Мастер-класс на тему: «Использование дидактических игр и упражнений в работе учителя-логопеда для формирования слоговой структуры слова дошкольников с ТНР (ОНР)»
Подготовила: учитель-логопед Рогачева С.В.
МБДОУ № 2 д/с «Дюймовочка»
ЦЕЛЬ МАСТЕР-КЛАССА: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по проблеме устранения нарушения слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практики.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
- Увеличение числа детей с тяжёлыми нарушениями речи . У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова.
- Негативное влияние на формирование языковой системы ребёнка . Нарушения слоговой структуры слов влияют на лексико-грамматический и фонетико-фонематический строй речи, овладение письменной речью.
- Влияние на обучение и общение . Если нарушение слоговой структуры вовремя не исправить, это может привести к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности.
- Влияние на чтение и письмо . Несовершенство слоговой структуры слова может приводить не только к ошибкам в речи, но и к появлению специфических ошибок письма.
- Таким образом, актуальность нарушения слоговой структуры слова связана с необходимостью своевременной коррекции, чтобы предотвратить негативные последствия для обучения и общения детей.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Работа на невербальном материале
Цель этого этапа — подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
- Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания , слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков. Например, «Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент по звуку», «Сколько раз ударили в барабан?».
- Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагают различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов (барабана, бубна, металлофона).
- Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, лёгкий бег, ходьба.
- Упражнения на развитие динамического праксиса рук : выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счёт.
- Упражнения на развитие реципрокной координации рук : выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки — ребро правой руки и т. д.).
- Графические упражнения на переключение (например, «Продолжи строчку»).
Работа на вербальном материале .
- Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый последний. Данные понятия важны при усвоении ребёнком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
«Слоговые дорожки» . Цель — автоматизация слоговой структуры. Ребёнок «шагает» пальчиками по дорожке, проговаривая слоги («та-та-та», «па-па-па»). Постепенно слоги усложняются.
«Назови и прохлопай» . Цель — развитие слогового анализа. Ребёнок называет картинку и отхлопывает количество слогов в слове.
«Где звенит?» . Цель — развитие слухового внимания и пространственной ориентировки. Ребёнок с закрытыми глазами определяет, откуда идёт звук колокольчика (справа, слева, спереди, сзади).
«Повтори ритм» . Цель — развитие чувства ритма. Логопед отстукивает простой ритм (например, два удара — пауза — один удар), ребёнок повторяет. Постепенно ритмы усложняются.
«Собери бусы» . Цель — развитие пространственных представлений и мелкой моторики. Ребёнок нанизывает бусины на нитку в заданной последовательности (например, красная — синяя — жёлтая).
«Выполни команду» . Цель — развитие пространственной ориентировки и двигательной памяти. Ребёнок выполняет серию действий по инструкции (например, «Сделай шаг вперёд, поверни направо, подними левую руку»).
Также детей учат на слух дифференцировать слова, длинные по слоговому контуру и короткие, произносить сочетание из 2, 3, 4 одинаковых слогов.
КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП
Коррекционный этап по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей направлен на непосредственную коррекцию дефектов. Работа ведётся на вербальном материале.
Этот этап подразделяется на несколько уровней:
- Уровень гласных звуков . Например, детям предлагают произнести звук «А» столько раз, сколько точек на кубике.
- Уровень слогов . Здесь используют повторение слоговых рядов («па-по-пу», «та-да-та») и договаривание слогов в словах («ма-(ши-на)», «ло-(па-та)»).
- Уровень слов . Дети проговаривают слова, сопровождая их хлопками или отстукиванием ритма, делят слова на слоги с использованием зрительной опоры.
- Уровень коротких предложений . Здесь дети составляют предложения с отработанными словами и повторяют короткие предложения за логопедом.
- Уровень чистоговорок, стихов и текстов . Дети заучивают чистоговорки и короткие стихи, пересказывают небольшие тексты с использованием отработанных слов.
