«Использование дидактических игр на уроках литературного чтения для развития памяти, воображения детей»
Докладчик: Божко А . А .
МАОУ Каменская СОШ
07.10.2020
1
2
Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
3
Виды дидактических игр
- По характеру педагогического процесса выделяются игры:
- обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные.
4
Условия проведения игры на уроке:
- игра должна вытекать из логики учебно-воспитательного процесса;
- игра должна иметь запоминающееся название;
- игра должна содержать действительно игровые элементы;
- игра должна иметь обязательные правила,
которые нельзя нарушать;
- игра должна содержать в себе элементы,
которые лучше запоминаются при
групповой работе.
5
5
Организационный этап урока
Игровой приём «Сигнал - «Три!».
Суть приема в сосредоточении и привлечении внимания детей, учащимся необходимо начать урок и после приветствия учителя занять место за партой по сигналу «Три!». Учитель называет числа по порядку, но с «ловушками». Например: «Один, два, два!», «Один, два, ноль!» и т.п. и в заключении называется верное условие.
Игры на этапе оперативного контроля
Игровой приём «ДА, НЕТ».
Детям предлагаются варианты ответов, где ставится плюс или минус. Ответы могут быть заданы:
в письменном виде;
на карточках;
на доске;
на слайде;
учитель зачитывает вслух; и т. д.
Среди верных ответов могут быть ответы - «ловушки», формулировки которых могут вызвать удивление или носить шуточный характер.
Этап подготовки к восприятию произведения
Игра «Шифровка»
Расшифруйте название произведения .
1
А
2
Н
Б
Ж
3
В
Ш
И
У
Г
4
Н
З
Д
О
Л
В
К
Я
Ч
П
А
Б1 А3 В3 Г4 Г2 А2 А4 Г2 В4 Г4
Ответ: «Живая шляпа»
«Угадай автора».
Задание: отгадать имена писателей по фактам их биографий.
КТО ЭТО?
• Будущий писатель родился и провёл детство в Ясной Поляне. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать умерла, когда мальчику было полтора года.(Л.Н. Толстой);
• Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит не мало литературных произведений. (А.С.Пушкин).
«Шифровка»
Используя порядок букв в русском алфавите, расшифруйте запись и вы узнаете автора произведения, с которым познакомимся на уроке.
17, 18, 10, 26, 3, 10, 15.
Пришвин
«Потерянные слова»
Педагог читает ученикам стихотворение, но при этом намеренно не договаривает последнее слово в строчке, таким образом, предлагает им самостоятельно подобрать рифму. Для этой игры прекрасно подходит стихотворение Даниила Хармса «Очень страшная история»:
Доедая с маслом… булку,
Братья шли по… переулку.
Вдруг на них из… закоулка
Пес большой залаял… гулко…
«Сочини стихотворение»
Дети младшего школьного возраста вполне способны сочинять простые стихи. Подобные упражнения прекрасно помогают развивать речь и образное мышление.
Педагог должен придумать первые строчки стихотворения, а ученик – продолжение.
Распахнули мы окно…
(Стало в комнате светло..)
«Загадка – для ума зарядка»
Едва повеяло зимой - Они всегда со мной. Согреют две сестрички, Зовут их ...
«Поймай ошибку»
- Цель: Формировать у учащихся умение понимать прочитанное, следить за чтением других.
- Игровое действие. В нашем тексте только что спрятались ошибки. Я читаю текст, а вы попробуйте эти ошибки поймать.
- Правила игры: учитель читает текст, умышленно меняя какие-то слова. Ученики внимательно следят за чтением учителя и текстом и, заметив ошибку, останавливают его и исправляют. Побеждает тот, кто «поймает» больше ошибок.
Анаграмма “Звери”
Игра проводится при изучении рассказа Е.Чарушина “Кабан”.
- Буквы в словах поменялись местами. Расположите буквы в нужной последовательности, прочтите слова:
демьевд, илвко,
ельно, аканб.
“ Узнай сказку”
1. - По опорным словам, определи название сказки.
- Три дочери, купец, чудище
- Кобылица царь братья
- Королевич царевна царица богатыри
2. - Внутри мешочка ощупайте предмет, назовите его, а затем достаньте.
Угадайте, из какого произведения этот предмет.
Игра «Хороший-плохой" («Хлопай - топай»)
Когда называются положительные персонажи (герои)-
нужно хлопать ,
когда отрицательные (злодеи)- топнуть.
Золушка, мачеха, крёстная, сёстры, принц …
«Восстанови слова»
Србрн кптц
- Так называется сказка, которую мы будем читать на уроке.
(Серебряное копытце)
«Установи последовательность»
Задание: расположить эпизоды произведения в правильном порядке.
Перечень эпизодов:
• Старшие братья караулят сад.
• Жар-птица перестала похищать яблоки из сада.
• Иван-Царевич стережёт сад и получает перо Жар-птицы.
• Похищение золотых яблок из сада царя Берендея.
«Горячий стул».
Задание : определи героев произведения.
Обучающийся садится на стул перед классом спиной к доске. Учитель или другой ученик пишет на доске имя какого-нибудь литературного героя. Класс, не называя героя, характеризует его. Чем больше подсказок, тем сильнее «нагревается» стул. Отвечающий должен отгадать задуманного героя с наименьшим количеством подсказок.
Пример: загадывается Мартышка из басни
И.А. Крылова «Мартышка и очки».
• Героиня басни;
• Героиня басни И. А. Крылова;
• К старости слаба глазами стала;
• Достала себе с полдюжины очков
• и так далее...
«Закончи произведение»
Задание:
1. Прочитайте часть произведения (без концовки).
2. Придумайте свою концовку.
3. Прочитайте концовку, которую придумал писатель.
Заключение
- Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.
- Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.
- Главное чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала
от учения, а наоборот, способствовала
интенсификации умственной работы.
«Чем больше
в обыденной педагогике умной игры,
тем выше
шансы воспитания умного человека».
М. Яснов