9
Муниципальное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Ленинского района
г. Саратова
Выступление на школе методическом объединении «Дошкольники» на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»
Составила:
педагог дополнительного образования,
методист: Иванина М.П.
2017
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками.
Слайд 1
Укрепление здоровья - это дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Слайд 2
Это тем более важно, что по данным Минздрава, в России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Институт возрастной физиологии РАО выявил, что на здоровье человека оказывают влияние множество факторов, причем эти факторы можно разделить на две большие группы:
Слайд 3
а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):
Слайд 4
б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):
организация учебного процесса, методика организации урока;
организация и реализация воспитательного процесса;
двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время;
создание условий психологического комфорта;
соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения учащихся, сохранения их здоровья.
Наиболее важными показателями рациональной организации учебно-воспитательного процесса являются:
Слайд 5
Современное образование насыщено образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие.
Понятие “здоровьесберегающая технология” относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья педагога и учащегося.
Слайд 6
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на четыре основные группы:
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности учащихся.
Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на занятиях и во внеурочной деятельности педагогами.
Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.
Слайд 7
Гигиенически оптимальные условия образовательного процесса обеспечивают критерии здоровьесбережения, представленные на слайде.
Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:
1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за занятие. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли педагога, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение педагога использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
8) позы учащихся, чередование поз;
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии (динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая и т.д.) – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на занятии (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые педагогом методы повышения этой мотивации;
11) психологический климат на занятии;
12) наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями, музыкальной минутки, юмористической и поучительной картинки, поговорки и т.п.;
13) плотность занятия, т.е. количество времени, затраченного учащимися на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
14) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;
15) темп и особенности окончания занятия:
быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
спокойное завершение занятия: учащиеся имеют возможность задать педагогу вопросы, педагог может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
задержка учащихся в классе после окончания занятия.
Слайд 8
Анализ научно-методической литературы позволяет выделить 4 основных правила построения занятия с позиции здоровьесберегающих технологий.
Слайд 9
Правило 1. Правильная организация урока.
Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.
Во-вторых, главной целью педагога должно быть научить учащихся запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у них интерес, мотивацию к познанию, обучению.
Каждое занятие должно быть интересно. П.Я. Гальперин пишет: “Известны случаи, когда даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают 10-12 часов ежедневных занятий без малейшего ущерба для здоровья. Губит здоровье детей тоска зеленая”.
В-третьих, взаимный интерес, который подавляет утомление.
Слайд 10
Правило 2. Использование каналов восприятия.
Существуют различные типы функциональной организации двух полушарий мозга в зависимости от того какое из них является доминирующим:
Слайд 11
На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:
Знание этих характеристик детей, позволяет мне как педагогу, излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его запоминания.
Слайд 12
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.
Общеизвестно, что биоритмологический оптимум работоспособности у учащихся имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели.
Слайд 13
Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Характеристики работоспособности учащихся представлены на диаграммах.
Слайд 14
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.
При организации занятия выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице.
Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока различна:
5-25 минута – 80%
25-35 минута – 60-40%
35-40 минута – 10%
Практически все исследователи сходятся во мнении, что занятие, организованное на основе принципов здоровьесбережения, должно приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение без утомления.
Слайд 15
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.
Снятие эмоционального напряжения.
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в занятие исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение.(более подробную информацию можно получить обратившись в методический кабинет)
Здесь можно использовать такие технологии как: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом
Слайд 16
технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Слайд 17
Создание благоприятного психологического климата на занятии.
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт учащихся во время занятия.
Доброжелательная обстановка на занятии, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция педагога на желание учащегося выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Для этого использую в содержательной части занятия вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
Слайд 18
Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.
Личностно-ориентированные технологии в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья учащегося.
Педагогики сотрудничества решает задачи формирования положительной Я-концепции личности подростка. (более подробную информацию можно получить обратившись в методический кабинет)
Технологии развивающего обучения – строятся на ориентации на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий.
Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов. Среди параметров этой группы технологии положительная связь с воздействием на здоровье учащихся видится в таких, как выделение малых групп среди учащихся (слайд 19) в соответствии с их уровнем интеллектуального развития. У педагога появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми (слайд 20). Применяются задания разного уровня. Такой подход способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей, снижению у них уровня тревожности.
Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Слайд 21
Для снятия эмоционального напряжения и физической усталости ваших дорогих частей тела от долгого сидения на стульях предлагаю вам немножко расслабиться. Встаньте со своих стульчиков ВСТАВАЙ!!!, поднимите левую руку – потянитесь, опустите; поднимите правую руку – потянитесь, опустите. Молодцы!!! А теперь приглашаю всех на весёлую зарядку, которую вам покажут педагоги отдела массовой и досуговой деятельности. Готовы? Повторяйте движения за ними. Всем спасибо за внимание! Будьте всегда здоровы!!!!