Образование – это то, что остается после того, как все выученное забудется.
Макс Теодор Феликс фон Лауэ, физик, лауреат Нобелевской премии .
Ребёнок, не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, глубоко несчастен… Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями; без вдохновения учение превращается для детей в тягость .
В. А. Сухомлинский
Для формирования компетенций используются методы системно-деятельностного подхода:
- Проблемное обучение
- Метод проектов
- Прием решения ситуационных задач
- Блочно-модульное обучение
- Применение ИКТ
Групповые методы работы:
- «Мозговой штурм» – развивает творческий стиль мышления, формирует умения формулировать свои мысли, слышать других, анализировать, сравнивать.
- «Мозаика» - позволяет организовать активную работу с текстом, формирует навыки осмысленного чтения, умения выражать свои мысли.
- «Разбитые квадраты» - учит взаимопониманию и сотрудничеству.
Проблемно-диалогическое обучение
- Не просто смотреть, а видеть, не слушать, а слышать, понимать, осмысленно пользоваться мыслительными операциями, приемами умственной работы.
- Преподаватель опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. Проблемная ситуация требует активной познавательной деятельности обучающихся для ее правильной оценки и разрешения. Уровень сложности, характер проблем зависят от подготовленности школьников, изучаемой темы и других обстоятельств.
- Данный подход предполагает создание проблемной ситуации, реализуемой через следующие этапы: введение, экспериментирование, обдумывание, применение и проверка.
Применение проектного метода обучения
- В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
- Применение учителем проектного метода обучения способствует реализации личностно-ориентированных технологий при обучении информатике, овладению компьютерной грамотностью, наиболее полно решить выявленные проблемы и сформировать коммуникативную компетентность обучающихся средствами информатики .
- Проектная деятельность по информатике на социально-значимые темы и темы вызывающие личный интерес, позволяет не только вырабатывать информационные, социально-трудовые и организационные компетенции, но и воспитывать гражданственность, патриотизм, развивать морально-нравственные понятия, стремление к здоровому образу жизни.
Формы организации учебно-познавательной деятельности в рамках метода проектов
- форматирование статьи для школьной газеты ;
- создание «Шпаргалок по математике, русскому языку», используя средства MS Word;
- оформление «портфолио» ученика;
- разработка презентации для сопровождения доклада или защиты реферата;
- создание галереи тематических компьютерных рисунков «Здоровый образ жизни», «Новогодний переполох», «Мамы разные важны» и др.;
- разработка мультимедийных презентаций по выбранной теме: «Мой класс», «Природа Курской области», «Мир моих друзей», «Сделаем родной город краше» и др.
- уроки в форме «деловой игры» («Путешествия в мир профессий»), пресс-конференции («Компьютерные вирусы», «Локальные сети») и др.
Каждый ученик может добровольно выбрать для себя уровень освоения и отчетности о результатах своего учебного труда
Не следует решать за ученика, какой уровень усвоения соответствует его способностям, но следует создать в классе такие условия, при которых достижение обязательного уровня будет реальным, ученики, способные двигаться дальше, будут заинтересованы в этом продвижении.
Планы и инструкции позволяют в определенной мере автоматизировать учебный процесс на этапе формирования навыков решения задач и освоения ИКТ, создают возможности для активной самостоятельной работы учащихся, способствуют формированию учебно-познавательной компетентности. Использование карточек-инструкций в индивидуальной работе с детьми позволяет корректировать их знания, ликвидировать пробелы.
Инструкции
ЗНАКОМСТВО С POWERPOINT
Презентация PowerPoint – это набор слайдов, собранных в слайд-фильм. В слайд-фильмах можно использовать текстовую, числовую, графическую, звуковую и видеоинформацию, готовые варианты дизайна.
Этапы создания презентации:
запустить программу PowerPoint (Пуск Программы Microsoft Power Point);
в диалоговом окне выбрать Создание, Новая презентация;
выбрать титульный слайд (первый) и разместить информацию;
отформатировать ее (подобрать размер, цвет символов, положение на слайде и пр.);
настроить анимацию объектов на слайде;
выбрать кнопку Конструктор;
выбрать шаблон оформления;
создать по очереди другие слайды, используя кнопку Создать слайд;
перейти в режим Сортировщик слайдов, используя кнопку настроить переход между слайдами;
перейти в режим Сортировщик слайдов и выстроить слайды в нужном порядке (выделить слайд и переместить его мышью в нужное место);
просмотреть готовую демонстрацию, нажав кнопку Показ слайдов;
сохранить демонстрацию.
Задание 1. Изучите дополнительные возможности PowerPoint самостоятельно.
Задание 2. Создайте электронную графическую презентацию своих возможностей, способностей и талантов. Сохраните презентацию.
РЕДАКТОР ФОРМУЛ MICROSOFT EQUATION EDITOR 3.0
Вставка формул в текст: 1) выбрать в меню Вставка, Объект; 2) выбрать Microsoft Equation 3.0 ; 3) составить формулу с помощью наборов символов и шаблонов; 4) щелкнуть в окне документа Word .
Для редактирования формулы дважды щелкните по ней.
Советы по набору формул: 1) определить последовательность набора формулы; 2) числа, знаки и переменные (латинские) можно вводить с клавиатуры; 3) перемещаться между элементами формулы можно с помощью клавиш управления курсором или щелчком мыши устанавливать текстовый курсор в нужное место; 4) если формул несколько, отделить одну от другой нажатием клавиши Enter ; 5) если вы хотите набрать текст, находясь в редакторе формул, следует выбрать Стиль, Текст.
