СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИКТ технологии заняли прочное место в организации учебного процесса по разным дисциплинам. Сегодня не возникает сомнений в необходимости и эффективности их использования.

Просмотр содержимого документа
««Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сатинская средняя общеобразовательная школа»







«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»



















Живенкова Наталия Евгеньевна – учитель русского языка

и литературы

МБОУ «Сатинская СОШ»

Сампурского района

Тамбовской области






Сложные социально-политические и культурно-мировоззренческие

сдвиги, которые произошли в мире, ставят новые проблемы как перед учителем, так и перед учащимися. От того, какие знания получит ученик в школе, во многом зависит его дальнейшая судьба. Поэтому основной задачей педагога остаётся – любовь к своей профессии, творчество, сотрудничество, умение заинтересовать ученика в своём предмете, преподнести его так, чтобы у него не угасала тяга к получению знаний, чтобы учёба стала радостью, ведь неграмотным человеком завтрашнего дня станет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться.

Перед педагогами поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ.

ИКТ технологии заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам. Сегодня не возникает сомнений в необходимости и эффективности их использования. Состояние современного образования таково, что процесс обучения проходит в условиях постоянного увеличения потока информации, подлежащей усвоению, что приводит к перегруженности учебных программ.

Главной задачей использования ИКТ является расширение интеллектуальных возможностей ученика. Компьютер используется как самое совершенное информационное средство наряду с использованием книги, телевизора, видеомагнитофона. Компьютер - средство связи ученика с учителем, лаборантом, другими учениками.

Современные преобразования в российском образовании происходят в эпоху стремительного развития высоких технологий, расширения информационного пространства средствами Интернета, сотовой связи.

Сегодня педагог должен обладать навыками сотрудничества с учащимися на основе информационного взаимодействия, уметь осуществлять подбор, структурирование и оценивание информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач. Информация, при этом, должна играть решающую роль во многих проблемах, связанных не только с познавательной, но и технологической, творческой, политической, социальной деятельностью человека. Резкое возрастание роли и значения информации требует глубокой подготовленности всех членов современного общества к использованию средств информационной технологии в своей профессиональной деятельности, а значит, востребован выпускник школы, владеющий навыками работы с информацией. Нельзя забывать и о высоком потенциале информационных технологий в формировании и удовлетворении индивидуальных духовных потребностей учащихся, развитии их творческих способностей.

На мой взгляд, применение информационных технологий в учебном процессе способствует:

- повышению качества обучения;

- выработке учебных навыков рациональной организации учебного труда;

- радикальному изменению учебного процесса, переориентированию его в сторону развития системного мышления;

- эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности;

- развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории в связи с появлением неограниченных возможностей для индивидуали­зации и дифференциации учебного процесса и т.д.

К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие: возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока; возможность сочетания разных программных средств, а также побуждающий аспект активизации деятельности учащихся.

Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс.

Одной из специфических особенностей уроков русского языка является большой объём работы, которую необходимо осуществить для приобретения учащимися соответствующих умений и навыков, а также характер этой работы: кропотливое выполнение упражнений, переписывание из учебника или из другой учебной книги дидактического материала с одновременным выполнением каких-либо грамматических заданий и многое другое.

Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Родной язык они воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил. Поэтому задача воспитания интереса к нашему предмету очень важна и актуальна.

Всякое познание начинается с удивления. А удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения. В преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету каждого ребёнка.

Сегодня с приходом в школу компьютера появилась возможность интенсифицировать преподавание русского языка, повысить темп современного урока, увеличить объём коммуникативных упражнений, активизировать познавательную деятельность учащихся за счёт сокращения затрат времени на другие виды работ, как, например, различного рода списывания, - эту задачу значительно облегчает использование компьютера.

Применение компьютера максимально уплотняет урок. И для того, чтобы учащиеся, с одной стороны, не уставали, а с другой - не теряли времени даром, стараюсь разнообразить урок, создавать проблемные ситуации, привлекать творчество учащихся;

не "перегрузить" учащихся работой с компьютером (чрезмерное увлечение компьютером может принести вред, а не пользу), использую групповой метод работы.

