СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.

Просмотр содержимого документа
««Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся»»

«Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся»

Наш век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» введено новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Если раньше при подготовке к уроку нам приходилось готовить массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения, то сейчас – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске и любой интересующий и нужный материал можно найти в интернете.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
      Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.


Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
1.      активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
2.      достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
3.      развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;
4.      повышению активности и инициативности младших школьников на уроке, формирование информационно- коммуникационной компетенции;
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. 
  "Презентация” - переводится с английского как "представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. 


Использование презентаций позволяет проводить уроки: 
•    на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка) 
•    обеспечивает наглядность; 
•    привлекает большое количество дидактического материала; 
•    повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза; 
•    обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания). 


  Использования презентаций в начальных классах на различных уроках.
1. Математика.
На уроках математики с помощью слайдов, может осуществляться демонстрация примеров, задач на доске, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка.
Начиная с первого класса, ребята должны научиться понимать задачу, поэтому учителю приходится рисовать иллюстрации, чертежи и рисунки к задаче, а это отнимает драгоценные учебные минуты, да и учителю приходится долго готовиться, чтобы сделать рисунок, а здесь достаточно щелчка мышки.

Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах.
И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.
Обучение грамоте
Первые дни ребёнка в школе являются самыми трудными. Игра необходима для сохранения преемственности между детским садом и школой, и для снижения психических и физических перегрузок. С помощью презентаций открываются большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности на уроках обучения грамоте.
Они кроются в картинности текстового и иллюстрированного материала и дают толчок детской фантазии, работе творческого воображения. Необходимо отметить, что огромная роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова.
Русский язык 
Наверное, многие согласятся, что большинство детей считают уроки русского языка скучными и неинтересными. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз. Как же заинтересовать учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов? Всегда можно отыскать что-то интересное, увлекательное и занимательное в русском языке (словообразование, правописание шипящих, лексика и т.д.).
Многие учителя, работающие в начальных классах, сталкивается с проблемой запоминания слов с безударными гласными, непроверяемыми ударением. Я применяла разнообразные дидактические приёмы: интересные рисунки, грамматические сказки, но хотелось найти такие приёмы, чтобы самые слабые ученики испытывали удовольствие от работы с этими словами. И здесь приходит на помощь презентация.
Очень удобно использовать презентации при работе над сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей. Да и не всегда в школе найдётся картина, которая необходима по программе, поэтому мультимедиа очень удобна.

Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки - всё становится интересным, если использовать эти современные методы.
     Презентацию также можно использовать на уроках изобразительного искусства и технологии: портреты художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка и т.д. Образцы изделий и этапы работы по проектной деятельности на уроках технологии и т.д.
  Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала.

     В начальной школе я использую презентации на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении  внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях: 
•    повышает качество знаний 
•    продвигает ребенка в общем развитии 
•    при помощи яркого наглядного материала, легко воспринимать даже самый трудный материал

•    вносит радость в жизнь ребенка 
•    анализировать сопоставлять события, действия, строить свои личные предположения и догадки на основе полученных знаний 
•    создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе. 


Что дают такие уроки учителю?

- более ярко образно проводить каждый урок, шире раскрыть каждую даже самую сложную тему.

- Использовать разнообразную наглядность (рисунки, фотографии, картины, схемы, тесты и тексты, музыку), которую трудоёмко использовать обычным путём.

- Повысить качество обучения за счёт живого интереса ребёнка к предмету.

Подготовить учащихся начального звена к переходу в среднюю школу, на практике используя свои знания и умения.

Вывод.

      Анализ таких занятий  с применением презентаций показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. 
       Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности.

       Компьютеры и информационные технологии вообще – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям.

При создании презентаций для учеников начальных классов следует помнить, что нельзя злоупотреблять компьютерными технологиями и не забывать, о здоровье детей.

ИТО не подменяют педагога и не замещают его основных функций, а опредмечивают и усиливают отдельные приемы и компоненты его деятельности, перераспределяют отдельные функции учителя между учащимся и компьютером, оптимизируют профессионально-педагогическую деятельность.
      Использование возможностей программы MS Power Point  для создания презентаций открывает большие перспективы  для :
       - повышения эмоциональности урока, повышения интереса учащихся к учению, воспитания потребности приобретать новые знания;  
       - создания доброжелательной атмосферы на уроке, активного творческого труда;
       - смены форм деятельности, учета психолого-педагогических особенностей младших школьников;
       - стимулирования познавательного мышления учеников;
       - наглядных методов обучения, использование игровых моментов в обучении.