СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование методов и приемов системно-деятельностного обучения информатике

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация опыта применения методов и приемов системно-деятельностного пподхода в обучении информатике. Повышение качества процесса обучения информатике возможно при эффективной организации индивидуальной деятельности обучающихся в условиях информационно-предметной среды, что достигается при реализации системно-деятельностного подхода в обучении. Системно-деятельностный подход ко всем компонентам методической системы в рамках определенной технологии обучения может оказать принципиальное влияние на повышение качества обучения. В соответствии с системно-деятельностным подходом повышение качества обучения основывается на двух взаимосвязанных процессах: организация деятельности обучаемого, в том числе индивидуальной самостоятельной деятельности, и контроль этой деятельности. Построение этих процессов и организация взаимосвязи между ними осуществляется через возможность проектирования информационно-коммуникационных технологий. 

Просмотр содержимого документа
«использование методов и приемов системно-деятельностного обучения информатике»

Образование – это то, что остается после того, как все выученное забудется. Макс Теодор Феликс фон Лауэ, физик, лауреат Нобелевской премии .

Образование – это то, что остается после того, как все выученное забудется.

Макс Теодор Феликс фон Лауэ, физик, лауреат Нобелевской премии .

Ребёнок, не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, глубоко несчастен… Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями; без вдохновения учение превращается для детей в тягость . В. А. Сухомлинский

Ребёнок, не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, глубоко несчастен… Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями; без вдохновения учение превращается для детей в тягость .

В. А. Сухомлинский

Для формирования компетенций используются методы системно-деятельностного подхода: Проблемное обучение Метод проектов Прием решения ситуационных задач Блочно-модульное обучение Применение ИКТ

Для формирования компетенций используются методы системно-деятельностного подхода:

  • Проблемное обучение
  • Метод проектов
  • Прием решения ситуационных задач
  • Блочно-модульное обучение
  • Применение ИКТ
Групповые методы работы: «Мозговой штурм» – развивает творческий стиль мышления, формирует умения формулировать свои мысли, слышать других, анализировать, сравнивать. «Мозаика» - позволяет организовать активную работу с текстом, формирует навыки осмысленного чтения, умения выражать свои мысли. «Разбитые квадраты» - учит взаимопониманию и сотрудничеству.

Групповые методы работы:

  • «Мозговой штурм» – развивает творческий стиль мышления, формирует умения формулировать свои мысли, слышать других, анализировать, сравнивать.
  • «Мозаика» - позволяет организовать активную работу с текстом, формирует навыки осмысленного чтения, умения выражать свои мысли.
  • «Разбитые квадраты» - учит взаимопониманию и сотрудничеству.
Проблемно-диалогическое обучение  Не просто смотреть, а видеть, не слушать, а слышать, понимать, осмысленно пользоваться мыслительными операциями, приемами умственной работы. Преподаватель опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. Проблемная ситуация требует активной познавательной деятельности обучающихся для ее правильной оценки и разрешения. Уровень сложности, характер проблем зависят от подготовленности школьников, изучаемой темы и других обстоятельств. Данный подход предполагает создание проблемной ситуации, реализуемой через следующие этапы: введение, экспериментирование, обдумывание, применение и проверка.

Проблемно-диалогическое обучение

  • Не просто смотреть, а видеть, не слушать, а слышать, понимать, осмысленно пользоваться мыслительными операциями, приемами умственной работы.
  • Преподаватель опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. Проблемная ситуация требует активной познавательной деятельности обучающихся для ее правильной оценки и разрешения. Уровень сложности, характер проблем зависят от подготовленности школьников, изучаемой темы и других обстоятельств.
  • Данный подход предполагает создание проблемной ситуации, реализуемой через следующие этапы: введение, экспериментирование, обдумывание, применение и проверка.
Применение проектного метода обучения В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Применение учителем проектного метода обучения способствует реализации личностно-ориентированных технологий при обучении информатике, овладению компьютерной грамотностью, наиболее полно решить выявленные проблемы и сформировать коммуникативную компетентность обучающихся средствами информатики . Проектная деятельность по информатике на социально-значимые темы и темы вызывающие личный интерес, позволяет не только вырабатывать информационные, социально-трудовые и организационные компетенции, но и воспитывать гражданственность, патриотизм, развивать морально-нравственные понятия, стремление к здоровому образу жизни.

