Слово учителя
- Это знаковая тема для учеников шестого класса, которые желают хорошо разбираться и понимать изобразительный язык. Изучение темы «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КАРТА
(НАГЛЯДНЫЙ КОНСПЕКТ) ЦИКЛА УРОКОВ
Задание:
Изучи карту самостоятельно или с помощью учителя. Отметь зеленым цветом то из перечисленного, что тебе уже знакомо. Желтым цветом отметь то, что кажется наиболее интересным. Устно ответь на вопрос, почему важно изучить эту тему.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА




Виды изобразительного искусства и основы их образного языка | Мир наших вещей. Натюрморт | Вглядываясь в человека. Портрет | Человек и пространство. Пейзаж |




Семья пространственных искусств (Виды изобразительного искусства) | Изображение предметного мира. Натюрморт | Изображение человека в искусстве разных эпох | Человек и пространство |
Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Художественные материалы. | Понятие формы. Линейные, объемные и плоскостные формы | Конструкция головы человека и ее пропорции | Пейзаж. |
Выразительные свойства линии, виды и характер линии | Плоскость и объем. Перспектива | Изображение головы человека в пространстве | Пейзаж-настроение. |
Ритм линий. Линейные рисунки А.Матисса, П.Пикассо | Освещение. Свет и тень. | Портрет в скульптуре | Пейзаж в русской живописи |
Пятно в изобразительном искусстве. Линия и пятно. | Натюрморт в графике | Графический портретный рисунок | Пейзаж в графике |
Цвет. Основы цветоведения. Основные и составные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. | Цвет в натюрморте | Роль цвета в портрете | Городской пейзаж |
Эмоциональное восприятие цвета человеком. Цвет в произведениях живописи. | Выразительные возможности натюрморта | Великие портретисты прошлого |
Выразительные возможности объемного изображения. Художественные материалы в скульптуре. Произведения анималистического жанра | Портрет в изобразительном искусстве ХХ века |
Твои образовательные результаты
Задание
Изучи таблицу и узнай, какие образовательные результаты ты получишь, если будешь внимательно и ответственно работать на уроках.
Если ты считаешь, что некоторые из этих результатов ты уже достиг, отметь это в колонке «Твои заметки». Это значит, что по этим пунктам ты сможешь помочь другим ученикам, если захочешь.
Обязательные |
№ | Описание | Твои заметки |
1 | Безошибочно выполняешь изображение заданного вида изобразительного искусства при выполнении практических заданий | |
2 | Самостоятельно выполняешь цветовые растяжки по заданному свойству в практической работе | |
3 | Самостоятельно создаешь красками цветовые образы с различным эмоциональным звучанием | |
4 | Самостоятельно используешь выразительные возможности пластического материала в своей практической работе | |
5 | СвСвободно излагаешь определения трех видов изобразительного искусства. Правильно определяешь вид изобразительного искусства по произведениям. | |
6 | Безошибочно владеешь основами языка изображения при выполнении тестовых заданий, творческих работ | |
Надо повторить |
| | |
| | |
«Хочу дополнительно» / Повышенные по предложению учителя |
| | |
| | |
| | |
Карта образовательных ресурсов по циклу уроков
Задание
Изучи и дополни карту ресурсов по циклу уроков.
Внимание: ресурсы делятся на три группы:
- предметные (ресурсы, которые можно найти в библиотеке или музее, они словно специально созданы для учеников),
- социальные (интересные места, события, люди, встреча с которыми поможет тебе изучить тему),
- антропологические (твои личные особенности и черты, которые помогут тебе учиться).
