ТЕМА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
Аннотация
Данная работа посвящена методике использования коммуникационных технологий на уроках русского языка с узбекским и другими языками обучения.
Содержание работы соответствует теме. Новизна работы в том, что даны практические рекомендации использования ИКТ на уроках русского языка.
Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложения.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение.
2. Основная часть.
2. 1. Подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой
2. 2. Обучающие программы
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.
5. Приложение.
ВВЕДЕНИЕ
Целью данной квалификационной работы является показать, как на уроках русского языка и литературного чтения можно использовать коммуникационные технологии. Уроки с использованием коммуникационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у ученика велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью коммуникационных технологий.
Учитель – профессия творческая.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно- познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся- и есть актуальность нашей работы.
В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые нам всем хорошо известны, учителя все больше используют современные технологии. Современные задачи образования требует от учителя быть постоянно готовым к самосовершенствованию, к самообразованию, уметь видеть к какому результату мы должны подвести нашего ученика, сделать для нашего ребенка окружающий мир привлекательным, уметь вдохновлять его своими идеями, учиться быть рядом и немного впереди, ведя ребенка по жизненной дороге. Все это побуждает нас предполагать, что наряду с другими, ключевыми для современного учителя компетенциями становятся важными, ключевыми ИКТ-компетентность учителя.
Информационная компетентность учителя – это широкое понятие, которое понимается как осознанное, целенаправленное, результативное применение технических знаний и умений в деятельности учителя, воспитателя является одной из составляющей профессиональной деятельности.
Использование информационных технологий повышает эффективность урока, развивая мотивацию обучения, что делает процесс обучения успешным. Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. По словам Г.К.Селевко, задача современного учителя – «учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании»…». Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии (ИКТ).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2. 1. Подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой
Коммуникационные технологии можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.
Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.
Моя задача как учителя- словесника– построить так урок, чтобы процесс обучения стал не только познавательным, но и увлекательным.
Повышать мотивацию необходимо за счёт создания игровых ситуаций, использования нетрадиционных форм и методов преподавания, активного внедрения ИКТ, способствующих развитию интереса, дифференциации и индивидуализации обучения.
Подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от меня много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера.
Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно-ориентированного образования.
Существует достаточно много путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных мотивов.
обучение с компьютерной поддержкой;
применение мультимедиа-систем;
использование интерактивных компьютерных средств.
Как показывают данные психолого- педагогичеких и дидактических исследований, необходимым потенциалом в развитии мотивационной сферы учащихся обладают методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), так как именно они способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т. д.
Использование мной средств ИКТ способствует учёту индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни, а также необходимости требования индивидуализации обучения, адаптации его к познавательным потребностям и интересам обучаемых.
Использование ИКТ-компонента на уроках приводит к активации умственной и познавательной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства учащихся к этим занятиям.
И потому использование средств ИКТ в процессе обучения, по моему мнению, не только актуальный вопрос, но и веление самого времени.
Современные ИКТ обладают уникальными дидактическими возможностями. ИКТ позволяют:
Представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, аудио, видео, анимация (на уроке русского языка это может быть презентация, которую создаёт либо учитель, либо ученик);
Контролировать временные параметры урока для каждого обучаемого;
Выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;
Активизировать процессы восприятия, мышления, воображения, памяти;
Мобилизовать внимание обучаемого;
Быть точным и объективным в оценке знаний;
Печатать, воспроизводить и комментировать информацию;
Выходить в мировое информационное сообщество;
Формировать мотивацию к учению и активизировать познавательный интерес.
Внедрение ИКТ в учебный процесс имеет два основных направления:
Первое – компьютер включается в учебный процесс в качестве «поддерживающего» средства в рамках традиционных методов системы обучения. В этом случае компьютер выступает как средство интенсификации учебного процесса.
Второе – он представляет собой, собственно, технологозацию учебного процесса в самом широком смысле – разработку и внедрение компьютерно-информационных моделей обучения, объединяющих человека и машину. Так, например, на русском языке можно применять комплексные компьютерные программы. При этом режим работы комплексных компьютерных программ может бы обучающим, тренировочным и контролирующим.
Интегрируя ИКТ в образовательный процесс, можно обеспечить:
развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером и работе со специальными обучающими программами;
развитие творческого мышления за счет выполнения заданий эвристического, исследовательского характера;
развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов.
Успешность интеграции ИКТ в учебно-воспитательный процесс во многом определяется мотивированностью обучаемых к применению этих технологий. Иногда ученики относятся к новшествам безразлично и даже отрицательно.
Поэтому мне как педагогу нужно найти способ, позволяющий и заинтересовать учащихся. А именно: сделать для них использование ИКТ органичным и необходимым.