Применение проектного метода обучения

  • В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
  • Применение учителем проектного метода обучения способствует реализации личностно-ориентированных технологий при обучении информатике, овладению компьютерной грамотностью, наиболее полно решить выявленные проблемы и сформировать коммуникативную компетентность обучающихся средствами информатики .
  • Проектная деятельность по информатике на социально-значимые темы и темы вызывающие личный интерес, позволяет не только вырабатывать информационные, социально-трудовые и организационные компетенции, но и воспитывать гражданственность, патриотизм, развивать морально-нравственные понятия, стремление к здоровому образу жизни.
Формы организации учебно-познавательной деятельности в рамках метода проектов форматирование статьи для школьной газеты ; создание «Шпаргалок по математике, русскому языку», используя средства MS Word; оформление «портфолио» ученика; разработка презентации для сопровождения доклада или защиты реферата; создание галереи тематических компьютерных рисунков «Здоровый образ жизни», «Новогодний переполох», «Мамы разные важны» и др.; разработка мультимедийных презентаций по выбранной теме: «Мой класс», «Природа Курской области», «Мир моих друзей», «Сделаем родной город краше» и др. уроки в форме «деловой игры» («Путешествия в мир профессий»), пресс-конференции («Компьютерные вирусы», «Локальные сети») и др.

Формы организации учебно-познавательной деятельности в рамках метода проектов

  • форматирование статьи для школьной газеты ;
  • создание «Шпаргалок по математике, русскому языку», используя средства MS Word;
  • оформление «портфолио» ученика;
  • разработка презентации для сопровождения доклада или защиты реферата;
  • создание галереи тематических компьютерных рисунков «Здоровый образ жизни», «Новогодний переполох», «Мамы разные важны» и др.;
  • разработка мультимедийных презентаций по выбранной теме: «Мой класс», «Природа Курской области», «Мир моих друзей», «Сделаем родной город краше» и др.
  • уроки в форме «деловой игры» («Путешествия в мир профессий»), пресс-конференции («Компьютерные вирусы», «Локальные сети») и др.
Каждый ученик может добровольно выбрать для себя уровень освоения и отчетности о результатах своего учебного труда   Не следует решать за ученика, какой уровень усвоения соответствует его способностям, но следует создать в классе такие условия, при которых достижение обязательного уровня будет реальным, ученики, способные двигаться дальше, будут заинтересованы в этом продвижении.

Каждый ученик может добровольно выбрать для себя уровень освоения и отчетности о результатах своего учебного труда

Не следует решать за ученика, какой уровень усвоения соответствует его способностям, но следует создать в классе такие условия, при которых достижение обязательного уровня будет реальным, ученики, способные двигаться дальше, будут заинтересованы в этом продвижении.

Планы и инструкции позволяют в определенной мере автоматизировать учебный процесс на этапе формирования навыков решения задач и освоения ИКТ, создают возможности для активной самостоятельной работы учащихся, способствуют формированию учебно-познавательной компетентности. Использование карточек-инструкций в индивидуальной работе с детьми позволяет корректировать их знания, ликвидировать пробелы.

Планы и инструкции позволяют в определенной мере автоматизировать учебный процесс на этапе формирования навыков решения задач и освоения ИКТ, создают возможности для активной самостоятельной работы учащихся, способствуют формированию учебно-познавательной компетентности. Использование карточек-инструкций в индивидуальной работе с детьми позволяет корректировать их знания, ликвидировать пробелы.

Инструкции

ЗНАКОМСТВО С POWERPOINT

Презентация PowerPoint – это набор слайдов, собранных в слайд-фильм. В слайд-фильмах можно использовать текстовую, числовую, графическую, звуковую и видеоинформацию, готовые варианты дизайна.

