Управление образования Администрации города Усть-Илимска
Муниципальное казенное учреждение «Центр развития образования»
II городская научно-практическая конференция педагогических работников
«Развитие муниципальной системы образования: тенденции и взгляд в будущее»
Использование элементов театрального искусства при
изучении литературных произведений как средство повышения эффективности коммуникативной культуры
Расторгуева Алена Юрьевна,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»,
первая квалификационная категория
г.Усть-Илимск, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...…3
Методы и приемы театрализации и инсценировки ……………………………...4
Практическая часть ……………………………………..……………………….…...7
Заключение……………………………………………………………….…….…….…9
Список литературы ……………………………………..………………..……….….10
Введение
Если учитель постоянно поддерживает интерес своих учеников к предмету, то в дальнейшем это может стать важным и основополагающим фактором развития полноценной личности ученика.
Театрализация являясь ненавязчивой формой обучения помогает преподавателю достигать методических целей, позволяет повысить интерес к литературе, расширить знания и выразить ученику свое эмоциональное восприятие. Именно уроки с применением театральной педагогики способствует развитию интеллекта учащихся, повышают интерес к литературе, увеличивают работоспособность и творческую активность, что в конечном итоге положительно сказывается на результатах обучения. Основной задачей театрализованных уроков является развитие памяти, образного мышления и речи. Уроки с театральными элементами способствуют формированию мировоззрения учеников, развитию фантазии, эстетического и культурного вкуса, а также приобщения к творчеству. Нетрадиционные формы уроков вводятся в общеобразовательной школе в форме стандартных уроков только с элементами театрализации, т.е. использованием музыки, или изобразительного искусства. Всего того, что эмоционально воздействует на ученика, активизирует его воображение и фантазию. Это может быть чтение по ролям, либо просто обучение выразительному чтению. При этом урок не должен превращаться в театрализованную постановку.
Актуальность. проблеме мотивации учеников посвящено достаточное количество педагогических трудов. Современная методика ищет ответы на вопросы: Как заинтересовать ребенка? Как сделать процесс обучения легким и в то же время познавательным и обучающим? При изучении русского языка и литературы приоритетным направлением является развитие устной речи у учащихся. Современная методика направлена на приемы речевого развития ребенка, которые способствуют духовному обогащению, расширению кругозора и углубленных знаний предмета.
Цель: раскрыть методологию использования театральных элементов в обучении как эффективное средство комплексного обучения детей школьного возраста на уроках литературы.
Задачи: рассказать о методологии приемов театрализации на уроках литературы в 5-6-х классах; привести примеры театрализованных игр и элементов, внедряемых на уроках литературы в практической деятельности учителя.
Методы и приемы театрализации и инсценировки
В театрализации намечаются две линии, которые в учебном процессе пересекаются, дополняя и развивая друг друга. Первая – восприятие произведений искусства, вторая – собственное оригинальное творчество читателя-школьника. Театрализованные игры для детей можно разделить на две основные категории: режиссерские игры и игры-драматизации. Режиссерские игры для детей - это разновидность игры, где присутствует воображаемая ситуация, которую дети создают сами. Игра-драматизация представляет определенную сложность, потому что в ней необходимо взаимодействовать и использовать свой небольшой опыт восприятия литературных произведений.
Полноценное восприятие текста, его «оживление» в сознании учащегося возможно лишь при активной деятельности всех сфер его личности, эмоциональном отклике, сопереживании к событиям жизни людей разных культурных эпох. Используя систему приемов театрализации необходимо учитывать несколько аспектов:
- литературоведческое содержание;
- образовательную сторону;
- развивающую сторону;
Использование приёмов театральной педагогики способствует не только развитию речевой деятельности ученика: говорению и слушанию, но и помогает учащимся самостоятельно высказываться, выстраивать логику и лексически обогащать свою речь. Совместная обучающая деятельность учителя и ученика –является достаточно интересным и эффективным способом обогатить словарный запас школьников, преодолеть собственную скованность, страх и волнение перед публичным выступлением.