Произнесение звука А столько раз, сколько точек на кубике
Произнесение звука О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши
Пропевание серий звуков с чёткой артикуляцией
Те же задания с выделением ударного звука
Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции
УРОВЕНЬ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
8
ПРОИЗНЕСИ СТОЛЬКО РАЗ, СКОЛЬКО… У НАС
8
ПРОИЗНЕСИ ЗВУК [А] СТОЛЬКО РАЗ СКОЛЬКО ТОЧЕК НА КУБИКЕ
\
8
УРОВЕНЬ СЛОГОВ
- Составление слогов из предложенных букв
- Нанизывание предметов с одновременным проговариванием слогов
- Называние ударного слога
- Наращивание слогов
- Уменьшение количества слогов
- Повторение серии слогов
- Запоминание и повторение цепочки слогов
- Придумать цепочку из слогов
- Скажи наоборот
- Чтение таблиц с прямыми и обратными слогами
НАНИЗЫВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ С ОДНОВРЕМЕННЫМ ПРОИЗНЕСЕНИЕМ ЦЕПОЧКИ СЛОГОВ
ЧТЕНИЕ ИЛИ ПОВТОРЕНИЕ ЗА ЛОГОПЕДОМ СЕРИИ СЛОГОВ:
УРОВЕНЬ СЛОВ
14 типов слоговой структуры слова по возрастающей
1.
2.Трёхсложные слова из открытых слогов
3.Односложные слова (дом, мак)
7.Трёхсложные слова с закрытым слогом
6.Двухсложные слова из закрытых слогов
8.Трёхсложные слова со стечением согласных (
4.Двухсложные слова с закрытым слогом
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова
9.Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом
10.Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка)
11.Односложные слова со стечением согласных в начале слова
12.Односложные слова со стечением согласных в конце слова
13.Двухсложные слова с двумя стечениями согласных
14.Четырёхсложные слова из открытых
ДВУСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ 1-Й ТИП СЛОГОВОЙ СРУКТУРЫ
«Назови кого нет?»
Взрослый закрывает картинки: кит, кот, дуб, бык, мак. Закрывая по одной спросить: «Кого (чего) нет?» Ребенок: «Кита, кота, дуба, быка, мака».
ДВУСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ 1-Й ТИП СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ
«КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ»
Задачи:
- учить четко, произносить слова со слоговой структурой 1-го типа;
- упражнять в простейшем слоговом синтезе;
- расширять и активировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
ХОД УПРАЖНЕНИЯ
Логопед, бросая мяч ребёнку, называет первый слог слова. Ребёнок, возвращая мяч, добавляет заданный слог, а затем произносит слово полностью.
но нота ба баня Ка Катя
ва вата ня няня Пе Петя
ха ТА хата ды НЯ дыня Ви ТЯ Витя
мя мята То Толя Ми Митя
би бита А Аня
фа фата Та Таня и иди
бу ДИ буди
ве веди
ТРЁХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ 2-Й ТИП СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ
« Скажи что ты делаешь?»
Представь, что на картинках нарисован(а) ты. Скажи, что ты делаешь?
бегаю
читаю
копаю
катаю
гуляю
ТРЁХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ 2-Й ТИП СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ
«Скажи чья (чьи) это?»
Взрослый: У мамы помада. Это чья помада? У тети утята. Это чьи утята?
У Дани кубики. Это чьи кубики? У Вани бумага. Это чья бумага?
Это Данины кубики.
Это мамина помада.
Это Ванина бумага.
Это тетины утята.
Это папина телега.
ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА 3-Й ТИП СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ
«Назови, чей?»
Взрослый: Это чей конь? (кит, мяч, лев, бак, пень, сок).
Ребенок: Это мой конь. (кит, мяч, лев, ..)
«Сколько у тебя?» Взрослый: У меня одна муха. А тебя пять кого? (дыня, хата, нота, пуля). Ребенок: У меня пять мух. (дынь, хат, нот, пуль).
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ И СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ
- Игра «Телеграф» («передать» слово, отстучав его ритмическую структуру);
- Игра с мячом (ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове, удары сопровождаются чётким произнесением слогов);
- Деление слов на слоги, произнесение слов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее;
- Назвать лишнее слово, учитывая количество слогов : мартышка, бегемот, жираф, крокодил;
- Ребёнок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед);
- Анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука)? Низ, вниз; шил, сшил.
- «Рассели животных по домам»: одноэтажный дом – кот, двухэтажный – лиса и т.д.
- «Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове.
