Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Использование современных логопедических технологий: «ДЭЛЬФА – 142»»
Использование современных логопедических технологий: «ДЭЛЬФА – 142»
Подготовила: учитель-логопед
Дудникова Е.А
Логопедические тренажеры "Дэльфа-142" представляют собой комплексные программы по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей.
Они позволяют работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи :
- от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи,
- внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал,
- использовать различный стимульный материал (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь),
- работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика,
- одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.
Комплект включает в себя:
- блок обработки сигнала;
- микрофон;
- основную программу и программы работы со словарями;
- подробное текстовое практическое руководство с описанием приёмов работы
Полный состав упражнений логопедического тренажера "Дэльфа-142"
Данный тренажер состоит из 6 блоков. Каждый из которых выполняет свои функции и позволяет решать определенные задачи по коррекции речи.
Меню «Звук» (18 упр.)
Меню «Буква» (9 упр.)
Меню «Слог» (4 упр.)
Меню «Слово» (19 упр.)
Меню «Предложение» (8 упр.)
Меню «Текст» (3 упр.)
Раздел "Звук"
Коррекция речевого дыхания, темпа, ритма речи, голоса, звукопроизношения; устранение призвуков .
Для работы необходим специальный блок обработки речевого сигнала и микрофон . Включает 19 упражнений , распределенных по типам:
- " Задуй свечки ", " Чашка чая ", " Бабочка " и " Сказочный замок " предназначены для отработки правильного речевого дыхания, плавности и длительности выдоха, слитного произнесения слов и фраз;
- " Колобок " и " Бегемотик " помогут научить ребенка произносить звуки различной громкости, наблюдая за изменением рисунка на экране;
·
Чем громче звук, тем шире Бегемотик раскрывает рот.
- "Елочка" и "Репка" - для закрепления навыка произнесения слогов и слов на одном выдохе;
- "Картинка из кубиков" и "Скатерть-самобранка" - для отработки слитного и ритмичного произнесения слогов, слов и фраз;
- "Вертолет" и "Подводная лодка" - для выработки правильного произношения гласных и звонких согласных [з, з`, ж, р, л, л`] на начальных этапах обучения речи, а также для устранения назальности в голосе и коррекции высоты голоса;
- "Паровоз" и "Фонтан" - для отработки правильного произношения глухих согласных звуков;
При правильном произнесении звуков с, ш, х и ф дымок паровозного дыма поднимается соответственно до Солнца, до воздушного шара и до флажка.
При дефектном произнесении положение дымка заметно отличается от эталонного.
- "Космический стрелок" и "Индеец" - для формирования и автоматизации навыка голосообразования (включения голоса), а также при работе с назальным оттенком голоса;
- "Речевая волна" для формирования правильной ритмико-слоговой структуры речи и коррекции дефектов плавности и слитности, в том числе при заикании;
- "Речевая волна 2" - применяется для тренировки произношения взрывных звуков и аффрикат;
- "Спектр" - для отработки правильной артикуляции гласных, щелевых и сонорных согласных.
Раздел "Буква"
Составление буквы из нескольких частей, нахождение буквы в ряду, постановка букв в слово. Возможность работать над дифференциацией 15 пар согласных, оппозиционных по способу и месту артикуляции ( 9 упражнений )
- "Собери букву из 2-х частей ", "Собери букву из 4-х частей", "Собери букву (для отличников)" предназначены для формирования умения мысленно расчленить букву на несколько частей и соотносить расположение данных частей в пространстве. Они различаются уровнем сложности. Все три упражнения позволяют выбрать буквы, с которыми будет работать ребенок;
- "Найди букву", "Найди букву (для отличников)" предназначены для формирования первоначального навыка правильного чтения. Тренируют навык сличения печатного текста с образцом, сохраняя последовательность и количество элементов. Упражнения можно использовать как дополнительный материал при работе над проявлениями дисграфии;
- "Картинки" - для формирования навыка определения первого звука в слове и различения артикуляторно сходных фонем;
- "Сортировка слов с пропущенными буквами" и "Конструктор" помогут отработать навык дифференциации парных согласных. Можно выбрать одну из 15 пар звуков, с которыми будет работать ребенок;
- "Тим и Том" используется для формирования навыка звукового анализа при дифференциации согласных звуков по твердости-мягкости.
