Использование игр и игровых технологий при обучении английскому языку детей младшего школьного возраста
Лянгузова Светлана Александровна
учитель английского языка
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ковернинская средняя школа №2»
Аннотация: В настоящее время, когда знание английского языка становится нормой (компьютерная, экономическая и политическая терминология базируются на английском языке) и можно говорить об английском языке как о языке международного общения, обществом выдвигаются особые требования к овладению иностранными языками.
Необходимость эффективного выполнения социального заказа общества, а так же общая неудовлетворенность результатами обучения иностранным языкам в школе стимулирует поиски новых подходов к организации изучения неродного языка. В связи с этим в последние годы стали появляться идеи раннего овладения иностранными языками (ИЯ), где сама среда, возрастные особенности, условия позволяют организовать заинтересованное общение на другом языке. Данная статья содержит теоретический материал, позволяющий более детально изучить такой прием раннего обучения иностранному языку, как игра. Более того, в статье представлены некоторые разработки игр, направленные на развитие лексических, грамматически и фонетических навыков.
Ключевые слова: игры и игровые приемы, методика обучения, дошкольный возраст
The use of games and game technologies in the English language training of school children.
Lyanguzova Svetlana Alexandrovna
the teacher of English
Municipal Educational Institution
Koverninian Secondary School №2
Nowdays, when the knowledge of the English language is becoming the norm (computer, economic and political terminology is based on English) and we can talk about English language as international language, society presents special requirements for foreign languages.
The need for effective implementation of social order of society, as well as general dissatisfaction with the results of teaching foreign languages in school stimulates the search for new approaches to the study of a foreign language. In this regard, in recent years began to appear the idea of early studying of foreign languages ,where the very environment, age characteristics, conditions allow you to organize interested communication in another language. This article contains theoretical material, which allows to study such technique of early training to a foreign language as game in more detail . Moreover, there are some game developments aimed at lexical, grammatical and phonetic skills.
Key words: a game and game techniques, teaching methods, a preschool age.
Авторы современного государственного образовательного стандарта выдвигают расширенную трактовку цели обучения иностранному языку – формирование коммуникативной компетенции. Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках - это важнейшая задача при обучении иностранному языку, успешное осуществление которой во многом зависит от основ, заложенных в детском саду и начальной школе. Поэтому интегративной целью обучения иностранному языку дошкольников и младших школьников является формирование элементарной коммуникативной компетенции на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности. Здесь элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность детей осуществить межличностное и межкультурное общение на иностранном языке в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для ребенка.
Младший школьный возраст можно рассматривать как хорошую возможность для действительно коммуникативного обучения иностранному языку с использованием самых элементарных языковых средств.
Одной из актуальных проблем современной методики обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста является организация обучения детей с использованием игр и игровых приемов. Установлено, что ребенок овладевает вторым языком легче, чем взрослый, только в том случае, если он овладевает им в условиях жизненно-важного общения, источником которого для данного возраста является игра. Использование игры, как основного приема при обучении иностранному языку дошкольников, значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям. Более того, игровые технологии отвечают гумманизации педагогического процесса, они являются такой уникальной формой обучения, которая помогает сделать необычными и занимательными «не только работу учащихся на творческо – поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению английского языка». Увлекательность вымышленного мира игры превращает скучную монотонную работу над запоминанием, повторением, закреплением материала в эмоционально окрашенную деятельность. Еще одной положительной стороной игры является то, что она способствует использованию полученных знаний в новой, нестандартной ситуации, то есть усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, привносит разнообразие и интерес в процесс изучения иностранного языка.
Таким образом, так как игра является ведущей формой деятельности детей младшего школьного возраста, то ее необходимо активно использовать в процессе обучения иностранному языку на любом этапе, особенно при работе с дошкольниками. Практика показывает положительное влияние на учебно-воспитательный процесс всех видов игр: дидактических, подвижных, творческих. Каждая игра выполняет определенную функцию и способствует накоплению у учащихся языкового материала, закреплению уже имеющихся знаний, формированию речевых навыков, умений.
Примеры игр для обучения лексике детей
Младшего школьного возраста
«Кто быстрее?» Учитель называет предметы в комнате, предметы, изображенные на развешанных по стенкам картинах, цвета, части тела. Кто из детей быстрее дотронется до этого предмета, картинки, найдет предмет данного цвета и т. п., тот и победил.
«Лото» При игре в лото, которую дети очень любят, учитель вытаскивает не картинки, а надписи, обозначающие предметы, нарисованные на картинках у учеников. Учитель спрашивает: '' Who has a cat? Who has a wolf?''. Тот, у кого на карточке есть нужная картинка, отвечает: ''I have''. Лото должно быть тематическим.
«Кот в мешке» Водящий отворачивается. Учитель показывает детям любую игрушку и спрашивает, например: ''Is it a cat or a dog?''. Водящий отвечает. Остальные дети сразу же откликаются на то, угадал их товарищ или нет.
«Кот в мешке 2» Ребенку завязываются глаза и дается в руки какой либо предмет (картошка), ребенок ощупывает его и спрашивает: '' Is it an orange? Is it a …?'' Как только предмет правильно назван, остальные дети откликаются.
