«Использование музейной педагогики в познавательном направлении воспитания»
Бажуткина Л.А.,
воспитатель дошкольной группы,
МАОУ «Лабазинская СОШ»
Что означает слово «музей»?
Заглянем в «Энциклопедический словарь» (М.: Советская энциклопедия, 1979.).
Музей - от греч. «museion» - храм муз; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.
Не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в некоторых детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие.
Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.
Термин «музейная педагогика» впервые употребил в своей книге «Музей-образование» немецкий ученый Г. Фройденталь, занимавшийся проблемами взаимодействия музея и образования.
Он сформулировал совокупность требований к проведению занятий-экскурсий в музее:
- каждое посещение музея должно иметь определенную цель;
- необходима предварительная подготовка детей перед посещением музея;
- при отборе экспонатов музея, требуется учитывать возраст и интересы детей;
- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей – рисунок, сочинение рассказа и пр.
Реализация принципов музейной педагогики при использовании мини-музеев в ДОУ способствует решению следующих задач:
-учить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
-формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности и иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
-формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;
-формировать устойчивую потребность в общении с памятником, с музеем и соответствующие навыки;
-развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
-вызывать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
-развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Цели мини-музея :
1.Реализация направления «Музейная педагогика».
2.Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
3.Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
4.Формирование у дошкольников представлений о музее.
5.Расширение кругозора дошкольников.
6.Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
7.Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
8.Развитие творческого и логического мышления и воображения.
9.Формирование активной жизненной позиции.
Презентация
« Образцы музейных коллекций»
Мини-музей
«Патриотического воспитания»
Мини-музей
«Русская изба»
Мини-музей
«Народные промыслы»
Музейная коллекция
«Народы России»
Мини-музей
«Желтых предметов»
Музейная коллекция
«Значков»
Музейная коллекция
«Города»
Спасибо за внимание!