СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование активных форм и методов работы в целях формирования у выпускников общих и профессиональных компетенции, предусмотренных ФГОС.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование активных форм и методов работы в целях формирования у выпускников общих и профессиональных компетенции, предусмотренных ФГОС.»


Тема:

Использование активных форм и методов работы в целях формирования у выпускников общих и профессиональных компетенции, предусмотренных ФГОС.


В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения развернулись активные поиски совершенствования учебно-воспитательного процесса. Одним из путей является широкое внедрение в учебный процесс активных форм и методов обучения.

Для совершенствования и активизации учебного процесса в колледже большое значение имеет знание и учёт тех особенностей обучения, которые обусловливают необходимость перестройки у студентов сложившихся в школе стереотипов учебной работы и вооружение их новыми умениями и навыками учебно-познавательной деятельности. Естественно, что первокурсники, попадая в новые условия, где необходимо применить новые методы обучения, нуждаются в помощи и особом внимании. Это связано с увеличением нагрузки, а также с переходом на новые формы и методы работы. Во многом сложность в обучении у студентов начальных курсов связана с привычкой «действовать по школьному». И все же, хочу заметить, что активные методы обучения являются сегодня одним из способов формирования профессиональной мотивации студентов колледжа. Позволяют скорректировать и сократить период адаптации вчерашнего школьника к новым формам работы, непривычным для него спецпредметам и занятиям по профессиональному обучению.

Нельзя резко разделить имеющиеся методы обучения на активные и неактивные. Используя разнообразные приемы активизации познавательной деятельности, преподаватель добивается повышения познавательной активности студентов.

Непременным условием обеспечения эффективности АМО является изменение существующей роли ученика в образовательном процессе. Сама жизнь диктует необходимость замены существующей роли школьника, как послушного исполнителя, на его активное участие в образовательном процессе. Принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений, признание его значения и ответственности за результаты обучения создадут ту необходимую среду, которая позволит эффективно использовать активные методы обучения.

Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.


Формы работы, повышающие уровень активности обучения, следующие:

1. Применение нетрадиционных форм проведения уроков (лекции – дискуссии, лекции-беседы, лекции с разбором конкретных ситуаций, проблемная лекция).

2. Использование игровых форм.

3. Использование дидактических средств (тесты, химические(биологические диктанты).

4. Использование различных форм учебной работы (групповые, индивидуальные, фронтальные и др.).

5. Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные и др.).


1. Применение нетрадиционных форм проведения уроков (лекции – дискуссии, лекции-беседы, лекции с разбором конкретных ситуаций, проблемная лекция).

А) Проблемная лекция

Приемы создания проблемной ситуации

1.Сообщение преподавателем новых фактов, которые не вписываются в рамки изученных студентами теорий, усвоенных законов и понятий.


Проблемная ситуация может возникнуть при изучении закона сохранения массы. Колба, запаянная с металлом, взвешена до реакции. После прокаливания сосуд был открыт и взвешен. Почему его масса увеличивается?

2.Показ двойственности свойств соединений (амфотерность) или возможности проявления одним и тем же веществом окислительныx и восстановительных свойств.

При исследовании свойств гидроксида алюминия студенты обнаруживают, что данное вещество способно проявлять свойство кислоты. Эта информация рождает проблемную ситуацию.

3. Создание условий, когда студенты на основе известных им закономерностей будут моделировать процессы, которые невозможно осуществить экспериментально.

На основе ряда напряжений металлов студенты могут сделать ошибочный прогноз о характере реакции натрия с раствором сульфата меди.

4. Напоминание студентам о таких жизненных явлениях, которые они не могут объяснить на основе имеющихся у них знаний.

Студенты знают, что при обработке раны 3%-м раствором пероксида водорода наблюдается вспенивание, причем они не могут объяснить причин этого явления. Это незнание служит источником для возникновения проблемной ситуации.

5. Выявление противоположных свойств у веществ или процессов, принадлежащих к одной группе или типу.

Изучение свойств оксида фосфора и оксида кальция, взаимодействие их с водой, исследование продуктов реакции формируют проблемную ситуацию, решающую вопрос о классификации оксидов.

6. Предложение решить экспериментальную задачу.

При этом известен набор реактивов и конечный результат, но не известны способы решения.

У студентов имеются реактивы: цинк, вода, соляная кислота, гидроксид натрия, хлорид натрия и др. студенты должны получить гидроксид цинка.

7. Нахождение самостоятельного решения.

В трех склянках без этикеток находятся растворы солей: нитрат серебра (1), хлорид меди (2), хлорид калия (3). Как, не применяя дополнительных реактивов, определить, где какое вещество? Составьте план ответа, запишите необходимые уравнения химических реакций. Если потребуется, отметьте признаки и условия их протекания.

В) Применение нетрадиционных форм - проектные занятия,

Проекты прикладного характера

  1. использование продуктов химической промышленности;

  2. химия в быту;

  3. химия и пища;

  4. химия и организм человека

Чтобы задействовать всех студентов группы, необходимо назначить ответственных за каждый пункт выполнения темы (по 1-3студентов). Преподаватель заранее объявляет тему занятия и выдает каждому студенту индивидуальное задание, помогает им в подборе необходимой литературы, изготовлении схем, таблиц, презентаций и экспериментов.