«Угадай что?» Учитель заранее рисует предмет на небольшом листе бумаги. Затем готовится другой лист бумаги в два, три раза больше, чем на котором изображен предмет. На этом листе вырезается в середине дырочка в форме круга. Лист не должен быть прозрачным, желательно темного цвета. Затем этот лист с дырочкой накладывается на лист с изображенным предметом. Задача игрока, водя листом с отверстием по листу с предметом и смотря на предмет в дырочку, определить, что же это такое. Например: ''Is it a …?''
Примеры игр для обучения фонетике
детей младшегошкольного возраста
«Пожалуйста» Учитель организовывает игру, в которой он произносит фразы. Дети должны выполнять только те команды, о которых учитель попросит вежливо — со словом «please». Если кто-то из учащихся ошибся, он выбывает.
« Please, say [o], дети: [o], say [p], silence, please, say «mother», repeat [ai], please — и так далее, в зависимости от звуков, которые необходимо отработать.»
2. «Кто умеет летать?» Учитель читает текст. Когда дети услышат название животного, которое умеет летать (плавать, бегать и т.п.), они должны либо встать, либо хлопнуть в ладоши.
3. «Картинка» Перед детьми ставится рисунок и предлагается назвать определенное количество предметов, начинающихся с заданной буквы. Например, Учитель называет звук «b», одновременно показывая карточку с такой буквой детям. Тот, кто первый найдет 10 слов, которые начинаются с буквы «B», одерживает победу.
4. «Волшебник» Ученики на время становятся «волшебниками» и с помощью «звукового» волшебства заменяют один предмет на другой, путем изменения букв и звуков, чтобы получилось новое слово. «Давайте превратим кошку в шляпу! Что у нас получилось? Cat — Hat! Мы с вами изменили звук [k] на звук [h], запомните и запишите транскрипцию».
5. «Соедини картинки» Учитель раздаёт детям карточки с картинками (картинки могут быть у всех разные). Даётся одно для всех задание: «Соедини линией картинки, предметы на которых начинаются с одного и того же звука».
(Вариант игры. Раскрась одним цветом картинки, предмет на которых начинается с этого звука).
6 «Вот рано утром мистер Язычок просыпается и выпрыгивает из кровати. Как холодно в доме! Это потому, что за ночь камин совсем остыл. Мистер Язычок дрожит от холода. Находим бугорки за верхними зубами. Когда Язычок дрожит, то ударяется кончиком об эти бугорки: [d], [d], [d]! Но вдруг он слышит из ванной такие звуки: [t t-t t]! Это капает вода из крана, который он плохо закрыл вечером. Кончик язычка ударяется в бугорки за верхними зубами, как капли о дно раковины: [t], [t], [t]!»
Примеры игр для обучения грамматике
детей младшего школьного возраста
«Какое время года?»
Учитель предлагает кому-то из учеников задумать какое-либо время года и описать его, не называя. Например: «It is cold. It is white. I ski»
Учащиеся пытаются отгадать: « Is it spring? Is it winter?»
Выигрывает тот, кто правильно назвал время года.
«Что ты любишь делать?»
Один ребенок загадывает, что он любит делать, остальные задают ему вопросы: «Do you like to swim? Do you like to play football? Отгадавший становится водящим.
«Есть ли у тебя…?»
На столе учителя разложены игрушки. Детям предлагается посмотреть на них и запомнить (предварительно повторить с учащимися все названия по-английски). Затем учащиеся отворачиваются, а ведущий берет любую игрушку и прячет ее за спиной. Остальные игрушки закрываются газетой. Дети задают вопросы ведущему: «Have you got a cat? Have you got a dog?» до те пор, пока кто-либо из учеников не отгадает спрятанную игрушку. Он и занимает место ведущего.
«Цепочка»
Игра заключается в том, что раскладываются в цепь картинки с действиями (существительные, прилагательные). Шагая вдоль этой цепочки, ребенок говорит простые предложения:
I like apples. I like plums. I like ...
He is strong. He is fat. He is ...
He can jump in the kitchen...
Примеры игр для обучения говорению
детей младшего школьного возраста
1. "Что исчезло со стола?" (варианты – "Зоркий глаз", "Лучший фотограф"). Учитель убирает несколько игрушек, лежащих среди прочих на столе. Дети (ребенок), "проснувшись". должны назвать эти игрушки.
2. "Картинное лето". Дети получают карточки, на которых в нескольких клеточках, расположенных, к примеру, в три ряда, изображено разное количество зверей, игрушек разного размера, цвета, выполняющих различные действия. Учитель, имея у себя фишки с аналогичным изображением, достает их поочередно из коробки или пакетика, называя по-английски то, что изображено на фишке. Например: the blue parrot and the red crocodile. Ребенок, у которого в карточке есть эта картинка, должен сказать: i have a blue parrot and a red crocodile. Give me the blue parrot and the red crocodile, please. Выигрывает ребенок, который быстрее закроет все картинки на своей карточке. Для контроля за правильностью закрытия фишками клеточек на фишках могут быть написаны буквы, которые при правильном подборе фишек составляли бы в строчке слово good.
3. "Чей зоопарк/магазин лучше?" Дети в роли директора зоопарка/магазина должны назвать как можно больше зверей/товаров, имеющихся у них.
4. "Кто подарит больше подарков Алисе?" Дети должны назвать как можно больше подарков, которые они "подарят" кукле Алисе в день ее рождения.