Помимо этого использование приемов театрализации на уроках способствует развитию внимания, мышлению, памяти и самостоятельности ученика, а также расширяет кругозор ребенка, развивает его речь, закрепляет новые знания. Уроки литературы учат школьников мыслить, творить, иметь, отстаивать свои убеждения. Прием театрализации способствует социализации школьника в общество, формирует толерантность и коммуникативность к окружающим людям. Дети, таким образом, получают увлекательный способ к самовыражению и самопознанию.
На уроках литературы можно применять следующие приёмы:
Этюд, выразительное чтение, инсценировка, театральная игра, кукольные постановки.
Требования, применяемые к театрализованной игре: игра должна мотивировать ученика, быть интересной, происходить в дружелюбной атмосфере взаимопонимания между учениками, а любое игровое действие должно иметь определенный результат. Школьник должен иметь все условия для самовыражения и творческой самореализации. Педагогической задачей является выявление знаний, умений и навыков, приобретенных учениками на уроках; цель игры должна соответствовать задачам и целям учебного процесса и при этом не быть преобладающей в учебном процессе.
Материалы для театрализации подбираются по следующим критериям:
- небольшие по объёму эпические тексты или цельные отрывки;
- преобладание диалогов;
- отрывок произведения с проблемами, близкими современному школьнику.
Этюд - это сценическое упражнение, направленное на развитие актерских способностей. Главным элементом этюда является импровизация, которая создает максимально свободные условия для эмоционального контакта, раскованности и доверия учеников.
Этюды подразделяются на одиночные, парные и групповые. Одиночный этюд направлен на раскрытие эмоционального воспоминания и физическое самочувствие, парный на действие с воображаемыми предметами. С помощью группового этюда можно сделать инсценировку литературного произведения. Эти разновидности этюдов применяются во внеурочное время или в кружке.
Инсценировка является отличным методическим приемом на уроках литературы. Инсценировка - это перевод текста в сценический вариант (для постановки на сцене). Ученикам предлагается написать диалог героев и внести свои комментарии, уточняющие место, время и действия событий. Ученик таким образом выявляет основную фабулу и конфликт произведения.
Инсценировка текста происходит следующим образом:
1. школьники должны представить время, место и действия прочитанного текста
2. ученики вместе с учителем распределяют роли. Допускается возможность вводить новых персонажей или убирать прежних.
3. по мере необходимости текст может слегка видоизменяться, не утрачивая смысла.
Инсценированием также называют создание спектакля или отрывок произведения. Инсценировка также используется на заключительных уроках изучения литературного произведения.
Чтение по ролям тоже можно разыграть в форме инсценировки.
Преподаватель сначала читает рассказ или сказку, а потом дети примеряют на себя те роли, которые должны сыграть. При том, что сложные и характерные роли преподаватель старается давать более зажатым и ведомым ученикам. В дальнейшем такая практика позволяет стеснительному ребенку раскрыться и стать увереннее.
В заданных рамках урока литературы, существует возможность эффективно использовать моменты театрализации, так как театр и литературу объединяет слово.
На уроках литературы можно разыграть небольшой спектакль, в который будут вовлечены даже самые «тихие» дети.
Преподаватель в данной ситуации задействован как посредник, который выполняет функцию организатора. В ходе самого «представления» преподаватель может ставить перед учениками дополнительные задания, которые подключают активность остальных.
Театрализованные игры - это небольшая постановка, разыгрываемая учениками. Театрализованная игра улучшает понимание произведения и вызывает эмоции у учащихся. Отличным примером может служить кукольная постановка с тряпичными героями. Школьникам, таким образом, гораздо проще проявить себя, выступить перед публикой и развить навыки разговорной речи, что немаловажно в период социализации детей. Путь через игру способствует снятию зажимов у ребенка, раскрывает его творческие способности, а также благоприятно влияет на обогащение и развитие речи.
