Русский язык, 11 класс № 28 __________________________
Тема: Использование изобразительно-выразительных средств в художественной речи
Цель: научить комплексному анализу текста и умению определять изобразительно-выразительные средства языка.
Задачи:
выработать навык анализа текста, умения различать тропы и стилистические фигуры;
развивать речь учащихся, восприятие ними художественной образности текста;
воспитывать любовь к родной речи.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка задачи урока, вступительная беседа
Вопросы учащимся:
- Какие стили речи вы знаете?
- Какой из стилей самый богатый? Почему?
3. Работа по определению изобразительно-выразительных средств языка в тексте
Изобразительно-выразительные средства языка – это тропы и стилистические фигуры. Тропы - это обороты речи, в которых слово или сочетание слов употреблено в переносном значении для усиления художественной выразительности: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраза, гипербола, литота, аллегория, ирония.
"Чахлая рябина мокнет под дождём"
эпитет
помогает зримо представить предмет
"Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела"
сравнение
делает зримым отвлечённое понятие
"В саду горит костёр рябины красной"
метафора
образное выражение превращается в реальную картину
"Заря алая улыбается"
олицетворение
усиливает выразительность речи
"И слышно было до рассвета, как ликовал француз"
синекдоха
для выразительности речи
"Люди в белых халатах нашу жизнь охраняют от бед"
перифраза
заменяет название по существенному признаку, избегается повтор слова
"В сто сорок солнц закат пылал"
гипербола
чтобы преувеличить значение, обратить внимание
"Мальчик с пальчик"
литота
для эмоциональной оценки
"За всё, за всё тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слёз, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души растраченный в пустыне,
За всё, чем я обманут в жизни был.
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я ещё благодарил"
ирония
даёт отрицательную оценку предмета или явления
3.2. Анализ стихотворения Ф. Тютчева "Осенний вечер"
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев
Багряных листьев томный, лёгкий шелест
Туманная и тихая лазурь
Над грустно сиротеющей землёю,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье - и на всём
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.
3.3. Работа с учебником ______________________________
4. Обобщение, подведение итогов урока
5. Домашнее задание________________