Мар - тыш - ка
Бе - ге - мот
Жи - раф
Кро - ко - дил
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ И СЛОГОВОЙ СИНТЕЗ СЛОВ
- Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА+, КА+
- Разгадать ребусы: КОФ, ЛАС, КОС
- Из кубиков «построить» слово , соединив кубики стрелками: ЛЁТ СА МО
- Из двух слов образовать одно: лёд, колоть (ледокол).
- Логопед медленно произносит слово по слогам: со-ба-ка, а ребёнок произносит это слово целиком.
- «Разрезные картинки». Ребёнку даётся задание сложить картинку, которая разрезана на несколько частей, сколько слогов в слове. Ребёнку объясняют, что если сложить картинку не правильно, то слоги поменяются местами и слово потеряет смысл.
- Образовать слово по аналогии (упражнение на словообразование): дом – домик, кот - … Уточнить, какое звукосочетание появляется во всех этих словах.
- Изменить по аналогии: дом – дома, лес - … (упражнение на словообразование). Уточнить, изменилось ли количество слогов.
СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВ Игра «Слоговая арифметика»
Сложение:
баран + ка = ? пол + оса = ?
вес + ло = ? крах + мал = ?
бар + сук = ? кар + точка = ?
Вычитание:
полка – ка = ? ракушки – ушки = ?
виноград – град = ? лесник – ник = ?
мышьяк – як = ? компот – пот = ?
В два действия:
весна – на + точка = ?
кот + ёлка – ка = ?
ласточка – точка + ты = ?
зубр + ёж + ка = ?
картина – тина + тон = ?
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
- Разложить слова под схемы слов: (дуб) (сосна) (берёза) (кот) (коза) (корова)
- Придумать родственные слова к слову снег (снеговик, снежок, снежинка, снежный)
- Придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов.
- Цепочка слов (дети придумывают слово, начинающегося с последнего звука услышанного слова): тигр, рыба, ананас.
- Закончить слово: ла.., ла.., ла.., ма.., ку…
- Придумать слова к схемам: КА-.. (каша), КА-..-.. (калина); ..-ка-..-.. (рукавицы, макароны); …- КА (ложка, ручка).
- Придумать слова, оканчивающиеся на –ЧОК (каблучок, сверчок).
- Придумать слова, соответствующие ритмическому рисунку:
- !; !!; !!!; !!!!.
- Придумать рифму к словам: мак-гамак, зайка…
- Придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо хорошо; ши-иш-ши…
- Разложить картинки на две кучки: кто это? и что это? Объяснить значение слов: строитель, строительство; парик, парикмахерская, парикмахер.
ХВА
ЧОК
ВЫВОДЫ:
- Нарушения слоговой структуры слова проявляются в разной степени. Характер ошибок обусловлен состоянием сенсорных и артикуляторных возможностей ребенка.
- Формирование слоговой структуры слова у дошкольника с ТНР возможно только при организации специально направленного обучения.
- Использование разнообразных дидактических игр и упражнений способствует решению задач по устранению нарушений слоговой структуры слова.
- Специальную коррекционную работу по формированию слоговой структуры слова необходимо проводить последовательно и систематически, учитывая психические особенности ребенка, его речевые возможности, характер нарушения слоговой структуры, работоспособность.
- Организованный целенаправленный процесс по формированию слоговой структуры слова способствует повышению коммуникативной активности и развитию неречевых форм психической деятельности.
- Динамика формирования слоговой структуры слова зависит от степени нарушения и речевых возможностей ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
- Н.В. Четверушкина Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет.
- Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению на рушений слоговой структуры слова у детей.
- Бабина Г.В., Сафонкина Т.С. Нарушения слоговой структуры слова у учащихся школы ТНР и их влияние на овладение грамотой // Принципы и методы коррекции нарушений речи.
- Бабина Г.В., Сафонкина Т.С. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи.
- С.Е. Большакова Формируем слоговую структуру слова.
- С.С. Яворович Слоговые лабиринты. Рабочая тетрадь по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ТНР.
- О.И. Крупенчук Коррекция нарушений слоговой структуры слова.
- Маркова А.К. О преодолении нарушений слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией.
- Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией
- Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С .Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания
- И.Ю. Знатнова, Г.А. Аксинина Алгоритм формирования слоговой структуры слова у детей 3-9 лет.
14
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