Практическая часть
Театрализация осуществляется в несколько этапов:
На подготовительном этапе инсценировки происходит процесс вхождения в текст, осмысление содержания произведения. Ученики должны обозначить когда, где, в каких условиях происходят события, как ведут себя герои, как они выглядят, как относятся друг другу. Учащиеся представляют картину происходящего. На этом этапе необходимо обратиться к доступным литературоведческим материалам, для того чтобы обогатить представление о произведении, об авторе, об эпохе. Установив режиссерские законы, перенося события на сценическое действие следует отметить, что главное – сохранить дух автора, атмосферу его произведения, язык и интонацию героев.
Важным этапом является составление сценария. Составление сценария как игра, в которой каждый ученик знакомится с разными видами театральной деятельности. И может почувствовать себя в роли сценариста, режиссера, актера.
В процессе репетиций происходят дополнения, уточнения и изменения. Задачей педагога является направление учеников в правильное русло, помочь выявить драматургию произведения.
Следующий этап- это выступление перед зрителями. Воспроизведение сценария и изображение героев.
Последний этап - это переосмысление текста, чувств, эмоций, переживаний. Рефлексия – это особый этап, позволяющий раскрыть как актеров, так и зрителей. У каждой группы возникает своя задача: 1) для актеров (как мне удалось исполнить роль?); 2) для зрителей (что я понял из художественного произведения?). Последний этап является важным с точки зрения осмысления и понимания произведения в целом.
Примеры инсценирования на уроке литературы. 5 класс. Тема урока: Г.Х.Андерсен «Снежная королева». Преподаватель дает инсценировать маленький кусочек из произведения. Инсценировка учит школьника анализировать текст, объяснять каждое слово, понимать логическую последовательность текста. После работы дети обсуждают текст вместе с преподавателем, анализируют произведение, проверяют свою работу и составляют совместный сценарий.
Например, для инсценирования взяты эпизоды из «Снежной Королевы» Андерсена (История с зеркалом, Диалог Герды с Разбойницей, Разговор Кая со Снежной Королевой…), рассказы Чехова. На уроке литературы можно разыграть небольшие характерные сценки по произведениям И.А. Крылова.
Обобщающий заключительный урок по произведению В. Астафьева «Васюткино озеро» в 5 классе.
После прочтения сказки дети анализируют произведение и делают вывод о полученных уроках нравственности. В заключительной части преподаватель берет куклу и предлагает ученикам поговорить с Васюткой (главным героем). Ребята дают советы герою, говорят о его ошибках и положительных качествах. Герой в то же время рассказывает о своих чувствах. В завершение урока преподаватель может похвалить, поблагодарить ребят за знание произведения и подвести общий итог.
Пример театрализованной игры
Персонажи: Красная Шапочка, мама, бабушка, волк, дровосеки, лесные обитатели.
Сначала преподаватель читает сказку «Красная шапочка» Шарля Перро. Затем показывает мультфильм. В дальнейшем учитель подключает учеников для создания атрибутики: шапочки и корзинки для Красной Шапочки, очков для бабушки, домика из картона и т.д. Затем распределяются роли главных героев, при этом стараясь задействовать как можно большее количество детей. Преподаватель выступает в роли ведущего.
Ведущий начинает сказку. Жила-была в одной деревне маленькая девочка..
Красная Шапочка здоровается со зрителями.
Затем ведущий рассказывает про маму и бабушку. Дети, играющие эти роли, гладят Красную Шапочку по голове. Ведущий продолжает читать сказку, обращаясь к зрителям. После слов ведущего выходит серый волк. Сказка продолжает разворачиваться на глазах у детей. Подключаются зрители и загадывают волку загадки. Ведущий продолжает читать и в то же время взаимодействовать со всеми участниками театрализованного действия.
Сюжет сказки может немного видоизменяться. Можно мешать волку на пути к Красной Шапочке, при этом подключая «зрителей». Загадывать ему загадки, просить прочитать стихи, отвлекать. Дети с удовольствием подключаются к такой игре. Готовясь к играм, можно обсудить с учениками варианты разыгрывания всех сцен. Ребенок, получивший роль, стремится проявить себя и придумать что-то новое. Преподаватель оценивает ролевое поведение с точки зрения выразительности.