Создание компьютерных презентаций: эту форму практической работы можно использовать как на занятиях, так и при проведении декады ПЦК.

Исследовательская работа

Особое место в системе практических занятий занимает решение экспериментальных задач: по теме «Генетическая связь между классами неорганических веществ», «Неметаллы», «Металлы». Благодаря имеющимся наборам веществ студенты могут проводить качественные реакции на ионы для обнаружения состава соответствующих веществ, закрепить знания о изученных свойствах веществ.

Задания проблемного характера вызывают усиленный интерес у студентов, что приводит к глубокому и прочному усвоению материала, развитию творческих способностей ребят. Например :

Вы прокипятили белое бельё со стиральным порошком и содой в старом баке из оцинкованной жести и обнаружили, что на белье, которое находилось на дне бака, появились желтые пятна, а на стенках бака – белый рыхлый налёт. Почему это произошло? Напишите уравнения реакций. Как можно удалить пятна с белья и налёт со стенок бака? Что надо было сделать чтобы не испортить бельё?

Ответ: раствор в баке имеет щелочную среду вследствие гидролиза соды:
Na2CO3 + 2H2O = 2NaOH + CO2 + H2O
Цинк – химически активный металл, легко растворяется в кислотах, а при нагревании и в щелочах:
Zn + 2NaOH + 2H2O = Na2[Zn(OH)4] + H2
Кроме этого следует учитывать, что оцинкованная поверхность бака покрыта тонкой плёнкой оксида цинка, который является амфотерным оксидом и может растворяться как в кислотах так и в щелочах:
ZnО + 2NaOH + H2O = Na2[Zn(OH)4],
Так что белый рыхлый налёт на стенках бака – это цинкаты натрия. Возможно так же присутствие в налёте Zn(OH)2
Растворить этот налёт можно в любой слабой кислоте, например в уксусной или в разбавленной соляной:
Na2[Zn(OH)4] + 4HCl = ZnCl2 + 4H2O + 2 NaCl

Жесть, как и все сплавы железа, легко подвергается коррозии с образованием соединения Fe2O3 * nH2O, которое обуславливает цвет ржавчины.


2.Еще одна из форм работы, повышающие уровень активности обучения это использование игровых форм. Очень интересно проходят занятия с использованием игровых заданий с использовать:

  Ребусы;

Кроссворды;

Логические цепочки;

Найти ошибку;

Найти пару;

Узнай объект;

Лабиринты;

 

Найди ошибку

Цель игры: Закрепить понятия «простое вещество», «сложное вещество», развить внимание учащихся, выработать умение быстро находить верные и отвергать неверные решения. 

Материалы для игры: Карточки с 5–6 строками названий простых и сложных веществ. 

Задание. Учащиеся разбиваются на три команды (по числу рядов столов в классе). Каждая команда получает от учителя по одной карточке. По сигналу учителя игроки, сидящие за первыми столами, находят и вычеркивают несоответствующие названия простых и сложных веществ в первой строке карточки и передают ее ученикам за вторыми столами, те исправляют ошибки во второй строке карточки и передают ее дальше и т. д. 

Побеждает команда, которая первой правильно найдет и исправит все ошибки. После игры обсуждаются результаты. 

Пример карточки 

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА

1. Кислород, серебро, оксид серы

2. Азот, сероводород, хлороводород

3. Сульфид железа, водород, хлор

4. Оксид кремния, углерод, цинк

5. Хром, кальций, оксид алюминия


В каком уравнении неправильно расставлены коэффициенты?

а) P+O2 = P2O5

б)  Н2О2 = Н2О + О2

в) KOH + Al(NO3)= К NO3 + Аl(OH)3

г) Mg + HCl=MgCl2+ H2

Игра «Кто больше»

Составить как можно больше химических формул из данных элементов и дать названия полученным веществам.

Ca, C, N, P, O, H, Cu, Al

"Крестики-нолики".

А)  Найди правильный ряд кислот.

Найти выигрышный путь.

 

NaCl

KOH

K2 CO3

HCl

H2 S

H2 SO4

HNO3

H3 PO4

CuSO4

Б) Найди правильный ряд солей.

Найти выигрышный путь.

NaCl

KOH

KNO3

HCl

H2 S

K2 CO3

HNO3

H3 PO4

CuSO4


Игра « соответствие движению»:

Преподаватель договаривается со студентами: если я говорю о кислотах, то вы поднимаете левую руку, если о щелочах - то правую.

Эта игра позволяет проводить закрепление и проверку материала легко и оживленно.

Класс разбивается на 2 команды. За верный ответ начисляется определенное количество балов. В случае неверного ответа - ход переходит другой команде. 


Игра «Узнай меня»

Цель игры: Закрепить первоначальные понятия о типах химических реакций, развить внимание и зрительную память. 

Материалы для игры: Карточки с уравнениями химических реакций. Уравнения реакций должны быть разного типа. 

