МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОРСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛИКИНО-ДУЛЁВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Использование метода проблемного обучения в преподавании истории и обществознания»
Лебедева Екатерина Юрьевна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Горская ООШ»
г.о. Ликино-Дулёво
2018г.
Содержание
В чем заключается сущность проблемного обучения
Что составляет основу проблемного обучения
Способы решения различных проблемных ситуаций в социуме
Использование материалов учебника в технологии проблемного обучения.
1. Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления.
Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей:
Первая цель — сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.
Вторая цель — достигнуть высокого уровня развития учащихся, развития способности к самообучению, самообразованию.
Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности, в процессе решения учащимися системы проблемно-познавательных задач.
Особенность проблемного обучения заключается в том, что оно стремится максимально использовать данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения (учения), познания, исследования и мышления. С этой точки зрения, процесс учения должен моделировать процесс продуктивного мышления, центральным звеном которого является возможность открытия, возможность творчества обучающихся.
Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.
2. В основе создания проблемной ситуации лежат следующие положения современной психологии:
- процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;
- проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;
- условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы;
- закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают.
При проблемном обучении учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода. Если при традиционном обучении излагаются теоретические положения в готовом виде, то проблемное обучение подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.
Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение, обобщение, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).
Ситуации, которые носят проблемный характер, условно можно разделить на несколько типов, которые чаще всего встречаются: ситуация неожиданности, ситуация конфликта, ситуация предположения, ситуация опровержения, ситуация несоответствия, ситуация не определение .
1. Ситуация неожиданности. Такая ситуация создается при ознакомлении учащихся с фактами или идеями, которые вызывают непонимание, которые представляются парадоксальными, поражающие своей неожиданностью. Как правило, такие ситуации используются на первых занятиях, во время ознакомления с новым материалом, который носит проблемный характер.
2. Ситуация конфликта. Подобная ситуация возникает при противоречии новых фактов и выводов с общепринятыми в науке теориями и представлениями.
3. Ситуация предположения. Как правило, такие ситуации возникают при рассмотрении сложных теоретических вопросов. В таких ситуациях, с одной стороны, у учащихся наблюдается недостаток теоретических знаний, а с другой стороны – множество фактического и цифрового материала.
4. Ситуация опровержения. В данных ситуациях учащимся предлагается доказать несостоятельность какой-либо идеи, решения, обнаружив ошибки и наглядно показав антинаучный подход.
5. Ситуация несоответствия. Возникает тогда, когда понятие и опыт, который имеют учащиеся вступают в противоречие с научными данными.
6. Ситуация неопределения. Такая ситуация возникает в том случае, когда в проблемном задании (задаче) заведомо не хватает данных для получения однозначного решения. Расчет в данном случае делается на сообразительность, ловкость учащихся, которые должны самостоятельно изобрести данные, что не достают.
7. Ситуация мышления. Создается в тех случаях, когда слушателям предлагается выбрать верное решение из ряда возможных и известных им и обосновать свой выбор. Чаще всего это тестовые задания, в которых выбор необходимо еще и обосновать.
Проблемная ситуация – это ситуация, для которой нет готовых средств решения. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-либо понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.
3. Выделяют четыре стадии решения проблемы:
подготовка;
созревание решения;
вдохновение;
проверка найденного решения.
Структура мыслительного процесса решения проблемы:
Мотивация (желание решить проблему).
Анализ проблемы (выделение "что дано", "что требуется найти", какие недостающие или избыточные данные, и т.д.).
4.Использование материалов учебника в технологии проблемного обучения.
№ п/п | История. Проблемный вопрос | Ответ на проблемный вопрос |
1 | Почему феодальная раздробленность на Руси до монгольского нашествия была периодом экономического и культурного подъема русских земель? | Междоусобица, заговоры, братоубийство, приглашение половцев... Все это было в период раздробленности. Но было и другое - подъем культуры, развитие хозяйства... Обособившиеся князья превращали свои города в крепости, заботились о них. На местах было проще учитывать особенности хозяйственной деятельности. «Свой» князь тщательнее и заинтересованнее следил за порядком, чем киевский наместник. |
2 | Почему русские князья выбрали подчинение Золотой Орде? | Невелик был выбор у русских князей: или пройти через унижения и признать свою зависимость от завоевателей, или погибнуть, не смирившись, или продолжать неравную борьбу, пытаясь найти себе союзников. Князья помогали ордынцам собирать дань и удерживать в повиновении население. Ордынцы использовали междоусобицы в своих целях. Русь была не готова противостоять Орде. Восстания жестоко подавлялись разорительными набегами. |
3 | Почему Русь приняла именно христианство? | Язычество мешало созданию единого восточнославянского государства. Язычество становится препятствием в установлении нормальных отношений с сильными соседями. У Руси и Византии были длительные и тесные связи. На Руси уже были христиане. |
4 | Почему в Новгороде установилась республика? | В Новгороде было сильное, богатое и властолюбивое боярство. После изгнания Всеволода Мстиславича князей стали приглашать сами новгородцы. Для Новгородской боярской республики характерны некоторые особенности общественного строя и феодальных отношений: значительный социальный и землевладельческий вес новгородского боярства, имеющего давние традиции, и его активное участие в торговой и промысловой деятельности. Основным экономическим фактором была не земля, а капитал. Это обусловило особую социальную структуру общества и необычную для средневековой Руси форму государственного правления. |
5 | Почему монголо-татары победили русские княжества | Чингисхану удалось создать хорошо организованную армию, используя опыт покоренных народов. Русские князья очень часто действовали не согласованно, не помогали друг другу. Батыю удалось разгромить русские княжества поодиночке. Монголо-татарская армия превосходили русские отряды по численности, т. к. в степи каждый мужчина был воином. |