Использование игровых технологий в начальной школе
Заседание ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ №5 .
Дата заседания: 18.02.2019.
Тема: «Нравственное воспитание как одно из основных направлений в работе с младшими школьниками в рамках реализации ФГОС НОО »
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно - познавательной направленностью.
Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребенка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.
В структуру игровой технологии как деятельности ограничено входят целеполагание, планирование, реализации цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
В структуру игровой технологии как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.
Игровые технологии строятся как образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.
Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий: урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
Игровая технология являются одной из уникальных форм обучения, которая позволят сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов. Занимательность условного мира игры делает положительной, эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. А эмоциональность игрового действа активизирует познавательную деятельность.
Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Содержание игры – это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему.
На разных этапах урока, в зависимости от темы и целей урока, я применяю различные игры и игровые приемы. Для уроков математики – игры на обработку состава чисел «Заселяем домики», «Наряди ёлочку» и другие.
На уроках обучения грамоте использую игры: «Дождик», «Собери цветы», «Подарки Деда Мороза», «Наряди ёлку», «Поймай рыбку», «Ромашка».
В процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонов – сенсорных, этических, практических и других. Объединяет игру с учением и одинаковый способ действия, который использует школьник, например классификацию, сравнение, анализ. Игра с правилами, так же как и учебная деятельность, обязательно дает результат, развивает самоконтроль и самооценку.
В своей работе применяю сюжетные игры. Эти игры направлены на то, чтобы раскрепостить ученика.
Например, на уроках окружающего мира использую игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы. Такие игры способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют установить взаимосвязи в природе.
Использование игровых технологий создают условия для снижения психоэмоционального напряжения обучающихся и формируют:
коммуникативные УУД - умение слышать, слушать, понимать собеседника, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли;
познавательные УУД - сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности);
регулятивные УУД - планировать, оценивать правильность выполнения действий;
личностные УУД - фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы;
Таким образом, нельзя не согласиться с великим учёным С.Т. Шацким, что “игра-это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её бывает, бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства”.
Используемая литература:
Асмолов А.Г. и др. « Как проектировать УУД в начальной школе: от действия к мысли», пособие для учителя,- М.: просвещение,2008г.
Шегаев И.С. « Способы формирования УУД в рамках реализации ФГОС (начальная школа), 2013 г.