СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование малых фольклорных форм в работе с дошкольниками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование малых фольклорных форм в работе с дошкольниками»

Использование малых фольклорных форм в работе с дошкольниками

Фольклор - одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Отмечается, что фольклор - действенный метод воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей. Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.

К малым формам фольклора относятся: - колыбельные песни, пестушки, потешки, поскакушки, прибаутки, жеребьевки, заклички, проговорки, считалки, загадки, пословицы, поговорки и др. Их влияние на развитие речи детей неоспоримо. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Здесь помогают такие малые формы фольклора как потешки. Нужно подбрать и выразительно рассказать потешку, котораяпоможетт установить контакт с ребенком, вызывает у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю. Вместе с потешками мы причесываемся, одеваемся на прогулку, кушаем и играем. Делаем гимнастику с малышами, приговаривая потешки, - так веселее! Используются потешки и в пальчиковых играх с детьми. Давно известно, что пальчиковые игры, которые придумали нянюшки в прошлые века, развивают одновременно координацию движений и речь, так как центры мозга, отвечающие за эти виды деятельности, связаны между собой. Дети, которые регулярно играют в пальчиковые игры, в среднем начинают говорить раньше, чем те малыши, которые в эти игры не играют. С помощью потешек дети легче и лучше запоминают животных, их повадки, внешний вид. При этом хорошо тренируется память. Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Дошкольники начинают вводить их в свои игры - во время кормления куклы или укладывания ее спать. Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Поэтому, на наш взгляд, устное народное творчество (фольклор) помогает ребенку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывает стремление подражать хорошему и противиться плохому.

Целевая аудитория проекта: дети, педагоги, родители

Цель: выявить педагогические условия для развития патриотических ценностей у детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных форм.

Объект: процесс нравственно-патриотического развития детей младшего дошкольного возраста.

Предмет: малые формы фольклора как средство нравственно-патриотического развития детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза: малые формы фольклора являются средством нравственно-патриотического развития детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме нравственно-патриотического развития детей младшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОУ и семьи;

2. Создавать условия для развития общей культуры личности ребенка: социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств через использование малых форм фольклора;

3. Организовать взаимодействие в совместной деятельности детей и взрослых;

4. Подобрать и апробировать диагностический материал по выявлению уровня сформированности нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста;

5.Разработать и апробировать мероприятия по формированию нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных форм и проанализировать их результаты.

Методы:

1. Теоретический: анализ литературы по проблеме исследования;

2. Эмпирические методы: диагностика, беседа, анкетирование, опрос;

3. Статистические: использование количественной и качественной обработки полученных данных, математическая обработка материала.

Новизна проекта: в работе предпринята попытка изучения педагогических условий эффективного формирования нравственно-патриотического развития у детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных форм.

Теоретическая значимость проекта: заключается в разработке содержания и форм по формированию нравственно-патриотического воспитания у детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных форм и предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса.

Практическая значимость проекта: результаты исследования (материалы диагностики, методические разработки и конспекты мероприятий, методические рекомендации) могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений в процессе организации нравственно-патриотического воспитания детей.

Сроки реализации: с октября по май учебного года

Содержание (средства) механизмы реализации:

· Мониторинг детей младшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому развитию;
· Подбор игр и упражнений для детей младшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому развитию средствами малых фольклорных форм;
· Проведение НОД, игр, развлечений с детьми младшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому развитию;
· Работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического развития детей младшего дошкольного возраста (родительские собрания, консультации, открытые занятия).

Этапы проекта:

1 этап: подготовительный октябрь - ноябрь.

Цель: создание в группе системы нравственно-патриотического развития на отечественных традициях с учетом современного опыта.

Содержание работы:

· Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме нравственно-патриотического развития детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ, методической литературы, Интернет-ресурсов по данной теме.
· Анкетирование родителей
· Подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала;
· Диагностическое обследование детей

На этом этапе реализации проекта предполагается обсуждение общих вопросов на родительском собрании, связанных с организацией работы по нравственно-патриотическому развитию с использованием новых информационных технологий.

