Использование дидактического материала в процессе преподавания темы
«Однокоренные (родственные) слова»
детям с интеллектуальными нарушениями.
Методическое пособие.
Учитель Рудакова А. М.
В настоящее время весьма актуален вопрос обучения детей с нарушенным интеллектом, как вопрос, отвечающий социальным запросам современного общества.
Дети с умственной отсталостью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания.
Особенности познавательных процессов умственно отсталых школьников:
Патологическая инертность нервных и психических процессов;
Интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему;
Снижение мотивации деятельности;
Тугоподвижность, косность и стереотипность мышления;
Нарушение критичности мышления;
Нарушение операционального и организационного компонентов мыслительной деятельности;
Недостаточность, недифференцированность и бедность восприятия;
Низкая точность и прочность запоминания;
Непреднамеренность запоминания;
Нарушения речи;
Низкая целенаправленность деятельности
Все вышеперечисленное затрудняет изучение предмета Русский язык.
Русский язык является одним из основных предметов в школе для обучающихся с нарушением интеллекта. Он носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.
В связи с вышеизложенным, возникает необходимость разработки вариативной подачи материала. В своей работе часто применяю дидактический материал с иллюстрацией результата. Важно давать такие задания, которые обучающиеся воспринимают как посильные, но для выполнения, которых у них недостаёт каких-либо знаний или умений. Вслед за проблемной ситуацией, создающей психологические предпосылки для активного усвоения новых знаний, обучающиеся сами или с помощью учителя ищут правильное решение. Например, карточки при изучении темы «Однокоренные (родственные) слова»
При использовании таких карточек, формируются и развиваются следующие направления:
- обогащение словаря;
- словообразование;
- познавательный интерес;
- развитие речи и др.
Алгоритм использования карточек:
Раскладываются карточки перед обучающимся. Предлагается рассмотреть картинку и назвать ее, затем взять кружок (корень слова), положить на синий круг, прочитать получившееся слово, составить предложение с опорой на свой жизненный опыт или с помощью учителя.
Подобные карточки часто использую на уроках, обучающиеся с удовольствием принимают условие игровой обучающей деятельности. У детей формируются не только новые знания, умения и навыки, но и положительное отношение к уроку, обучению, школе в целом.
Использованные источники информации:
https://педпроект.рф/кузнецова-а-х-публикация/
https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/prochee/aktivizatsiiauchiebnopoznavatielnoidieiatielnostiobuchaiushchikhsiasintielliektualnyminarushieniiaminaurokakhpismairazvitiiariechi
А | НЯК |
ПОД ОВИК |
| ЯР |
ЗА ЬЕ |
ПО ОК |
ОВАЯ |
ЕШНИЦА |
НА ЬНАЯ |
ПО ИТЬ |
ПО ОЧНАЯ |
СТОЛ БЕРЕЗ
ДАР