Итак, место ИКТ в обучении – информационная поддержка деятельности преподавателя и учащихся, роль ИКТ состоит в расширении образовательных возможностей обучаемых, интенсификации, дифференциации и индивидуализации их деятельности в процессе обучения русскому языку.
Значение ИКТ заключается в создании предпосылок и условий для совершенствования качества образования, для формирования и развития личности человека и его творческих способностей.
Основной целью использования информационных компьютерных технологий является повышение эффективности урока.
К достижению данной цели я иду через реализацию следующих задач:
Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества путём
- развития конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;
- развития творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
- формирования информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).
Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:
- подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности
- повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;
- выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ. Широкое использование компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.
В изучении школьного курса русского языка выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:
наглядное представление о лингвистических явлениях;
изучение орфографии и пунктуации;
система тестового контроля;
- интенсифицировать деятельность учителя и ученика,
- повысить качество обучения предмету;
- зримо воплотить в жизнь принцип наглядности.
Они могут либо предварять изложение нового материала, «помогая озадачить» учащихся и подготовить их к решению нужной орфографической (пунктуационной) задачи, либо использоваться как тренажёры, параллельно с традиционными формами обучения.
Важным качеством обучающих программ является органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приёмами обучения. Обучающие программы рассчитаны на использование их в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами.
Созданные обучающие компьютерные программы, наряду с традиционными методическими средствами, могут быть использованы на любом этапе урока в соответствии с поставленными целями и задачами.
2. 2. Обучающие программы
Обучающие программы наиболее целесообразны на этапе ОБЪЯСНЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА, Закрепления навыков и проверки.
Используемые мною программы состоят из трёх частей: обучающей, тренировочной и проверочной (контролирующей).
В обучающем режиме учащимся предлагаю материал для наблюдений и сравнений, даются задания, готовящие к самостоятельной формулировке правил, приводятся примеры и схемы. Таким образом, уже на этом этапе компьютер побуждает школьников к активному включению в работу.
В тренировочном режиме я предъявляю упражнения, в ходе выполнения которых у школьников формируются навыки обнаружения, поиска решения и разрешения орфографической или пунктуационной задачи. Именно в этом режиме особенно эффективно реализуется принцип индивидуализации обучения, что достигается:
- различной по продолжительности тренировкой в зависимости от её результатов;
- разными вариантами завершения работы (переход к следующему упражнению или отправка за помощью к обучающей части программы, или к учебнику, или к учителю);
- дифференциацией дидактического материала, когда в последующем упражнении учитывается характер допущенных ошибок. Отмечу, что последние компьютер и объясняет.
Контролирующая часть компьютерных программ, включающая материалы для диагностики уровня знаний, умений и навыков учащихся, имеет ряд преимуществ:
во-первых, экономится время на выявление ошибок учеников за счёт анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера;
во-вторых, контроль ведётся дифференцированно, с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся;
в-третьих, статистическая обработка результатов работы учащихся с программами пакета даёт учителю возможность оценить качество усвоения материала по изученной теме (темам) и при необходимости внести коррективы в методику преподавания.
Кроме того, компьютерный контроль может определить индивидуальные уровни относительной орфографической и пунктуационной грамотности и качество усвоения всех тем за контрольный период. При этом данные накапливаются для каждого ученика.
Компьютерный контроль даёт возможность быстро выявить состояние обученности сразу всех учеников класса, определить круг вопросов, вызывающих затруднение, оценить результаты работы учеников и учителя.
Использование компьютерной системы контроля знаний, умений и навыков учащихся способствует воспитанию у них трудолюбия, ответственности и вырабатывает привычку к регулярной работе.
Использование обучающих программ на отдельных этапах уроков по изучению правил создаёт предпосылки для возникновения положительных мотивов учения, так как ученик из пассивного объекта, получающего знания в готовом виде, превращается в активного деятеля, добывающего знания, применяя такое современное техническое средство, как компьютер
Как донести учебный материал до учащихся? Как вызвать их активную познавательную деятельность? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Эти «вечные» вопросы учителю приходится решать каждый раз при подготовке урока.
Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
Оформление презентации к уроку развития речи готовлю более тщательным. Фон может быть выдержан в цветовой гамме текста, показывая наглядно функциональность цветописи. Музыкальное сопровождение также должно работать на глубину постижения текста. Композиция презентации может отражать своеобразие композиции текста.
Необходимо помнить, что на уроке развития речи главной всегда остается работа с текстом, а ИКТ лишь разнообразят методы, приемы и формы работы, развивающие разные стороны личности ученика, помогают достичь целостности рассмотрения произведения в единстве содержания и формы, увидеть содержательность, смысловую значимость каждого элемента формы.
