СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование деловой игры при изучении разделов профессиональных модулей

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описывается история происхождения деловой игры, роль деловой игры в образовательном процессе. Представлена структура и правила деловой игры.Приведен фрагмент урока с использованием деловой игры.

Просмотр содержимого документа
«Использование деловой игры при изучении разделов профессиональных модулей»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 22.02.06 «СВАРОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО»

Акименко Ирина Васильевна,

преподаватель ГПОУ «Ясиноватский строительный техникум транспортного строительства»



Аннотация. На современном этапе развития образования существуют различные методики и технологии, успешно применяемые в образовательном процессе в ГПОУ «Ясиноватский строительный техникум транспортного строительства». Знание этих технологий и методик, умение пользоваться обучением в своей трудовой деятельности – это показатель высокой квалификации преподавателя, который идет в ногу с современной педагогической наукой.

Ключевые слова. Деловая игра, активное обучение, творческое мышление, профессиональные компетенции, профессиональная мотивация, будущий специалист, образовательный процесс.

Современный педагог, чтобы качественно и в полном объёме донести знания до своих студентов, должен идти в ногу со временем, использовать современные технологии, самообучаться, давать студенту на занятии больше свободы и самостоятельности, тем самым развивая в нём личность, подготавливая будущего специалиста к самостоятельной жизни в огромном мире различных технологий и информаций. Правильность выбора и применение педагогической технологии очень важны в образовательном процессе. В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения. Главными чертами выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении специальных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Одним из главных направлений совершенствования методов подготовки студентов среднего профессионального образования является использование в учебном процессе активных методов обучения, которые опираются на творческое мышление студентов, в наибольшей степени активизируют их познавательную деятельность, делают их соавторами новых идей, приучают самостоятельно принимать оптимальные решения и способствовать их реализации. Мировой педагогикой накоплен довольно значительный опыт использования игры в учебном процессе.

Деловой игре непосредственно предшествовала военная игра, зародившаяся в XVII веке. «Потешные полки» Петра I и их военные задачи - предтечи маневров, ставших деловыми учебными играми в армии. Первая деловая игра, названная организационно-производственными испытанием, была разработана и проведена в Ленинграде в 1932 году, но по ряду социально-исторических причин она была забыта в СССР и возродилась в 1957 году в США с использованием ЭВМ. Сегодня деловые игры активно используются за рубежом в учебном процессе.

В советской педагогической науке проблема деловых игр стала разрабатываться начиная с 1960-х годов. В настоящее время деловые игры используются в учебном процессе институтов повышения квалификации, на научно-методических конференциях.

В деловой игре обучающийся выполняет квазипрофессиональную деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональный элементы. Знания и умения усваиваются им не абстрактно, а в контексте профессии. В контекстном обучении знания усваиваются не впрок, для будущего, а обеспечивают игровые действия учащегося в реальном процессе деловой игры. Одновременно наряду с профессиональными знаниями обучаемый приобретает специальную компетенцию - навыки специального взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться, следовательно, деловая игра воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации [2, с. 128, 129].

Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах. В деловой игре, в отличие от традиционных методов, предполагающих доминирование интеллектуальной сферы, проявляется личность студента. Деловая игра провоцирует включение рефлексивных процессов, предоставляет возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов.

Разработка деловой игры - безусловно, творческий акт, несущий в себе отпечаток личности автора.

В образовательных учреждениях игра чаще всего используется как средство, которое помогает сделатьзанятие более интересным, занимательным, проиллюстрировать изучаемый материал. Освоение учебного материала в такой ситуации становится средством достижения игровой цели. Игра организует и поддерживает все интеллектуальные усилия студентов, они обучаются, даже не подозревая об этом. Деловая игра — один из видов педагогических игр по игровой методике, которая используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, даёт возможность студентам понять и изучить учебный материал с различных позиций. Игра способствует повышению знаний выпускников, развивает интерес к предмету, исследовательские и творческие навыки студентов, позволяет сформировать у выпускника как общие, так и профессиональные компетенции. Деловые игры, разработанные на конкретных ситуациях, вводят студентов в сферу профессиональной деятельности, вырабатывают у них способность критически оценивать действующую ситуацию, находить решения по ее совершенствованию, являются мощным стимулом активизации самостоятельной работы по приобретению профессиональных знаний и навыков. Приобретенные в процессе игры практические навыки позволяют будущему специалисту избежать ошибок, которые возникают при переходе к самостоятельной трудовой деятельности. Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных производственных ситуаций, действия по инструкции и другие. Деловую игру как форму контекстного обучения следует выбирать прежде всего для решения следующих педагогических задач: 1)  формирование у студентов целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;

