»
Использование дифференцированного подхода на занятиях МДК 01.01«Технология изготовления съемных пластиночных протезов при частичном отсутствии зубов » и МДК 01.02«Технология изготовления съемных пластиночных протезов при полном отсутствии зубов» специальности «Стоматология ортопедическая» как средство повышения качества образовательного процесса.
В настоящее время в России идёт модернизация системы образования, которая сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике воспитательно-образовательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными знаниями и умениями направленными на формирование общих и профессиональных компетенций, новыми технологиями, ориентированными на развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации
Дифференцированный подход к обучающимся вытекает из того, что обучающиеся различаются своим уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача преподавателя состоит в том, чтобы дать возможность обучающимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы, позволяет работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения. Дифференцированное обучение позволяет повысить качество профессиональной подготовки обучающихся СПО .
Дифференциация в обучении предполагает организацию учебной деятельности, при которой в рамках практического занятия для каждого обучающегося, учитывая его индивидуальные особенности, определяется наиболее рациональный характер работы. С помощью отбора содержания создаются оптимальные условия для усвоения знаний и формирование практическихуменийи навыков каждым обучающимся, формирование у обучающихся на уроках производственного обучения основ профессионального мастерства, необходимых для квалифицированной трудовой деятельности.
Формирование основ профессионального мастерства во многом зависит от развития у обучающихся интереса к выбранной профессии, что является основой мотива учебной деятельности.
Особенность и специфика среднего медицинского образования - необходимость овладения алгоритмами выполнения медицинских манипуляций студентами в лабораториях и лишь после этого они допускаются к работе.
Необходимое условие дифференцированного подхода – изучение межличностных отношений. В.И.Максакова отмечает: «Дифференцированный подход облегчает работу мастера и делает более реальными индивидуальный и личностный подходы к обучению подростков».
Применяя на своих практических занятияхМДК01.01 «Технология изготовления съемных пластиночных протезов при частичном отсутствии зубов » и МДК 01.02 «Технология изготовления съемных пластиночных протезов при полном отсутствии зубов»дифференцированного подхода способствует организации группового соревнования, конкурсов, созданию педагогических условий и ситуаций, помогающих раскрыть достоинства каждого обучающегося, направленных на формирование и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков у студентов.
Разноуровневая подготовка ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей личности. Дифференциация профессионального образования достигается за счет интеграции предметов общепрофессионального цикла и профессионального модуля, что очень важно для усиления их практических знаний.
Производственное обучение на I курсе по специальности «Стоматология ортопедическая» включает в себя следующий вид работы изготовление съемных пластиночных протезов.
В рамках начальной профессиональной адаптации ввожу обучающихся в профессию; знакомлю с организацией труда, рабочего места, безопасными методами труда и требованиями контроля к правильности выполнения операций, с профессионально-квалификационной характеристикой, в которой я раскрываю основные требования, которые предъявляются к специалисту этой профессии, к его знаниям и умениям.
Считаю, что это создает у обучающихся положительную установку и способствует целенаправленному овладению практическими знаниями, первоначальными умениями в области выбранной профессии.
Результатом моей работы с обучающимся, имеющим разный уровень подготовки на начальном этапе, к концу профессионального модуля приобретают необходимые знания и умения.
Для обучающихся, выполнивших всю работу своими руками это очень важно, так как это усиливает мотивацию, а главное – приносит моральное удовлетворение.
И, как правило, все обучающиеся справляются в итоге с изготовлением модели съемного протеза и готовы повышать свой профессиональный уровень, добиваются неплохих результатов.