Подбор теоретического материала, разработка развёрнутой программы действий, получение данных диагностики уровня по нравственно-патриотическому развитию детей младшего дошкольного возраста

Определение уровня знаний родителей по вопросам нравственно-патриотического развития детей младшего дошкольного возраста.

2 этап: основной декабрь - апрель .

Цель: организация образовательного процесса в соответствии с реализацией научно-исследовательского проекта.

Содержание работы:

· Разработка и внедрение комплекса педагогических мероприятий по нравственно-патриотическому развитию детей младшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм;
· Улучшение оснащенности предметно-развивающей среды
· Проведение просветительской работы с педагогами ДОУ и родителями по актуальным аспектам нравственно-патриотического развития детей младшего дошкольного возраста;
· Проведение бесед с детьми;
· Оформление книжного, театрального уголка, уголка ряжения;
· Систематизация накопленного материала.

Результаты:

· Материальное оснащение мониторинга.
· Разработка конспектов интегрированных форм работы с детьми дошкольного возраста по нравственно-патриотическому развитию.
· Разработка комплекса методических рекомендаций для педагогов ДОУ и консультаций для родителей.
· Положительная динамика уровня нравственно-патриотического развития детей младшего дошкольного возраста.
· Участие в семинарах и конференциях, посвященных проблемам дошкольного образования, опубликование тезисов докладов.

3 этап: заключительный: май .

Цель: анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.

Содержание работы:

· Проведение диагностики и анализ уровня нравственно-патриотического развития детей дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм

· Анкетирование педагогов и родителей;
· Обобщение результатов и подведение итогов;

Результаты:

· Разработка методических рекомендаций по нравственно-патриотическому развитию детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм;
· Создание фотоматериалов по результатам проекта;
· Участие воспитанников конкурсах рисунков и творческих работ.
· Систематизация накопленного материала.
· Участие на научно-практических семинарах для педагогов ДОУ

Критерии эффективности:

1. Разработана программа и методическая разработка.
2. Разработаны и проведены консультации для педагогов ДОУ и родителей детей младшей группы: «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста с использованием устного народного творчества», «Роль малых форм фольклора в воспитании патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста»
3. Оформлена папка – передвижки для педагогов ДОУ и родителей детей младшей группы: «Малые формы фольклора в детском саду»
4. Разработано и проведено родительское собрание на тему «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к малым формам фольклора» с показом презентации.
5. Показаны презентации: «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к малым формам фольклора», «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста с использованием устного народного творчества»
6. Разработано и проведено анкетирование для родителей детей младшей группы и анкетирование для воспитателей ДОУ.
7. Оборудован театральный уголок, уголок ряжения.
8. Создана картотека: потешек, прибауток, закличек, загадок.

Предполагаемые результаты: повышение уровня нравственной культуры, уровня приоритетности и общепризнанности в детском коллективе: ценностей гуманизма, уважения к окружающему миру, толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь.

Прогнозируемые результаты проекта:

1. Дети учатся обращать внимание на нравственную сторону поступков людей, задумываться над мотивами поведения.
2. Благодаря героям потешек, прибауток дети учатся оценивать свои поступки в различных ситуациях.
3. Дети охотно читают наизусть знакомые потешки, заклички, прибаутки.
4.Участвуют в небольших инсценировках потешек.

Диагностический инструментарий: Методики диагностики уровня патриотического воспитания дошкольников (М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева)

Методическое обеспечение:

1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество./ В.П. Аникин – М.: Высш. шк., 2004. – 735 с.
2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие /О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
4. Савина, Н.В. Малые формы фольклора как средство воспитания и развития детей раннего возраста в различных видах детской деятельности / Н.В. Савина. – Режим доступа: https://доу59.рф/images/21-22/doc/obr/malye_formy_folklora.pdf
5. Ситникова Т.В. Методики диагностики уровня патриотического воспитания дошкольников (М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева) / Т.В. Ситникова. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/metodiki-diagnostiki-urovnia-patrioticheskogo-vosp.html
6. Глущенко С. И. Значение фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста. / С.И. Глущенко. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/03/28/ znachenie-folklora-v-patrioticheskom-vospitanii-detey

.