Обобщающие уроки
С помощью презентации можно подготовить и обобщающие уроки. Задача такого типа урока - собрать все наблюдения, сделанные в процессе анализа, в единую систему целостного восприятия темы, но уже на уровне более глубокого понимания, выйти за пределы уже затронутых проблем, эмоционально охватить всю тему.
Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют сэкономить время и, самое главное, представить изученный материал целостно.
Кроме того, выводы и схемы могут появляться постепенно, после обсуждения или опроса учащихся. Учитель благодаря презентации может все время контролировать работу класса.
В перечисленных типах уроков презентации созданы учителем, однако, как говорилось выше, ученик тоже может участвовать в создании презентации. В старших классах сам ученик может быть автором презентации.
Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными образовательными стандартами образования:
- умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
- умение работать в группе;
- умение находить информацию в различных источниках;
- коммуникативная компетентность;
- осознание полезности получаемых знаний и умений.
Возможность использования интернет-ресурсов на уроках открывает для учителя и его учеников доступ к неограниченным запасам знаний, электронным библиотекам и музеям, газетам и журналам всего мира, научным и творческим лабораториям, памятникам культуры и последним новостям планеты.
Бесспорно, что интернет несет не только положительное, но и отрицательное начало, поэтому роль учителя здесь неизмеримо высока.
Педагог должен стать именно тем проводником, который поможет открыть возможности интернета для развития, самообразования, расширения интеллектуального кругозора, постоянного самосовершенствования.
Использование видеосюжетов на уроках русского языка:
Просмотр видеосюжетов способствует развитию не только письменной, но и устной речи. Пересказывая увиденные сюжеты, дети учатся приёмам построения речи, речевому этикету. Разумеется, необходимо учитывать воспитательный характер видеофрагментов, соответствие возрасту учащихся.
Для того чтобы обучить учащихся умению наблюдать, анализировать, отбирать необходимый материал, можно использовать видеофрагменты продолжительностью 7-10 минут. Так, например, фрагмент из видеофильма «Золушка или хрустальная туфелька» ученики смотрят в течение 10 минут, получая эстетическое наслаждение от просмотра. Далее приводится план работы над рассказом по видеосюжету.
Итак, урок с применением ИКТ на уроках учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности, а следовательно, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску – мотивация к обучению повышается.
Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим.
И эмоциональный фон урока более благоприятен, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Влияние использования информационно- коммуникационных технологий на учителя.
ИКТ дают:
экономию времени на уроке;
глубину погружения в материал;
повышенную мотивацию обучения
интегративный подход в обучении; возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;
привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.
Учителю всегда приходится ориентировать свою деятельность на результат: в какой форме будут оцениваться знания, умения и навыки его учеников.
Когда появилось централизованное тестирование, возникла необходимость научить детей работе с тестами. Компьютер помогает решить эту задачу.
Информационно-коммуникационные технологии способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать новые формы и методы обучения.
Мультимедийные уроки поднимают процесс на новый качественный уровень, благодаря чему у учащихся развивается исследовательский интерес.
Они чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта. Современному ученику намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Использование компьютера на уроке повышает эффективность усвоения материала.
Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока, в чем мы не раз убедились, применяя ИКТ на уроках.
Единственное возможное препятствие – отсутствие технического минимума для разработки и использования электронно-методических материалов.
Список использованной литературы
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ.
2. ЖУРНАЛ «ПРЕПОДАВАНИЕ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ» № 12 2010 г.
3. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся;
4. "Учитель" 2000 № 1, "Интерактивные методы обучения".
5. "Учитель" 2004 № 5, "Интерактивные методы обучения".
6. "Педагогика" 2000 № 7, "Интерактивные методы обучения".
7. "Современная школа" 2000 № 4,6, "Интерактивные методы обучения".
8. "Новые педагогические и информационные технологии" Бухаркина М.Ю., Полат Е.С.
РАЗРАБОТКА УРОКА.
ТЕМА 5. «Характеристика предмета по материалу, по отношению к месту, ко времени»
ЦЕЛИ:
Обучающая:
способствовать овладению учащимися прочными и глубокими знаниями по теме;
Закрепить и систематизировать знания об использовании имен прилагательных называющие признак по отношению к материалу, из которого сделан предмет
Развивающие:
развивать познавательную активность; развитие умений ведения диалога.
содействовать творческому развитию каждого ученика;
обогащение словарного запаса учащихся
Воспитательные:
способствовать воспитанию социально – активной личности.
Воспитание добросовестного отношения к выполняемой работе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Учебник «Русский язык 5 класс», Презентация ноутбук, мульти медийный проектор, слайды
ХОД УРОКА
I Оргмомент
- Учитель. Здравствуйте, ребята.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение
«ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО», и отправляемся к нему в гости. А урок начнем с речевой разминки
Задание. Придумайте как можно больше прилагательных к существительным:
1 группа ГОЛОВА ( например: дырявая, умная, золотая….)