На уроках русского языка и литературы использую такие приемы применения компьютерных технологий:

компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний учащихся, использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного (1С: Репетитор. Русский язык. Программа-тренажер по русскому языку "Фраза"). Компьютерные тесты - это чёткое и ясное задание по конкретной предметной области, требующее однозначного ответа.

Для учителя тест служит средством внесения различного рода изменений, направленных на совершенствование учебного процесса, а также вспомогательным средством для текущего индивидуального контроля знаний, дидактическим средством для обучения, в том числе и дистанционного.

Школьники с удовольствием отвечают на вопросы компьютера, ученик сам задаёт темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу. Может воспользоваться подсказкой, может посмотреть количество допущенных ошибок, что даёт возможность проанализировать, насколько глубоко он усвоил данный материал. В случае неудовлетворённого результата школьник может вернуться к тестированию после повторного прохождения курса или уточнения отдельных вопросов. Благодаря этому учащиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала;

- программные средства обучающего характера, предназначенные для обучения передачи учебной информации. Эти программные средства подразумевают диалог ученик - компьютер, в ходе которого ученик приобретает навыки работы по предложенному плану, инструкции, при этом контроль выполнения и управления ходом обучения осуществляет компьютер.

Таким образом, компьютер на урочных и внеурочных занятиях по общеобразовательным предметам, в том числе по русскому языку и литературе, выполняет различные функции: источника учебной информации; наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации; тренажера; средства диагностики и контроля; текстового редактора.

Вместе с тем уроки с использованием компьютера следует проводить наряду с обычными занятиями; компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно.

В своей работе я использую информационные технологии для:

  • планирования учебного материала и учебных занятий,

  • подготовки печатных материалов к урокам ;

  • обработки результатов проверочных и контрольных работ.

- мультимедийное проектирование для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций.

Деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания учащегося на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. У учащегося таким образом формируется учебно-информационные умения и навыки; - компьютерные программы-репетиторы на CD-дисках, например, «Русский язык. Программа-тренажёр» из серии «Репетитор» (РФ) (9-11 класс); - справочные ресурсы Интернета: сайты энциклопедических изданий по русскому языку, литературе, культуре;

- проектную деятельность учащихся, создание ими компьютерных презентаций, которые существенно повышают наглядность и доступность учебного материала.

Подготовка презентаций – творческий процесс, часто совместная деятельность учителя и ученика. Презентации эффективно используются на различных этапах урока и во внеурочной деятельности, что позволяет быстрее и глубже воспринимать изучаемый материал.

Важнейшим направлением использования информационных технологий в учебном и воспитательном процессе является проектная деятельность учащихся.   Выполнение детских работ в виде презентации, газет, докладов с помощью компьютерных программ - новая форма заданий, которая позволяет формировать и развивать навыки самообразования школьников, соответствует методике научного познания, обеспечивает усвоение знания не на репродуктивном, а на творческом уровне.

Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребенку учиться. Это задача личностно-ориентированной педагогики, где ценят не только результат, но и сам процесс учения. Это возможно в рамках учебного проекта, где большая роль отводится самостоятельной работе учащихся.

Включение учащихся в создание учебных проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности, поскольку метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.

Метод проектов, безусловно, успешен лишь в том случае, если он идет от ученика. Но даже если это так, нужно постоянное живое участие учителя, так как необходима поддержка и поощрение учеников.

Информационные компьютерные технологии нашли широкое применение при проведении интегрированных уроков. Проблема отсутствия необходимого материала по музыке и живописи полностью преодолена. Учитель имеет «доступ» во все крупные музеи мира. Это позволяет значительно обогатить содержание образования.

Информационное обучение – большая, трудная работа. Она требует от учителя не только большой эрудиции, но и высокого методического уровня. Урок удачен тогда, когда учитель и ученик работали в равной степени, в сотрудничестве.

Современный человек живёт в мире техники, мире духовно ограниченном, где приоритет общечеловеческих ценностей часто приносится в жертву практической пользе.

Как говорили древние: ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь.

Поэтому именно уроки русского языка и литературы должны посвящаться, прежде всего, живому общению. Компьютер - это только инструмент, с помощью которого учитель может добиться более динамичного и яркого знакомства с учебным материалом, провести закрепление и контроль знаний, но основное время урока должно быть посвящено живому слову, решению творческих задач, разговору о нравственных ценностях, о месте человека в современном мире.