Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №8 «Сказка»
г. Семенов Нижегородской области
Использование здоровьесберегающих технологий
в работе учителя-логопеда
Учитель-логопед
Баринова Елена Геннадьевна
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Портрет ребёнка, имеющего речевую патологию:
- низкая работоспособность;
- повышенная утомляемость;
- несформированная произвольность психических процессов;
- часто болеющий.
Особенности физического развития :
- нарушение дыхания и голосообразования;
- нарушения общей и мелкой моторики;
- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
- повышенная утомляемость;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
- нарушение темпоритмической организации движений.
Особенности психического развития:
- нарушения оптико-пространственного праксиса;
- неустойчивость внимания;
- расстройство памяти (особенно слуховой);
- несформированность мышления.
Традиционные и нетрадиционные методы в логопедической практике :
- артикуляционная гимнастика
- пальчиковая гимнастика
- массаж и самомассаж
- гимнастика для глаз
- су – джок терапия
- дыхательная гимнастика
- динамические паузы
- релаксация
- песочная терапия
- психогимнастика
- фонетическая ритмика
- тонирование
Артикуляционная
гимнастика
Регулярное выполнение поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Дыхательная гимнастика
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
- способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника
Динамические паузы
Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ, для детей, посещающих логопедические занятия.
«Тренируем пальчики
развиваем речь»
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занимает прочное место в наших занятиях с детьми
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду!
Пальчиковая гимнастика
Су-Джок терапия
Оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя и развитию речи.
Релаксация
Будем мы лежать на траве…
На зелёной мягкой травке…
Греет солнышко сейчас,
Руки тёплые у нас.
Жарко солнышко пригрело –
И ногам, тепло, и телу.
Дышится легко, вольно,
глубоко.
Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи
Гимнастика
для глаз
Гимнастика для глаз для дошкольников позволяет дать необходимый отдых глазам, предупредить нарушения, добиться улучшения зрения и даже укрепить здоровье в целом
Самомассаж,
точечный самомассаж
Способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.
Песочная терапия
Игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимают психическое напряжение у ребенка. Трогая руками песчинки, ребёнок развивает мелкую моторику рук.
Психогимнастика
Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Фонетическая ритмика
Фонетическая ритмика - обозначение звуков речи при помощи движений тела, тело нам подсказывает само и помогает произносить и закреплять звук. А также выполняет функцию формирования правильного речевого дыхания, с продолжительным выдохом
Тонирование
Представляет собой произнесение или напевание гласных звуков, ежедневно в течение 5 минут рекомендуется выполнять упражнения .
«Здоровье – бесценный дар,
потеряв его в молодости
не найдёшь
до самой старости»
(народная мудрость)