Использование технологии критического мышления
в контексте реализации ФГОС.
Методические приемы технологии.
На разных стадиях используются различные приёмы и методы.
Инсерт (активное чтение с маркировкой).
Кластер (гроздь) (по Гудлат): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.
Синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический прием на этапе рефлексии.
Фишбоун (рыбный скелет): голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Кубик Блума: объёмная фигура, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа (Назови….. Почему….. Объясни… Предложи… Придумай… Поделись….).
ПОПС – позиция, обоснование, подтверждение, следствие.
Основные приемы технологии Кластер
- Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом.
- Кластер («гроздь»), выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Этапы работы при составлении кластера
1 этап - посередине чистого листа пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.
Например:
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ
2 этап – запишите все то, что вспомнилось Вам по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).
Например:
ФГОС, источники информации и т.д.
3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).
Например:
источники информации: электронные и печатные
4 этап - по мере записи появившиеся слова соедините прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ
источники информации
электронные
печатные
ФГОС
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ
ФОСы
Текущий контроль
источники информации
Промежуточный контроль
Календарно-тематическое планирование
печатные
электронные
Теоретические занятия
Практические занятия
Лабораторные занятия
Методические рекомендации
По выполнению практических работ
По выполнению лабораторных работ
Основные приемы технологии Инсерт
- Чтение текста с пометками: + я это знал, - узнал новое, ! это меня удивило ? есть вопросы.
- Составление таблицы, выписываются основные положения из текста
+
-
!
?
Уже знал (V)
Узнал новое (+)
Недостаток сыроежек – очень ломкая мякоть.
Это меня удивило (!)
Растут в лиственных и хвойных лесах.
6о разновидностей.
Есть вопросы (?)
Сыроежки можно есть сырыми.
Думал, что различаются только по цвету.
Подают ли эти грибы на стол в сыром виде?
ПРОБЛЕМА
ВЫВОД
Основные приемы технологии Фишбоун
ПРИЧИНЫ
ФАКТЫ
Урок экологии
Тема:
Экологические проблемы
Загрязнение воды
С судов сбрасывается мусор
Экологические проблемы