Раздел "Слог"
Нахождение слога, постановка слога в слово, восстановление порядка слогов в слове ( 4 упражнения )
- "Найди слог" для формирования первоначального навыка правильного чтения и отработки техники чтения прямых и обратных слогов, умения определять состав слога.
- "Грузовик" позволяет отработать правильное употребление слогов, содержащих сходные по артикуляции пары согласных. Можно выбрать любую из 15 пар согласных и гласную в слоге.
- "Волшебный колодец" и "Волшебный колодец (для отличников)" предназначены для формирования первоначального навыка правильного чтения (работа с трехсложными словами). С их помощью осуществляется тренировка восприятия слова сложной слоговой структуры.
Раздел "Слово"
Глобальное восприятие слов, формирование словесной догадки, классификация слов по разным морфологическим и тематическим признакам. (19 упражнений)
- "Прятки простые", "Прятки сложные" и "Прятки (для отличников)" . С помощью упражнений данного типа формируется навык звукового анализа слова. В зависимости от выбора стимульного материала (картинки или аудирование) можно тренировать разные стороны фонемного восприятия.
- "Мозаика " и "Мерцающая мозаика" для тренировки чтения и узнавания слов, коррекции нарушения чтения, в качестве дополнительного материала для коррекции внимания и памяти.
- "Найди имя существительное", "Найди имя прилагательное", "Найди глагол", "Классификация частей речи", "Сгруппируй существительные по обобщающим понятиям", "Определи число имени существительного", "Определи род имени существительного", "Определи число имени прилагательного", "Определи род имени прилагательного", "Определи число глагола", "Определи время глагола", "Определи род глагола", "Найди предлог", "Антонимы« - все эти упражнения решают задачу развития лексико-грамматической стороны речи при работе с разными морфологическими категориями.
Раздел "Предложение"
Коррекция лексико-грамматической стороны речи ( 8 упражнений )
"Восстанови предложение", "Составь предложение", "Вставь пропущенное слово", "Выбери форму слова", "Вставь предлог", "Вставь предлог (для отличников), "Вставь союз", "Закончи предложение"
Предназначены для развития лексико-грамматической стороны речи. Они на разном материале тренируют детей в установлении смысловых и грамматических связей между словами в предложении.
Раздел «Текст»
Включает в себя 3 упражнения (только в версиях 2.0 и 2.1.)
Данные тексты предназначены для работы над связной речью.
- "Пересказ", "Рассказ по картине", "Рассказ по картине (для отличников)" предназначены для работы над связным текстом. В упражнении "Пересказ" предложен набор текстов разного уровня сложности, вопросы к текстам, словарная работа и опорные слова для пересказа.
Система работы с текстом:
- самостоятельный пересказ по опорным словам
- в упражнениях "Рассказ по картине" и "Рассказ по картине (для отличников)" представлены на выбор 21 картина русских художников (портреты, сюжетные картины и пейзажи), к каждой картине подобран музыкальный отрывок , соответствующий ее эмоциональному фону, вопросы сопровождаются выделением на экране смысловых частей картины, предоставляется возможность использовать при необходимости готовую лексику для описания, даны образцы текстов-описаний.
Этапы работы :
- первичное восприятие картины
- ответы на вопросы по картине
- повторное восприятие картины
- самостоятельный рассказ по картине
Одно из важных направлений работы – расширение лексического запаса, овладение новыми речевыми конструкциями В тренажере предусмотрено пошаговое речевое подкрепление, а также возможные варианты готовых рассказов