Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.
Большинство детей, имеющих речевые нарушения и посещающих логопедическую группу, являются соматически ослабленными, имеют в анамнезе различные перинатальные поражения головного мозга, что негативно сказывается на развитии и обучении ребёнка. В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы логопедической группы здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е. такой организации коррекционного процесса, при которой качественное обучение и коррекция речевых отклонений детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению.
На основании результатов диагностики и рекомендаций, полученных от ПМПк создается индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребенка логопедической группы. Задачами ПМПк являются разработка тактических задач сопровождения, конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста или условия, подбор конкретных коррекционных программ, технологий.
С точки зрения практического применения здоровьесберегающих технологий в обучении представляют интерес методические разработки Л.В.Гаврючиной, Л.Д.Глазыриной, Н.Н.Ефименко, М.Ю.Картушиной. Для применения в практической деятельности были отобраны и апробированы инновационные методики проведения логопедических занятий; задействован механизм интеграции при организации занятий эстетического и познавательного циклов; создана картотека игр и упражнений с использованием нетрадиционных методов оздоровления; большое внимание уделено применению игровых здоровьесберегающих технологий на всех видах занятий; создана здоровьесберегающая среда в логопедической группе, которая постоянно дополняется и изменяется; согласована деятельность воспитателей и специалистов ДОУ по применению здоровьесберегающих технологий; разработан план работы с родителями.
Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в деятельности образовательного учреждения, особенно для детей логопедической группы. По данным мониторинга за 2013-2014 год - лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 30-35% детей в 6 лет уже имеют хронические заболевания.
Научить детей беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни - задача родителей и образовательного учреждения. Это ведется через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (профилактическим методикам - оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, самомассаж и др.); через здоровье-развивающие технологии с использованием физкультминуток и динамических пауз; массовых оздоровительных мероприятий, а также в работе с семьей и педагогическим коллективом.
Такая работа позволила снизить процент заболеваемости, повысить посещаемость детей в ДОУ. Однако, несмотря на положительную динамику вопрос о сохранении и укреплении здоровья остается главным.
Здоровьесберегающие технологии, внедряю в коррекционно-образовательный процесс, что обеспечивает благоприятную психологическую и педагогическую обстановку.
1. Каждое занятие начинаю с упражнений на активизацию дыхания, на формирование правильного физиологического и речевого дыхания. Физиологическое дыхание рассматривается как один из факторов здоровьесбережения, а речевое - как фундамент для формирования устной речи. Считаю, что большое значение имеют упражнения на дыхание, особенно в начале постановки звукопроизношения. В основу системы работы над дыханием я использую целительные методики Стрельниковой А.Н.. Провожу тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.
2. Использую двигательные упражнения, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз). Все упражнения, содержащие движения и устную речь направлены на нормализацию речевого дыхания и связанной с ним плавностью речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах; восприятие, умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
3. При организации коррекционной работы используются динамические паузы в сочетании с речевым материалом (физкультурные минутки Н.В. Нищевой). Динамические паузы способствуют развитию общей моторики, координации движений и речи, снятию мышечного напряжения, повышают работоспособность.
4. На коррекционных занятиях в результате использования Су-Джок терапии происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи интересных детям приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики, бисер, бусинки). Эффективно применяю и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Массаж провожу до появления тепла. Эту работу использую на занятиях перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.
5. Применение на занятиях кинезеологических упражнений, направленны на формирование и развитие межполушарного взаимодействия, на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Лягушка", "Ухо-нос", "Замок".
6. В системе работы по развитию мелкой моторики рук используются пальчиковые игры (Н.В. Нищевой); пескотерапия (игры с сухим и мокрым песком) "Найди игрушку", "Изобрази предмет" и т.д.; мозаики, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками, обводка шаблонов и штриховка изображений, игры в "сухом бассейне", с раздаточным материалом, помимо развития тонкой моторики пальцев рук - оказывает благоприятное воздействие на эмоциональное состояние детей.
7. На индивидуальных, подгрупповых занятиях использую артикуляционную гимнастику для выработки правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Для проведения артикуляционной гимнастики использую картинки-символы и игрушки-помощники, которые поддерживают интерес детей к выполнению упражнений.
С артикуляционной гимнастикой применяю биоэнергопластику - эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Я самостоятельно подбираю движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это делает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости.
8. Включаю в занятия специально подобранные упражнения на расслабление отдельных частей тела и всего организма сопровождающееся снятием психического напряжения. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы, закрывают глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки. Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Такая система моей работы позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.
9. С целью снятия напряжения с глаз, а также тренировке зрительно-моторной координации используются зрительные гимнастики: «Весёлые глазки», «Посмотри вокруг себя», «Посмотри в окошко» и т.д..
10. Обязательно на занятии присутствует физкультминутка, тесно связанная с темой занятия и являющаяся как бы переходным мостиком к следующей части занятия, где также возможно использование здоровьесберегающих технологий.
В результате проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.
Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при взаимодействии педагогов ДОУ. На ПМПк и педсоветах со специалистами и воспитателями планируем и обсуждаем результаты работы по здоровьесберегающим технологиям. Ведутся дневники взаимодействия с воспитателями, в которых даются рекомендации, игры, упражнения для детей логопедической группы. В коррекционно-развивающей работе совместно с педагогом-психологом обсуждаем результаты диагностики, совместно разрабатываем маршрут коррекционно-развивающей работы; с воспитателями (выполнение рекомендаций, заданий для детей логопедической группы); с музыкальным руководителем (музыкально-речевые игры и упражнения); с инструктором по физической культуре (двигательная активность, дыхательная гимнастика, мелкая моторика, координация движения).
В соответствии с годовым планом работы, с педагогами детского сада проводила консультации по вопросам планирования работы по развитию речи детей с учётом возрастных норм и лексических тем, оказывалась систематическая помощь воспитателям в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи.
Взаимодействие с родителями способствует успешному речевому развитию детей. Задачи, поставленные для родителей: сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы и достижения ребенка. В помощь мамам мною были разработаны папка-передвижка, буклеты на тему: «Артикуляционные упражнения», «Комплекс упражнений для шипящих звуков», «Как развивать речь ребенка?». Сформировала картотеку игр, обеспечивающая работу родителей с ребенком в домашних условиях, библиотечку книг для родителей по проблемам речевого развития, подбор картинок для решения различных речевых задач, дидактические игры по развитию речи, материалы для развития мелкой моторики рук. В дальнейшем планирую создание интернет-сайта с целью внедрения элементов дистанционного обучения, где вниманию родителей будут предложены простые и доступные по содержанию игры и упражнения для коррекции и развитию ребенка в домашних условиях.
С родителями провожу семинары – практикумы, где предлагаю игры и упражнения по здоровьесберегающим технологиям, которые можно проводить в домашних условиях. Родителям предлагаю посещать мои занятия. В родительских уголках родителям предлагаю материал, направленный на коррекцию речевых нарушений.
По итогам диагностики провожу индивидуальную коррекционную работу и даю рекомендации воспитателям и родителям по сохранению и укреплению здоровья каждого ребенка и применению здоровьесберегающих технологий.
В целом положительная динамика результатов свидетельствует о том, что применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста, позволяет создать оптимальные условия для формирования здорового образа жизни воспитанников ДОУ.
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в коррекционный процесс позволяет снизить утомляемость, улучшить эмоциональный настрой и повысить работоспособность детей логопедической группы, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.