СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационно-коммуникационных технологий на современном интегрированном уроке

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умение эффективно применять ИКТ сопоставимо по значимости с умением писать и читать. Современная педагогика находится в поиске инновационных технологий обучения

Просмотр содержимого документа
«Использование информационно-коммуникационных технологий на современном интегрированном уроке»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА СОВРЕМЕННОМ ИНТЕГРИРОВАННОМ УРОКЕ

Халина О.С., старший методист

ОБПОУ «Курский электромеханический техникум», 2014 г.


На современном этапе развития социума профессиональное образование в России переживает процесс становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс тесно связан с информатизацией, затронувшей все сферы человеческой деятельности и внесшей качественные изменения в жизнь всего мирового сообщества. Современные информационно-коммуникационные технологии способствуют быстрому распространению больших потоков информации и образованию глобального информационного пространства. Не так давно по отношению к современной цивилизации применялось определение «постиндустриальное общество». Сегодня это определение вытеснено термином «информационное общество». Под влиянием информатизации изменились требования к современному специалисту. На сегодняшний день недостаточно того, чтобы профессиональное образование готовило выпускника к выполнению трудовых функций, связанных с его специальностью, то есть узкопрофессиональных задач. Необходимо обеспечить современный уровень компетентности молодого специалиста в области информационных технологий.

Реалии современной действительности таковы, что умение эффективно применять ИКТ сопоставило по значимости с умением писать и читать. Современная педагогика находится в поиске инновационных технологий обучения, которые соответствовали бы уровню развития информатизации, отвечали бы потребностям социума в подготовке специалистов, компетентных не только в своей профессии, но и в области информационной деятельности.

Педагогический коллектив ОБПОУ «Курский электромеханический техникум» работает над созданием современной образовательной среды, обеспечивающей качество подготовки специалистов в соответствии с ФГОс СПО. Большое внимание уделяется информатизации образования. Этот процесс осуществляется по нескольким направлениям:

- оснащение учебных кабинетов и лабораторий персональными компьютерами, периферийными устройствами и средствами мультимедиа;

- методически грамотное применение в учебном процессе современных ИКТ;

- развитие медиакультуры, повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в использовании современных медиарисурсов.

Компьютерные технологии позволяют проводить современный урок на совершенно ином качественном уровне. Применение различных программных продуктов, создание авторских учебных фильмов, электронных презентаций, использование возможностей интерактивной доски, сетевых ресурсов – всё это повышает мотивацию студентов к обучению, вносит разнообразие в учебно-познавательную и исследовательскую деятельность.

Применение ИКТ способствует усилению интеграции учебных дисциплин, так называемому «распредмечиванию» в образовательной деятельности, расширению междисциплинарных связей. Это принципиально важно в подготовке современного специалиста. Подобно тому, как врач должен лечить не болезнь, а больного, каждый педагог должен видеть свою роль не в том, чтобы обеспечить освоение студентом предметного знания, а в том, чтобы внести свой разумный вклад в общее дело подготовки выпускника, соответствующего требованиям современного информационного общества.

«Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи» [5, с. 60], – писал выдающийся педагог Я.А. Коменский в своей «Великой дидактике». Реализации такого подхода к обучению в большой степени способствуют интегрированные уроки. В их числе следует, прежде всего, выделить те, которые базируются на применении ИКТ. Весьма продуктивна интеграция общеобразовательных дисциплин и информатики, общепрофессиональных и специальных дисциплин и дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

Так, например, интегрированные уроки по истории и информатике обеспечивают активное вовлечение студентов в такие виды деятельности, как регистрация, сбор, хранение, обработка и переработка информации о тех или иных исторических событиях; работа по созданию интерактивных контурных исторических карт; создание мультимедийных презентаций на заданную тематику; виртуальная реконструкция исторических событий; подготовка материалов для виртуальной экскурсии на историческую тематику; создание автоматизированных летописей. Интегрированный подход позволяет сделать уроки истории более зрелищными, повысить их эмоциональное и воспитательное воздействие на студентов. Подготовка к таким урокам под руководством двух педагогов способствует глубокому усвоению знаний на новой, информационно-коммуникативной платформе.

Владение персональным компьютером немыслимо без знания английского языка, поскольку большинство прикладных программ имеют иноязычный интерфейс. Поэтому тесное сотрудничество преподавателей английского языка и информатики стало насущным требованием подготовки современного специалиста. Особенно актуальны интегрированные уроки по данным дисциплинам для студентов специальности «Компьютерные системы и комплексы», так как умения и навыки работы с персональным компьютером, программным обеспечением являются ключевыми в их профессиональной деятельности. Знания английского языка помогают им на этапе освоения общеобразовательных дисциплин разобраться в специфической «компьютерной» терминологии, а в дальнейшем эти знания, например, облегчат понимание зарубежной справочной и профессиональной литературы на английском языке.