Результаты использования элементов театрального искусства
В настоящей работе предлагается установить обусловленность возраста и предпочтений школьника от разных видов театрального творчества. Школьникам (5,6,7,8-ых классов) задавался вопрос: Что вы предпочтете: смотреть театральную постановку, читать пьесу или участвовать в ней в роли актера?
В таблице представлена связь участия в сценическом произведении и возрастом школьника.
| Смотреть постановку | Читать пьесу | Играть в постановке | |
5 класс | 7 (25%) | 3 (11%) | 18 (64%) | |
6 класс | 5 (42%) | 1 (8%) | 6 (50%) | |
7 класс | 24 (57%) | 6 (14%) | 12 (29%) | |
8 класс | 15 (48%) | 7 (23%) | 9 (29%) | |
Исходя из результатов таблицы, большинство школьников 5-х классов (64%) и 6 -ых классов (50%) заинтересованы играть в спектаклях. В 7 и 8-х классах ситуация немного меняется: (57%) Семиклассников выразили желание стать зрителями. Среди восьмых классов зрителей оказалось 48%. Это связано с тем, что с возрастом школьники начинают предъявлять требования к актерской игре и исполнению, в частности, восьмиклассники начинают примерять роль в соответствии со своим внутренним миром. В целом, участие в постановке в качестве актера в старших классах остается интересным большинству.
Заключение
Театрализацию можно рассматривать как путь интерпретации художественного произведения, с внесением театральных элементов. Сам процесс театрализации основывается на совместном творчестве ученика с автором.
Именно в театрализации возможна творческая деятельность, которая позволяет проявить накопленные литературоведческие знания в игре, а также выражение эмоционального восприятия. Будучи однажды сыгранной, игра останется в памяти как некое творчество.
Основная задача этих уроков – развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь ученика.
Использование элементов театральной педагогики, позволяет гармонично развивать личность с одновременным развитием интеллекта, включением чувства и действий. Способствует интересному и увлекательному процессу обучения. Кроме того, использование различных приемов данной технологии в изучении литературных произведений способствует освоению коммуникативной культуры: помимо языковых форм дети учатся постигать внешнее и внутреннее содержание образа, развивают способность к обоюдному пониманию и уважению, приобретают социальную адаптацию, обогащают словарный запас.
С использованием методов театральной педагогики эмоциональный интерес к любому виду деятельности формируется и поддерживается, прежде всего, разнообразием самого процесса труда, вариативностью технологий. Методы, формы и содержание театральных упражнений, которые предлагаются школьникам, реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, сглаживая рамки урока, развивают полезные для учебы и искусства психологические структуры (внимание, воображение, мышление, волю, память); придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда.
Чем раньше педагог-словесник начнёт привлекать ребят к подготовке театрализованных, игровых фрагментов урока, тем раскованнее и увереннее будут чувствовать себя самодеятельные актёры.
Благодаря приобщению к художественной литературе высокой пробы на таких уроках исподволь происходит развитие речи школьников: обогащение активного и пассивного словарного запаса, формирование навыков использования правильного литературного языка развитие долгосрочной памяти, осознанного внимания, раскрепощение и приобретение опыта публичного выступления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. – М.: Художественная литература, 1975.
Ершова А. П. и др. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992.
Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя. – М., 1982.
Колокольцев Е. Н. Искусство на уроках литературы. – Киев, 1991
Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста: Учеб.пособие. –2-е изд., перераб. и доп. / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько.–Мн.: Універсітэцкае, 2009. –316 с.
Лебедев, В.И. Психологическая адаптация/ В.И. Лебедев// Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции. – М.,2007. –С.8-18.
Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1980.
Маранцман В. Г. Театр и школа // Литература в школе. – 1991.
Методика преподавания литературы: учебник для студ. Пед. вузов / О. Ю. Богданова, С. А.
Проблемы преподавания литературы в средней школе / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – М., 1985
10