СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Экологическое воспитание дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников. Опыт работы старшего воспитателя.

Просмотр содержимого документа
«"Экологическое воспитание дошкольников"»



















Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников

(из опыта работы)








Автор: ст. воспитатель

Пудеян Д.М.













Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников

(из опыта работы старшего воспитателя)

                 

Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы.  

Происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.  В поисках таких  средств обучения и воспитания на всех «этажах» системы российского образования сегодня обращаются к методу проектов. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения у детей, в данном случае, в области экологического воспитания.

Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Цель этих проектов - получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей в природе и с ее объектами. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.  

Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:

  • Педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем.

  • Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания.

  • Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и  потребностями.      

            Участие в проектах  помогает  детям почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправными участниками образовательного процесса.  У ребят появляется  возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе.

            Методику работы с детьми в рамках экологического проекта мы  разрабатываем  на основе  интегрированного подхода. В ходе работы над проектом с детьми ведем наблюдения, экспериментируем, рисуем, лепим, играем, знакомимся с литературными произведениями, сочиняем свои сказки и рассказы, на музыкальных занятиях слушаем музыку. Проектная деятельность в нашем детском саду,  стала частью учебного процесса. Были успешно реализованы такие проекты как: «Поможем пернатым перезимовать», «В гостях у Лесовичка», «Красная книга».

             При  работе  над проектом следует  соблюдать алгоритм организации проектной деятельности:

1. Определение темы, актуальной и интересной для всех участников проекта.

2. Мотивация деятельности и разработка плана действий. Это создание проблемной ситуации, вызывающий у детей интерес, осознание сути проблемы и составление плана действий.

3.Практическая деятельность по реализации проекта. На этом этапе идет сбор и накопление материалов.

 Хочу остановиться на проекте  «Поможем пернатым перезимовать».  

Он осуществлялся в зимнее время года. Дети получили письмо от птиц с просьбой о помощи. Проблема проекта - с наступлением холодов нашим пернатым друзьям очень трудно выжить. И дети решили помочь птицам перезимовать. А чтобы им помочь, нужно своевременно развесить кормушки. Вместе с родителями дети принялись за дело. Мы организовали настоящие «столовые» для наших пернатых друзей. Фантазии родителей и детей превзошли самих себя. Каких  только кормушек не появилось на территории детского сада. Кормушки были разнообразными. Во время проекта дети узнали, какой корм едят разные птицы. Они приносили хлеб, семечки, пшено, сало,  чтобы помочь зимующим птицам, дежурили в «столовой» - поправляли кормушки и насыпали корм. Гуляя на прогулке,  дети наблюдали за появлением птиц на нашем участке, за их поведением. Познакомились с приметами: если синичка с утра начинает пищать – ночью бывает мороз; ворона ходит по дороге – к теплу.  Была  организована выставка рисунков, фотосессия  со своей поделкой. Дети с удовольствием рассказывали, как они мастерили свои кормушки, оформили альбом со словотворчеством детей,  было организовано чтение художественной литературы, заучивание стихотворений и песен про птиц, рассматривали серии картин: «Как дети спасли птичку», играли в подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Птички в домике», «Совушка - сова», «Скачет, скачет воробей»,  сделали альбомы: «Зимующие птицы», «Перелетные птицы».  

Главный итог проекта – кормушки на нашем участке, которые помогут птицам перезимовать и гордость за то, что внесли свой посильный вклад в спасение птиц.

Необходимо помнить, что  приступая  к работе по любому проекту, важно заинтересовать ребенка проблемой. От этого во многом зависит успех проектного метода. Игра, ведущий вид деятельности дошкольника. Увлекая его естественнонаучными знаниями о природе, мы используем разнообразные игровые обучающие ситуации, подвижные игры, настольные дидактические игры, сюжетно-ролевые игры. Включение элементов сюжетно-ролевых игр в процессе формирования у детей представлений о природе создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усваивают новый матери.

 Технология проектирования становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь этот опыт развивает в нем уверенность в себе, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения.  Работу в рамках проекта необходимо проводить регулярно, ненавязчиво, поддерживая интерес детей, их любознательность, осуществляя тесный контакт всех педагогов и воспитанников, работающих по проекту, и обязательно  привлекать  к работе родителей. Работа по проектам в полном объеме не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера. Опыт показал, что большинство родителей с удовольствием оказывают помощь, и вместе с детьми увлекаются данной проблемой. В результате, работа проходит эффективнее, плодотворнее, качественнее.































Литература:


 1.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты.- СПб, ООО  «Издательство «Детство-Пресс», 2014,- 176с.- (Из опыта работы по программе «Детство»).

2. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2011.-202с.

3.Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.,Мозаика-Синтез, 2010.