2 группа – РУКИ ( корявые, золотые, добрые…)
3 группа – ЧЕЛОВЕК ( болтливый, молчаливый, добросовестный…)
(оценивание)
Этап 2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Учитель.
А) На дом было задано прочитать текст «ЧЕТЫРЕ БАБОЧКИ», нарисовать картинки, найти материал «О БАБОЧКАХ»
Пересказ текста: «ЧЕТЫРЕ БАБОЧКИ» на странице 28.
Учащиеся выходят мини группой и рассказывают о бабочках, готовят рисунки, буклеты, пользуясь «ИНТЕРНЕТ РЕСУРСАМИ».
- Нравятся ли вам бабочки?
- Где летают бабочки?
- Перечислите названия бабочек
- В какое время года летают бабочки?
-Из чего появляются бабочки?
- Какого цвета бывают бабочки?
- Чем питаются бабочки?
- Как зимуют бабочки?
( оценивание)
А) В ФОРМЕ ИГРЫ УЧИТЕЛЬ ПРОСИТ НАЗВАТЬ УЧАЩИХСЯ КАЧЕСТВА, ПРИЗНАК, МАТЕРИАЛ ИЗ КОТОРОГО СДЕЛАН ПРЕДМЕТ
НАПРИМЕР: стул – деревянный, большой, железный, удобный, красивый… ( продолжают ученики)
Платье – вечернее, новое, ситцевое, летнее…
МЯЧ- резиновый, футбольный….
Б) Работа с книгой. Работа с таблицей. «ЗАПОМНИТЕ !» ( стр. 30-31-32-33)
Таблица 1.Читает учитель и комментирует.
Кожанный ( резиновый,…) мяч
Молочный (куринный…) суп
Шёлковое ( атласное…) платье.
Абрикосовый ( малиновый…) сок
Таблица 2.Образование прилагательных от существительных работа в группах
Один из учениковчитает имя существительное 1 столбика.
2 ученик называет суффикс , А 3 ученик называет образовавшееся слово.
Например:
Дерево – янн- дерев-янн-ый…
Таблица 3.
( читает группа учащихся)
1 группа - прилагательные, которые называют признак по отношению ко времени ( стр 32)
2 группа - прилагательные, которые называют признак по отношению к месту. (Стр. 32)
3 группа – прилагательные, которые называют признак по отношению к назначению предмета. ( стр 33)
В) ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ 1 стр.30 (устно) работают 5 групп. Представитель группы зачитывает примеры. (Самооценка)
1 группа- признаки по цвету
2 группа – признаки по вкусу
3 группа- признаки по размеру
4 группа – по качеству
5 группа –по материалу.
Г) Выполение упр.2 стр.30«Цепочка» ( диалог) ( устно)
Этап 4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ
А)Учитель называет слово, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
( и записывает это слово в ряд)учащиеся должны написать слова в которых есть буква. Слово должно являться прилагательным.
П-
Р-
И-
Л-
А-
Г-
А-
Т-
Е-
Л-
Н-
О-
Е-
Например Т –тихий, талантливый, тяжёлый.. Буква « может стоять как в начале слова так и в середине или в конце. П- пластиковый, панельный…
Так и с другими буквами . Выигрывает тот ученик , который быстрее и правильнее напишет ответы.
Б)Конкурс «СКОРОГОВОРОК»
В) Игра «Найди-ка». ( упр 3) стр.31 выполняют письменно.
Г) КОНКУРС «ПРОДОЛЖИТЕ РЯД САМОСТОЯТЕЛЬНО»
1 группа со словом – золото. ( например золотые руки, золотой характер, золотое кольцо..
2 группа со словом – фарфор ( например фарфоровая ваза….)
3 группа со словом – резина. ( например –резиновый мяч, резиновая игрушка, резиновая квартира…
ИГРА: «АЛФАВИТ»
- выполнение упр.4-5. стр. 31-32.
Идут дети в магазин за покупками.
Один из учеников, выполняют роль – продавца,
Другой – покупателя.
Продавец должен рассказать о ТОВАРЕ, из чего он сделан. ((прилагательные). Потом ученики меняются ролями.
Например
Игрушка «Медвежонок» - мягкий, плющевый…
ЭТАП 5.Домашнее задание.
Учитель объясняет и комментирует Выучить стихотворение упр.6 стр.32.
Этап 6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РЕЛАКСАЦИЯ:
-Что новое узнали на уроке?
- Чем вам понравился наш урок?
- Что бы вы пожелали друг другу перед уходом на каникулы?
21