Этапы создания презентации:

запустить программу PowerPoint (Пуск Программы Microsoft Power Point);

в диалоговом окне выбрать Создание, Новая презентация;

выбрать титульный слайд (первый) и разместить информацию;

отформатировать ее (подобрать размер, цвет символов, положение на слайде и пр.);

настроить анимацию объектов на слайде;

выбрать кнопку Конструктор;

выбрать шаблон оформления;

создать по очереди другие слайды, используя кнопку Создать слайд;

перейти в режим Сортировщик слайдов, используя кнопку настроить переход между слайдами;

перейти в режим Сортировщик слайдов и выстроить слайды в нужном порядке (выделить слайд и переместить его мышью в нужное место);

просмотреть готовую демонстрацию, нажав кнопку Показ слайдов;

сохранить демонстрацию.

Задание 1. Изучите дополнительные возможности PowerPoint самостоятельно.

Задание 2. Создайте электронную графическую презентацию своих возможностей, способностей и талантов. Сохраните презентацию.

РЕДАКТОР ФОРМУЛ MICROSOFT EQUATION EDITOR 3.0

Вставка формул в текст: 1) выбрать в меню Вставка, Объект; 2) выбрать Microsoft Equation 3.0 ; 3) составить формулу с помощью наборов символов и шаблонов; 4) щелкнуть в окне документа Word .

Для редактирования формулы дважды щелкните по ней.

Советы по набору формул: 1) определить последовательность набора формулы; 2) числа, знаки и переменные (латинские) можно вводить с клавиатуры; 3) перемещаться между элементами формулы можно с помощью клавиш управления курсором или щелчком мыши устанавливать текстовый курсор в нужное место; 4) если формул несколько, отделить одну от другой нажатием клавиши Enter ; 5) если вы хотите набрать текст, находясь в редакторе формул, следует выбрать Стиль, Текст.

Задание 1. Наберите формулы сложения и вычитания аргументов.

Задание 2. Наберите следующие математические выражения вместе с текстом.

1) Упростите выражение 2) Решите систему уравнений 3) Упростите Сохраните документ под именем формулы .

Тестовые задания:

И-10 В-1

Тест «Представление информации»

Тест состоит из 12 заданий с выбором одного правильного ответа из 4-х предложенных. Время выполнения – 10-15 мин. Номер правильного ответа необходимо проставить под номером вопроса в бланке ответа. Исправления исключаются.

1. Полный набор символов, используемый для кодирования, называют:

1) шифром; 3) синтаксисом;

2) алфавитом ; 4) семантикой .

2. Минимальным объектом, используемым для кодирования текста, является:

1) бит ; 2) пиксель ; 3) символ ; 4) растр .

3. Для кодирования одной точки монохромного изображения, имеющего 256 оттенков, требуется:

1) 1 бит ; 2) 3 бита ; 3) 1 байт ; 4) 3 байта.

4. Количество битов, необходимое для кодирования одного символа алфавита в коде Unicode, равно:

1) 8 ; 2) 16 ; 3) 32 ; 4) 256 .

5. Сигнал, который может иметь только 2 состояния, передает следующее количество информации:

1) 1 бит ; 2) 8 бит ; 3) 2 байта ; 4) 4 байта.

6. Сообщение «урок» содержит следующее количество информации:

1) 4 бита ; 2) 32 бита ; 3) 8 байт ; 4) 32 байта .

7. Автоматизированный прибор производит измерения 20 раз в секунду. Запись каждого измерения занимает 1 байт. Объем памяти, который потребуется компьютеру для записи всех измерений за 1 минуту, составляет:

1) 160 битов ; 2) 20 байтов; 3) 1200 битов ; 4) 1200 байтов .

8. Объем видеопамяти, необходимой для хранения двух страниц изображения при разрешающей способности экрана 800×600 пикселей и количестве используемых цветов – 32, составляет:

1) 2 400 000 битов ; 3) 1 920 000 битов; 2) 300 000 битов ; 4) 4 800 000 битов .

9. Стандартом кодирования музыки является:

1) RGB; 2) CD; 3) MIDI; 4) CMY.

10. Количество разрядов, отводимых под запись значения амплитуды сигнала, называется:

1) частотой ; 2) дискретизацией ; 3) модуляцией ; 4) разрешением .