Задание. На доске преподаватеь пишет названия химических реакций различных типов (реакций соединения, разложения, замещения, обмена) и распределяет их среди четырех игроков. На столе в беспорядке находятся карточки с уравнениями химических реакций разных типов. Каждый ученик должен выбрать среди всех карточек только те, на которых написаны уравнения химических реакций нужного ему типа, и прикрепить эти карточки к доске под названием типа реакции. Ученик, допустивший ошибку, дает определение реакции данного типа и приводит пример.


Игра «Цепочка»

Цель игры: Активизировать мышление учащихся, научить просчитывать нужные варианты решения и лучше ориентироваться в периодической системе. 

Материал для игры: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. 

Задание. Ученики в классе делятся на команды (лучше по вариантам). Ребята за первыми столами по команде ведущего пишут на листе название химического элемента и передают листок ученикам за вторыми столами. Те должны написать рядом название другого элемента, начинающегося на букву, которой кончается первое название, и так далее. Побеждает команда, составившая наиболее длинную цепочку-чайнворд. 

Пример. Цинк – кобальт – тантал – лантан – неодим – мышьяк – кислород – диспрозий. 

 Вот такое применение игровых заданий на занятиях способствует прочному усвоению учениками материала и помогает проконтролировать степень осознанности изученного.


3. Использование дидактических средств (тесты, химические (биологические диктанты).


На занятиях используются разные формы контроля:

-          Химический диктант на знание общих формул, принадлежащих к определенным классам химических соединений;

-          Написание структурных формул по их названию систематической номенклатуры и наоборот.

-          Также используется метод консультирования. Лидер каждой микрогруппы выполняет роль консультанта, помогает другим. Сначала лидеры микрогрупп отвечают на вопросы преподавателя данной конкретной темы, а затем опрашивают свою микрогруппу, давая оценку знаний и умений согласно критерию. Лидеры помогают выращивать потребность понимания содержания данной темы и развивать способность к обучению. В процессе такой работы повышается самооценка обучающихся, вера в собственные силы, формируется компетенция социального взаимодействия, коммуникативность, умение слушать, работать в команде.

«Приведи свои примеры». Привести примеры к определённому вопросу, а затем студенты приводят свои примеры. Ребята обращаются к своему опыту. Проводят аналогию с примером преподавателя, обращаются к тексту учебника, используют дополнительную литературу. Данный метод тренирует долгосрочную память. Мышление. Совершенствует навыки работы с информацией.

ПРИМЕР. Приведите примеры прямого воздействия человека на природу (вырубка леса, браконьерство), примеры косвенного воздействия на живые организмы (загрязнение водоёмов вызывает гибель рыб, загрязнение почвы обусловливает болезненное состояние растительных организмов).

Опрос по цепочке. Учитель задаёт вопрос, который предполагает развёрнутый, логически выстроенный ответ. Ответ одного ученика прерывается в любом месте, право отвечать передаётся другому ученику и так до завершения ответа. По ходу ответа ученики дополняют друг друга. Данный метод тренирует умение ученика слушать другого выступающего, следить за его мыслью, оперативно включаться в работу. ПРИМЕР. Описать механизм митоза, т.е. перечислить фазы и процессы характерные для каждой фазы митоза.


 Тренировочная контрольная работа. При составлении контрольной работы по теме разрабатывается не 2, а 3 варианта. Один вариант выдаётся ученикам для подготовки к контрольной работе. При выполнении тренировочного варианта можно пользоваться учебником, тетрадью, но нельзя консультироваться с товарищами. Тренировочные контрольные работы позволяют подготовить учеников к уровню требований на контрольной работе по теме.




Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях способствует активизации познавательной деятельности обучающихся. Мною применяются

Цифровые образовательные ресурсы различных коллекций

Многие опыты не могут быть продемонстрированы на занятиях, поэтому, я использую на занятиях цифровые образовательные ресурсы различных коллекций, которые можно найти на сайте: http//www.schcool-collection.edu.ru, на электронных носителях.

После просмотра видеоопыта, как правило, дается задание для самостоятельной работы.  Например, при изучении темы «Фосфор и его соединения»: «Запишите уравнение реакции горения фосфора». (Видео 1)

Или при изучении темы «Серная кислота» мы можем увидеть стадии получения серной кислоты» студенты  составляют  уравнения химических реакций, о которых шла речь.



Активное обучение – это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах.



 Применяемые мной формы деятельности на занятиях способствуют развитию творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, позволяют повысить качество знаний по изучаемым предметам.

Освоение и реализация новых подходов, технологий и методик - это гарантия движения, динамики, роста, гибкости педагога и образовательной системы в целом.


  • Общеобразовательные дисциплины формируют базовые знания, умения и навыки.

  • Общеобразовательная подготовка в средних профессиональных образовательных учреждениях – это фундамент для освоения профессиональной образовательной программы. В совокупности они обеспечивают целостную теоретическую подготовку выпускника и развитие его общих и формирование профессиональных компетенций.

  • Преподаватели через общеобразовательные дисциплины обеспечивает высокую культуру общепрофессиональной подготовки, что является визитной карточкой образовательной организации. В процессе обучения студенты учатся, используя полученные знания в своей профессиональной деятельности.