Традиционно вызывают большой интерес у студентов специальности «Технология машиностроения» интегрированные уроки по дисциплинам: «Инженерная графика» и «Компьютерная графика»; «Технология машиностроения» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности»; «Технология машиностроения», «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и «Программирование для автоматизированного оборудования» и другие. Современное машиностроительное предприятие невозможно представить без комплексной системы автоматизированного проектирования (САПР) и автоматизированной системы технологической подготовки производства (АСТПП), поэтому уже несколько лет в ОБПОУ «Курский электромеханический техникум» проводится подготовка студентов специальности «Технология машиностроения» с применением КОМПАС- КОМПАС-3D, в том числе и на интегрированных уроках.

На современном этапе развития науки и техники появились новые требования к графической подготовке технических специалистов - владение компьютерной графикой. Графический редактор Компас-3D изучается в техникуме после ознакомления с принципами выполнения чертежей, изучения ГОСТов ЕСКД, после того, как студенты получили навыки в составлении различной конструкторской документации (чертежей деталей, сборочных чертежей, схем, текстовых документов). Программа КОМПАС-3D дает возможность быстро и точно создавать параметрические электронные модели целого изделия или его отдельных узлов и деталей, а затем, при необходимости, оперативно вносить изменения и совершенствовать конструкцию. Процесс создания на интегрированных уроках конструкторских документов с помощью компьютерных технологий позволяет студенту не только получить новые знания и навыки, но и проверить степень усвоения изученного материала. Знания, приобретенные студентами на интегрированных уроках, основанных на применении ИКТ, помогают им при выполнении курсового и дипломного проекта.

Современная педагогика ориентирует нас на организацию в учебном процессе интерактивного диалога не только между обучающимися, но и со средствами обучения, базирующимися на информационно-коммуникационных технологиях. Такой диалог возникает в ходе компьютерного тестирования, выполнения различных заданий на ПК, работы над интерактивными диктантами. Информационно-техническая поддержка таких диалогов – одна из возможностей современного интегрированного урока.

В практике работы педагогов ОБПОУ «Курский электромеханический техникум» концепция интеграции становится всё более популярной. Преимущества интегрированного урока делают его привлекательным для реализации различных целей, труднодостижимых в рамках традиционного подхода:

- формирование целостной картины мира не только на научной предметной основе, но и с помощью ИКТ;

- развитие потенциала студента посредством побуждения к активной познавательной и информационной деятельности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей различных природных и социальных явлений не только средствами изучаемого предмета, но и с помощью ИКТ;

- широкая реализация творческих возможностей преподавателей в командной деятельности при подготовке и проведении интегрированного урока, повышение уровня медиакультуры педагогов;

- снятие утомляемости, перенапряжения студентов за счёт переключения на различные виды деятельности, повышение познавательного интереса, развитие воображения, внимания, продуктивного мышления, памяти обучаемых, их информационно-коммуникационных умений и навыков.

«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а её однообразием» [7, т.3, с. 147], – справедливо полагал К.Д. Ушинский. Интегрированный урок на основе применения ИКТ позволяет избегать однообразия в учебной деятельности, способствует поиску новых форм, методов и приёмов обучения.

«Мир разделен только в нашем сознании» [6, с. 82], – писал Н. К. Рерих. «Предметно-кусочное» [1, с. 85] образование вряд ли сформирует системное мышление; « …одна из основных целей Образования – передача культуры. А культура обладает свойством цельности и делима только условно… Леонардо да Винчи был сильнейшим инженером-фортификатором, он разработал идеи подводной лодки и вертолета. Энштейн играл на скрипке, интересовался психологией. Кто-то скажет – ведь они были гениями! Да, но верно и обратное: они были гениями, в том числе и потому, что не ограничивали себя рамками узкой предметной сферы» [там же, с. 85]. Так устроен мир. А значит нужно следовать его законам и правилам.



Литература

  1. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя /А.А. Гин. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011 – 112 с.

  2. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.

  3. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 208 с.

  4. Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков / А.С.Адаменко. - М.: Аваста+, 2003. – 164 с.

  5. Коменский Я.А. Дидактические принципы (отрывки из «Великой дидактики») – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Нapкoмпpoca РСФР, 1940. – 92 с.

  6. Рерих Н. К. Шамбала сияющая / Восток-Запад. — М.: МЦР, 1994. – 104 с.

  7. Ушинский К.Д. Собр. соч., т. 1–11, М. – Л.: Педагогика, 1948–52.