Использование мнемотаблиц при обучении дошкольников грамоте.
Учитель-логопед
МДОУ «ЯСЛИ-САД № 404 Г.ДОНЕЦКА»
Габовская О.В.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и запоминание информации путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехнику разные авторы называют по-разному: Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями; Глухов В.П. – блоками – квадратами; Большева Т.В. – коллажем; Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа, Воробьева В.А. называет эту методику сенсорно-графическими схемами.
Для того чтобы ребёнок научился писать и читать требуется хорошо развитое зрительное восприятие, внимание, память, пространственная ориентировка. Если эти функции у ребёнка, сформированы недостаточно – это затрудняет запоминание образа букв, ведет к их забыванию.
Педагоги уже давно пользуются в своей работе мнемотаблицами (для
развития связной речи), они помогают значительно сократить период обучения и в то же время решают задачи направленные на:
• развитие основных психических функций – восприятия, внимания, памяти;
• развитие зрительно-пространственных функций;
• развитие связной речи.
Мнемотаблицы при обучении детей грамоте позволяют:
*Знакомить детей с образом буквы (из каких элементов она состоит, количество этих элементов, пространственное расположение этих элементов);
*Формировать знания об акустических признаках звуков (гласный-согласный, звонкий-глухой, мягкий-твёрдый);
*сравнивать звуки (в таблице наглядно видно, чем один звук отличается от другого).
Составляем мнемотаблицы
Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям
интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать идеи для рисунка.
Например, простые таблицы на гласные звуки и буквы.
Буква | Цветовое обозначение звука | Зрительный символ напоминающий очертания губ при произнесении звука* | Картинка на заданный звук |
*Опора на зрительный символ очертания губ очень помогает детям со слабо развитым фонематическим восприятием.
Усложненный вариант мнемотаблицы на гласный звук включающий характеристику буквы обозначающей звук.
Задачи, решаемые при работе с таблицей
Познакомить (или закрепить) с образом буквы;
Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение;
Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый);
Формировать фонематические представления;
Развивать зрительное внимание и память;
Развитие зрительно-пространственных представлений;
Развитие графо-моторных навыков;
Развитие логического мышления;
Развитие связной речи;
Более сложные таблицы могут быть составлены для согласных звуков и
букв. Например, для звука и буквы «П»
Варианты работы с мнемотаблицей согласных (с небольшими изменениями можно применять и в работе с таблицей гласных)
I вариант. “Запомни и заполни”
Правила работы с таблицей:
Ребёнку предлагается рассмотреть таблицу и постараться её запомнить.
Одновременно педагог рассказывает, что там нарисовано и почему.
- В верхнем квадрате посередине находится буква П. Она состоит из 3-х палочек: 2-х длинных и одной короткой. Поэтому слева от буквы написана цифра 3, а справа нарисованы три палочки.
- Под буквой П нарисован зачёркнутый колокольчик, это значит, что она обозначает глухой звук ( голосок не звенит). Слева от колокольчика синий, а справа зеленый квадраты которые показывают, что буква П обозначает твердый [П] и мягкий [Пь] звуки.
- В левом нижнем углу, (под синим квадратом) находится паук, т.к. это слово начинается с твердого звука [П]. В правом нижнем углу (под зелёным кругом) нарисован пень, т.к. это слово начинается с мягкого звука [Пь]. Между пауком и пнем находится папирус, так как в нем есть звуки [П] и [Пь]
Взрослый убирает таблицу и предлагает детям самим вспомнить и заполнить эту таблицу. После того, как дети заполнили таблицу, им предлагается рассказать, как они вспомнили то, что там было нарисовано.
II вариант “Найди ошибку”
Правила работы с таблицей:
Детям предлагается рассмотреть заполненную таблицу и найти в ней ошибку. Дети объясняют, что нарисован колокольчик, который не зачёркнут – это не верно, т.к. звуки [пь], [п] глухой (голосок не звенит).
III вариант “Подбери букву”
Правила работы с таблицей:
Детям предоставляется заполненная таблица, только без буквы, им предлагается подумать, догадаться и объяснить, какая это буква может быть.
IV вариант “Заполни сам”
Правила работы с таблицей:
После того, как дети познакомились с 1-3вариантами работы по таблицам, им предлагается самим попробовать заполнить таблицу и объяснить, как они это сделали.
Практика показывает, что использование метода мнемотехники в обучении дошкольников грамоте активизирует познавательную деятельность детей, ведет к более глубокому осмыслению представляемой информации, а
также облегчает понимание связей и отношений в мире звуков и букв.
Используя в работе по обучению старших дошкольников данные или
аналогичные таблицы, можно достичь следующих результатов:
уменьшение количества ошибок при написании букв имеющих свойство;
зеркальности;
лучшее усвоение абстрактных понятий, таких как “буква”, “звук”, “гласный”, “согласный”, “мягкий”, “твёрдый”, “звонкий”, “глухой”;
развитие внимания, памяти, логического мышления, графо-моторных навыков;
повышение интереса к занятиям.
Список источников.
Подготовка к обучению грамоте. 6-7 лет: воспитательно-образовательная программа для детей дошкольного возраста: Методические рекомендации / Авт.-сост. Савченко М.В., Сипачева Е.В., Котова Л.Н., Бридько Г.Ф. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.
Сульина Ю.С., Малкина Ю.В Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте. ЛОГОПЕД. Ru; https://www.logoped.ru/sulus01.htm