Предметные
Социальные
Антропологические
Электронный учебник Л.А.Неменская “Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс” под редакцией Б.М.Неменского. Москва. ПРОСВЕЩЕНИЕ
Презентации в портфеле для обучающихся 6 классов: “Виды графики”, “Скульптура”, “Цвет. Цветоведение”, “Композиция. Рисунки Федора Васильева”, “Линия и ее выразительные особенности”, “Линия и пятно”, “Цвет в произведениях живописи”, “Пабло Пикассо”, “Анри Матисс”, “Рисунки Валентина Серова” (Презентации и учебник находятся в папке “Портфель для обучающихся 6 класса. Всем желающим обучающимся можно скачать)
Интернет- ресурсы (Забавная галерея.Музейные головоломки, http://www.museum-online.ru, Википедия — Википедия)
Как ты будешь учиться
Образовательные результаты | Я выбираю | Примечания |
Групповой проект «Сюжет любимого мультфильма с участием животных» (Куб с рисованными стенами и с объемным изображением внутри. Стены выполняются ограниченной палитрой с показом вариативных возможностей цвета. | Групповой проект «Подготовка теста для самопроверки» по теме: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» («Основы изобразительной грамоты» (ритм, цвет, тон, композиция) | Индивидуальное исследование «Цвет в произведениях живописи» . Практическая работа «Осень глазами грустного человека и радостного» | |
Самостоятельно выполняет цветовые растяжки, владеют навыками механического смешения цветов в практической работе | | | | |
Самостоятельно приобретает творческий опыт в процессе создания красками цветовых образов | | | | |
Самостоятельно использует выразительные возможности пластического материала в своей практической работе | | | | |
| Я выбираю | |
| Групповое исследование ИГРА «Карта произведений изобразительного искусства (+ копий+ детских рисунков) в школе» | Индивидуальное исследование ИГРА «Карта произведений изобразительного искусства (+ копий+ детских рисунков) в школе» | Групповой проект «Подготовка теста для самопроверки» по теме: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» («Средства выразительности графики, скульптуры, живописи») | |
Свободно излагает определения трех видов изобразительного искусства | | | | |
Правильно определяет вид изобразительного искусства по произведению | | | | |
Памятка работы в группе
Используйте базовые правила работы в группе
При разговоре смотри на собеседника
Говори в группе тихо, чтобы не мешать одноклассникам;
Называй товарищей по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать
Аргументируй (объясняй, доказывай ) свою позицию понятно для других ребят
Порядок работы:
Внимательно все вместе прочитайте задание и разберитесь, что нужно сделать.
Спланируйте общую работу (что нужно сделать сначала, что потом; как можно разделить сложное задание)
При необходимости распределите роли (например, исследователь, критик, оформитель)
Учитывайте все позиции и аргументы
В конце оставьте время на обсуждение результатов и оформление ответа
Ты собираешься идти по пути проектирования.
Во время работы над проектом у тебя возникнет множество вопросов. Попробую ответить на некоторые из них.
Что такое проектная работа?
Под методом проектов (от латинского projectus – выдвинутый вперед) понимают творческую работу учащихся для самостоятельного решения проблемы, оформленную в виде конечного продукта: доклада, подготовки выставки, компьютерной презентации, сценария праздника или игры, газеты, видеофильма, спортивной игры….
В проект входит:
1) постановка проблемы (вопроса);
2) выбор способа её (его) решения;
3) осуществление решения;
4) представление результатов.
Проекты могут быть разные:
художественные, практические, информационные;
выполненные одним человеком, парой, группой учеников или всем классом;
короткие (на следующий урок) и длительные (на месяц или на год).
Порядок работы над проектом
1. Выберите тему проекта по своему интересу.
2. Определите способ и план решения проблемы (вопроса), распределите этапы (части) и время их выполнения.
3. Если проект коллективный, работу следует организовать так, чтобы все участники группы отвечали за различные аспекты решения вопроса. Для слаженной работы коллектива у членов группы могут быть особые обязанности, например:
командир проекта – организует работу всей группы над проектом, отвечает за своевременное выполнение проекта;
помощник командира – помогает командиру организовать работу группы, отвечает за представление результатов выполнения проекту учителю и товарищам по классу;
компьютерный дизайнер – отвечает за создание компьютерных презентаций проекта;
Хотелось бы, чтобы в результате работы над проектом ты получил удовольствие, смог проявить самостоятельность, фантазию, творческий подход. Если ты выбрал групповой проект, то подобная работа поможет тебе укрепить дружеские и товарищеские отношения. Вы, надеюсь, будете в работе поддерживать друг друга, подсказывать пути решения возникающих проблем, сумеете распределить обязанности, взаимодействовать друг с другом.
Для заметок
Желаю успешной работы!
11