2)  развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере; 
3)  приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений; 4)  формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.

Для проведения деловой игры преподаватель ставит дидактические и воспитательные цели, как и при планировании обычного занятия, хотя реализоваться они должны в игровой ситуации. Планируя игру важно продумывать эмоциональный и мотивационный фон игры.

При определении целей важно ответить на следующие вопросы:

1)  для чего проводится данная деловая игра;

2)  для какой категории студентов проводится данная деловая игра;

3)  чему именно следует обучать студентов;

4)  какие результаты должны быть достигнуты с помощью игры.

При постановке целей необходимо различать учебные цели игры — их ставит перед собой руководитель игры, и цели действий ее участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей. Проводя уроки в форме деловой игры можно использовать индивидуальную, парную и групповую работу студентов.

Представленная на рис. 1 структура деловой игры основана на теоретических представлениях о деловой игре как форме знаково-контекстного обучения, в котором участники осуществляют квазипрофессиональную деятельность, т.е. деятельность, сочетающую в себе как элементы учения, так и труда.

Методическое обеспечение

Игровая модель

Техническое обеспечение


Цели игровые

Комплект ролей и функций игроков


Сценарий игры


Правила игры



Цели педагогические


Предмет игры

Графическая модель взаимодействия участников игры


Система оценивания


Имитационная модель



Рис. 1. Структурная схема деловой игры

Приступая к организации активного метода обучения на занятиях «деловая игра», необходимо учитывать следующие правила:

-   в работу вовлечь наибольшее количество студентов;

-  проявить заботу «о психологической» подготовке участников;
уделить большое внимание подготовке помещения, материала, условий, постановки цели «деловой игры», подготовить все необходимое участникам для работы в больших и малых группах;

-  обозначить каждому участнику в группе свою роль, при этом в случае необходимости всегда иметь возможность заменить их другими;

-   преодолеть стереотипы в обучении, развивать творческие способности студентов, создавать при этом необходимые условия для формирования профессиональных компетенций, умения самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблемы.

Большую роль играют и межпредметные связи с общеобразовательными и специальными дисциплинами, что позволяет студентам получить более прочные знания сразу по нескольким предметам. Применение на занятиях метода «деловая игра» дает свой положительный результат: студенты более активно и с наивысшим интересом принимают участие во всех конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах и викторинах, и, что не менее важно, проявляют повышенный интерес к своей будущей профессии. Таким образом, игровые методы обучения позволяют преподавателю:
1)  развивать у студентов коммуникативные умения и навыки;

2)  приучать работать в команде;

3)  обеспечивать студентов необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность;

4)  вести грамотный диалог (диспут) преподаватель — студент;

5)  благодаря смене форм деятельности, способствует снятию нервной нагрузки студента, расположить его к диалогу и действию.

При изучении МДК.02.01 «Основы расчета и проектирования сварных конструкций» по темам «Балки», «Колонны», «Фермы» закрепление нового материала производится в форме деловой игры. В качестве примера предлагаю фрагмент занятия, на котором при закреплении нового материала используется деловая игра.

«7. Закрепление нового материала. 15 мин.

Закрепление материала проводим в форме деловой игры «Трест». Распределим роли следующим образом: организуем трест «Строймонтаж» - 3 лица – директор, технолог, финансовый директор, который стремится построить сварочный цех для производства крупногабаритных сварных конструкций, где необходимо установить мостовой кран. К ним приезжают фирма «Металлинвест», которая представляет гофрированную балку и металлургический комбинат, который представляет балку переменного сечения.

