Организация «говорящей» среды в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (нарушением зрения).
Зрительные нарушения осложняют и изменяют процесс познания детьми окружающего мира, задерживают овладение предметными действиями, отрицательно влияют на формирование у них представлений о предметах, что в свою очередь сказывается на познавательном, речевом и моторном развитии детей, имеющих зрительную патологию.
Мы педагоги в разговорной среде используем концепцию алгоритма, которая не только необходима в работе с детьми с нарушением зрения, но и важна для самих детей. Она легка для понимания и удобна в использовании, поскольку показывает точные действия на пути решения задачи. Алгоритм помогает ребенку ответить на вопрос "А что делать дальше?", помогает подготовиться к работе и выполнить её. Тем самым прибавляет детям уверенности в своих силах. В работе с детьми с нарушением зрения важно не просто дать знания, формировать представления, гораздо важнее научиться оперировать ими. Поэтому педагоги нашего детского сада стремятся к тому, чтобы при решении познавательных задач ребёнок учился думать, анализировать, синтезировать, наблюдать, обобщать, рассуждать, делать умозаключения, выводы.
Говорящая среда на участке нашей группы организована таким образом, чтобы отвечать потребностям и интересам детей, представлять им свободу для получения опыта и знаний.
На участке организован центр строительно-конструктивных игр. Выполняя различные манипуляции с набором игр, требующих составить из частей целое, сложить объекты по заданной схеме действия, тренируется мышечный аппарат ребенка, развивая мелкую моторику, стимулируя двигательную активность и предметную деятельность ребенка.
Обучение тактильно-кинетическим действиям можно осуществлять в центре игр с водой и песком. Наблюдения и опыт показывают, что игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, и это служит прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Мы использовали прозрачный материал для того, чтобы дети могли следить за движением воды и песка, что способствует развитию глазодвигательных функций. Имеются также наборы камней, ракушек, шишек и других материалов для сенсорного развития и экспериментирования. В центре мы размещаем алгоритмы экспериментальной деятельности.
Познавательно - исследовательскую деятельность детей на участке можно также проводить с помощью наблюдения за цветущими растениями цветника, насекомыми, деревьями, птицами. Поэтому мы соорудили красивую клумбу. Здесь дети учатся ухаживать за цветами, выполняя действия, опираясь на схемы.
Создавая говорящую среду, в работе с детьми со зрительной патологией встала необходимость сделать её информативно богатой. При активном участии родителей создали «Птичью столовую», где развесили кормушки, которые ребята вместе с родителями сделали своими руками и у нас появилась возможность наблюдать за птицами, а используя схемы и алгоритмы дети узнают, чем можно кормить птиц, описывать птиц, составлять рассказы. В своей работе также использую картинки птиц с QR-кодом. Алгоритм простой: наводим камеру телефона на QR-код, переходим по ссылке и получаем информацию (в данном случае слушаем пение птиц).
Используем алгоритмы не только на прогулке, но также закрепляем знания и в группе.
Например,
После того, как мы досконально изучили ту или иную тему, в работу включается говорящая среда, кроме того, детям самим предоставляется возможность создания собственного алгоритма.
Вся коррекционно-воспитательная работа осуществляется под руководством учителя-дефектолога и тесной взаимосвязи с другими специалистами ДОУ. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется учителем-дефектологом и воспитателем совместно, что делает наше взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.