Задание 1. Наберите формулы сложения и вычитания аргументов.
Задание 2. Наберите следующие математические выражения вместе с текстом.
1) Упростите выражение 2) Решите систему уравнений 3) Упростите Сохраните документ под именем формулы .
Тестовые задания:
И-10 В-1
Тест «Представление информации»
Тест состоит из 12 заданий с выбором одного правильного ответа из 4-х предложенных. Время выполнения – 10-15 мин. Номер правильного ответа необходимо проставить под номером вопроса в бланке ответа. Исправления исключаются.
1. Полный набор символов, используемый для кодирования, называют:
1) шифром; 3) синтаксисом;
2) алфавитом ; 4) семантикой .
2. Минимальным объектом, используемым для кодирования текста, является:
1) бит ; 2) пиксель ; 3) символ ; 4) растр .
3. Для кодирования одной точки монохромного изображения, имеющего 256 оттенков, требуется:
1) 1 бит ; 2) 3 бита ; 3) 1 байт ; 4) 3 байта.
4. Количество битов, необходимое для кодирования одного символа алфавита в коде Unicode, равно:
1) 8 ; 2) 16 ; 3) 32 ; 4) 256 .
5. Сигнал, который может иметь только 2 состояния, передает следующее количество информации:
1) 1 бит ; 2) 8 бит ; 3) 2 байта ; 4) 4 байта.
6. Сообщение «урок» содержит следующее количество информации:
1) 4 бита ; 2) 32 бита ; 3) 8 байт ; 4) 32 байта .
7. Автоматизированный прибор производит измерения 20 раз в секунду. Запись каждого измерения занимает 1 байт. Объем памяти, который потребуется компьютеру для записи всех измерений за 1 минуту, составляет:
1) 160 битов ; 2) 20 байтов; 3) 1200 битов ; 4) 1200 байтов .
8. Объем видеопамяти, необходимой для хранения двух страниц изображения при разрешающей способности экрана 800×600 пикселей и количестве используемых цветов – 32, составляет:
1) 2 400 000 битов ; 3) 1 920 000 битов; 2) 300 000 битов ; 4) 4 800 000 битов .
9. Стандартом кодирования музыки является:
1) RGB; 2) CD; 3) MIDI; 4) CMY.
10. Количество разрядов, отводимых под запись значения амплитуды сигнала, называется:
1) частотой ; 2) дискретизацией ; 3) модуляцией ; 4) разрешением .
11. Качество звукового сигнала, обрабатываемого компьютером, определяется:
1) частотой дискретизации и разрешением;
2) разрешением и глубиной звука;
3) глубиной звука и разрешаемой способностью экрана;
4) разрешающей способностью экрана и высотой звука.
12. Объем свободной памяти на диске – 1,44 Мб, разрядность звуковой платы – 32 бита. Длительность звучания цифрового аудиофайла, занимающего все дисковое пространство, записанного с частотой дискретизации 22,05 КГц, составляет:
1) менее 1 секунды; 2) менее 3 секунд; 3) более 16 секунд; 4) более 1 минуты.
Тест «Моделирование и формализация»
Вариант 1.
Предмет, процесс или явление, имеющее уникальное имя и представляющее собой единое целое, называют: 1) моделью; 2) объектом; 3) алгоритмом.
Представление существенных свойств и признаков объекта моделирования в выбранной форме называется: 1) моделированием; 2) формализацией; 3) систематизацией.
Замену реального объекта, процесса, явления его подходящей копией, реализующей существенные свойства объекта, называют: 1) моделированием; 2) формализацией; 3) систематизацией.
Модель, по сравнению с моделируемым объектом, содержит информации: 1) столько же; 2) меньше; 3) больше.
Выбрать пару объектов, о которых можно сказать, что они находятся в отношении «объект – модель»: 1) космический аппарат – законы Ньютона и всемирного тяготения; 2) автомобиль – техническое описание автомобиля; 3) А. С. Пушкин – Н. Н. Гончарова.
Моделью организации знаний можно считать: 1) расписание уроков; 2) оглавление учебника; 3) список литературы.
Вложенность, подчиненность и наследование являются характеристиками графа следующего вида: 1) ориентированного; 2) древовидного; 3) взвешенного.
На рисунке изображен граф следующего вида: УзловаяМотиноЛыжино7415
1) взвешенный; 2) древовидный; 3) ориентированный.
15
Узловая
Мотино
7
4
Лыжино
Информационный подход к обучению
Этап передачи информации:
- методы, увеличивающие пропускную способность непосредственного канала восприятия.
Этап переработки информации :
- методика поэтапного формирования умственных действий;
- ассоциативная концепция формирования ума
- алгоритмизация учебного материала;
- использование обратной связи.
Применение на уроках информационно-коммуникационных технологий, ресурсов сети Интернет при организации исследовательской деятельности учащихся способствует развитию познавательных интересов обучающихся, формированию умения самостоятельно конструировать свои знания. Использование компьютера совместно с мультимедиапроектором на различных этапах урока позволяет повысить плотность урока, его наглядность, расширить набор форм и методов обучения и контроля знаний.
Формирование логической культуры
Формирование логической культуры призвано помочь овладеть научным мировоззрением, совершенствовать умение мыслить логически правильно, т. е. определенно и конкретно, сравнивать, обобщать, выделять главное, существенное.
Содержание предмета информатики позволяет в полной мере формировать компетенции обучающихся, которые способствуют наиболее полному раскрытию возможностей и способностей личности, ее успешной адаптации и самореализации в обществе.