(Пример деловой игры)

Фирма «Металлинвест».

Директор: балка, которую мы производим, имеет абсолютно точные характеристики, которые рассчитываются инженерами не только теоретически, но и по результатам испытаний на прочность, растяжение, упругость. Как известно, стальная балка является основным строительным материалом при возведении высотных зданий.

Главный технолог: Наша гофрированная балка обладает высокой надежностью, которая необходима в строительном деле. От качества и характеристик балки зависит устойчивость здания, а значит и жизнь людей. В то же время она обладает малой массой, вследствие того, что вертикальная стенка выполняется из тонкого гофрированного металла.

Начальник отдела сбыта: Наша компания находится на рынке металлопроката уже не один год и отвечает за качество продукции. Наши клиенты довольны работой с нами – во-первых, мы поставляем действительно качественные балки, во-вторых, мы никогда не подводим клиентов по срокам и объемам поставок.

Металлургический комбинат

Директор: Балка переменного сечения экономически выгодна в строительстве зданий и сооружений, особенно промышленного и социального назначения. Использование балок переменного сечения дает возможность облегчить элементы конструкции, которые имеют большой коэффициент запаса прочности. Уменьшается вес конструкции, соответственно, экономится металл и уменьшается стоимость конструкции.

Главный технолог: Наша конструкция будет дешевле гофрированной балки, так как для изготовления гофрированной балки необходимо дополнительное технологическое оборудование для гофрирования вертикальной стенки. Если вы решили построить объект, но не сделали необходимых замеров и расчетов, то наши специалисты помогут вам выполнить расчет балки на заказ. Это очень удобная услуга, так как никто не знает характеристик балки лучше самого производителя.

Обратившись к нам, вы сделаете правильный выбор, ведь балка – это наш профиль.

Представители Треста внимательно выслушали предложения и высказали свои мысли относительно услышанного.

Технолог: Я понял, что использование балок переменного сечения дает возможность облегчить элементы конструкции, которые имеют большой коэффициент запаса прочности. По моему мнению, более целесообразным будет избрание балки переменного сечения для конструкции подкрановой балки мостового крана, потому, что уменьшается вес конструкции. Сегодня во время кризиса мы должны экономить средства. И хоть гофрированная балка – конструкция передовой технологии, но сегодня мы вынуждены выбирать более экономичный вариант.

Финансовый директор: Да, с этим я, как финансовый директор, полностью согласен. Нас удовлетворяет экономическая сторона относительно использования балки переменного сечения. Мы можем сэкономить на расчетах балки, поскольку нам металлургический комбинат предлагает расчет балки, что входит в общую стоимость. Для нас это выгодная и удобная услуга.

Спасибо за презентации, будем готовить документацию и работать с металлургическим комбинатом.»


Вывод. Анализ применения на занятиях в ГПОУ «Ясиноватский строительный техникум транспортного строительства» одного из активных методов обучения - деловой игры - показал, что это способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса и подготовки специалистов к их профессиональной деятельности в современный период, и это лишь один из методов, который можно использовать в новых образовательных технологиях.


Литература:

1. Алёшина О. Г. Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 908-910. — URL https://moluch.ru/archive/63/9313/ (дата обращения: 02.09.2018).

2.Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие.— М.: Высш. шк., 1991.— 207 с

3.  Хруцкий Е. А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред.спец. учеб. заведений.— М.: Высш. шк., 1991.— 320 с.

4. Габрусевич С. А., Зорин Г. А. От деловой игры — к профессиональному творчеству: Учеб..-метод.пособие.— Мн.: Университетское, 1989.— 125 с.

5.  Смолкин А. М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие.— М.: Высш. шк., 1991.—176 с.

6.  Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.— М.: Профиздат, 1991. — 156 с.

7.  Гинзбург Я. С., Коряк Н. М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр // Игровое моделирование: Методология и практика.— Новосибирск: Наука, 1987. — С. 61–77.