11. Качество звукового сигнала, обрабатываемого компьютером, определяется:

1) частотой дискретизации и разрешением;

2) разрешением и глубиной звука;

3) глубиной звука и разрешаемой способностью экрана;

4) разрешающей способностью экрана и высотой звука.

12. Объем свободной памяти на диске – 1,44 Мб, разрядность звуковой платы – 32 бита. Длительность звучания цифрового аудиофайла, занимающего все дисковое пространство, записанного с частотой дискретизации 22,05 КГц, составляет:

1) менее 1 секунды; 2) менее 3 секунд; 3) более 16 секунд; 4) более 1 минуты.

Тест «Моделирование и формализация»

Вариант 1.

Предмет, процесс или явление, имеющее уникальное имя и представляющее собой единое целое, называют: 1) моделью; 2) объектом; 3) алгоритмом.

Представление существенных свойств и признаков объекта моделирования в выбранной форме называется: 1) моделированием; 2) формализацией; 3) систематизацией.

Замену реального объекта, процесса, явления его подходящей копией, реализующей существенные свойства объекта, называют: 1) моделированием; 2) формализацией; 3) систематизацией.

Модель, по сравнению с моделируемым объектом, содержит информации: 1) столько же; 2) меньше; 3) больше.

Выбрать пару объектов, о которых можно сказать, что они находятся в отношении «объект – модель»: 1) космический аппарат – законы Ньютона и всемирного тяготения; 2) автомобиль – техническое описание автомобиля; 3) А. С. Пушкин – Н. Н. Гончарова.

Моделью организации знаний можно считать: 1) расписание уроков; 2) оглавление учебника; 3) список литературы.

Вложенность, подчиненность и наследование являются характеристиками графа следующего вида: 1) ориентированного; 2) древовидного; 3) взвешенного.

На рисунке изображен граф следующего вида: УзловаяМотиноЛыжино7415

1) взвешенный; 2) древовидный; 3) ориентированный.

15

Узловая

Мотино

7

4

Лыжино

Информационный подход к обучению Этап передачи информации:  методы, увеличивающие пропускную способность непосредственного канала восприятия. Этап переработки информации : методика поэтапного формирования умственных действий; ассоциативная концепция формирования ума алгоритмизация учебного материала; использование обратной связи.

Информационный подход к обучению

Этап передачи информации:

  • методы, увеличивающие пропускную способность непосредственного канала восприятия.

Этап переработки информации :

  • методика поэтапного формирования умственных действий;
  • ассоциативная концепция формирования ума
  • алгоритмизация учебного материала;
  • использование обратной связи.
Применение на уроках информационно-коммуникационных технологий, ресурсов сети Интернет при организации исследовательской деятельности учащихся способствует развитию познавательных интересов обучающихся, формированию умения самостоятельно конструировать свои знания. Использование компьютера совместно с мультимедиапроектором на различных этапах урока позволяет повысить плотность урока, его наглядность, расширить набор форм и  методов обучения и контроля знаний.

Применение на уроках информационно-коммуникационных технологий, ресурсов сети Интернет при организации исследовательской деятельности учащихся способствует развитию познавательных интересов обучающихся, формированию умения самостоятельно конструировать свои знания. Использование компьютера совместно с мультимедиапроектором на различных этапах урока позволяет повысить плотность урока, его наглядность, расширить набор форм и методов обучения и контроля знаний.

Формирование логической культуры  Формирование логической культуры призвано помочь овладеть научным мировоззрением, совершенствовать умение мыслить логически правильно, т. е. определенно и конкретно, сравнивать, обобщать, выделять главное, существенное.

Формирование логической культуры

Формирование логической культуры призвано помочь овладеть научным мировоззрением, совершенствовать умение мыслить логически правильно, т. е. определенно и конкретно, сравнивать, обобщать, выделять главное, существенное.

Содержание предмета информатики позволяет в полной мере формировать компетенции обучающихся, которые способствуют наиболее полному раскрытию возможностей и способностей личности, ее успешной адаптации и самореализации в обществе.

Содержание предмета информатики позволяет в полной мере формировать компетенции обучающихся, которые способствуют наиболее полному раскрытию возможностей и способностей личности, ее успешной адаптации и самореализации в обществе.