СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование мнемотехники при разучивании движений русских народных танцев и перестроений на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование мнемотехники при разучивании движений русских народных танцев и перестроений на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

«Использование мнемотехники при разучивании движений русских народных танцев и перестроений на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста».















В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей.

В своей деятельности я опираюсь на основную образовательную программу дошкольного образования учреждения, разработанную на основе примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Коморовой, М.А. Васильевой, технологией по ритмической пластике для детей А.И. Буренина «Ритмическая мозаика»; «Прекрасный мир танца» О.Н. Калининой.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие дошкольников предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, фольклора должно быть направлено на реализацию конструктивно-модельной деятельности.

Танцевальный русский фольклор – это мир красоты, движения, звуков, световых красок, костюмов, мир волшебного искусства. Занятия танцем способствуют физическому развитию детей, формируют правильную осанку, обогащают духовно, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Русский танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей. Успех работы с детьми-дошкольниками решается не количеством упражнений, игр, танцев, а умением привить любовь к занятиям хореографией. Можно сказать, что правильно организованная двигательная деятельность способствует формированию личности ребенка. Он приобретает такие качества как самостоятельность и активность. И в этом главная цель.

Для ребенка-дошкольника характерны жизнерадостность, подвижность, доверчивость. Господствующим является процесс возбуждения, движения и реакции детей хаотичны, иррациональны. Внимание детей этого возраста отличается неустойчивостью: они легко отвлекаются, им трудно сосредотачиваться на одном и том же задании. Преобладает конкретно-образное мышление. Дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Необходимость использования мнемотехники для дошкольников на музыкальных занятиях в том, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память, которая помогает детям запоминать.

Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Использование ИКТ и мнемотехники для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.

Мнемотехника - это система правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации путем образования дополнительных ассоциаций.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги).

На музыкальных занятиях огромное время тратится на запоминание танца. Ребёнок должен выучить все танцевальные движения и запомнить все перемещения. Использование мнемосхем (статичных или интерактивных) облегчает этот процесс. Данный метод в моей работе эффективно зарекомендовал себя при разучивании танцевальных движений на занятиях. Суть заключается в следующем: на каждую смену музыкальной фразы, танцевальных движений придумывается картинка (изображение, таким образом, весь танец зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, по принципу «от простого к сложному» используя графическое изображение, воспроизводит танец целиком.

В результате с помощью карточек, схем на экране, моделей дети научаться быстро реагировать, мыслить, станут внимательнее при исполнении танцевальных перестроений под музыку.

Работа на музыкальных занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

1 этап: Рассматривание карточек, схем на экране и разбор того, что на них изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется исполнение танцевальных движений, перестроения по танцевальной площадке.

Знакомство детей с элементами мнемотехники:

  1. мнемокарточек. картинки, ассоциирующиеся с танцевальными движениями.

  2. Знакомство с рисунками танца




змейка

круг



(основные рисунки танца и какие есть переходы в танцах)

Обозначение исполнителей в танце.


Мальчик обозначается треугольником, а девочка кругом.

  1. Работа на занятиях по мнемосхемах:

Вот так выглядят мнемосхемы, по которым мы работаем с детьми




Заключение

С помощью мнемосхем дети научились быстро реагировать, мыслить, стали внимательней. Благодаря мнемосхемам можно поставить простейший русский народный танец на любом празднике. Используя третий уровень сложности можно подбирать к танцам свои схемы. Я считаю, что эта технология очень актуальна, полезна, проста, удобна в работе, не только для педагога хореографа, но и для всех педагогов ДОУ.

Таким образом, использование методов мнемотехники на музыкальных занятиях хи:

 • облегчает запоминание и увеличивает объем памяти;

• сокращает время выучивания танцевальных композиций;

 • позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

 • развивает творческое познание детей.