Использование нетрадиционного оборудования, при обучении плавания и играм в воде детей дошкольного возраста.
Зайцева Татьяна Николаевна, инструктор по
физической культуре
Раздел : Работа с дошкольниками
ВВЕДЕНИЕ
Формирование здорового поколения - одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно – правовых документов: Законами РФ «Об образовании», Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка», «Федеральные государственные требования» и др.
С вступлением стандартов нового поколения поменялась и концепция дошкольного образования. На первое место вывели физическое здоровье ребенка и его психологическое благополучие. Появилась потребность в здоровом образе жизни, а где его начинать формировать, как не в детском саду.
И одно из главных задач дошкольного учреждения стала: формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков, используя все средства физического воспитания.
Значительные перемены в жизни нашего общества повлекли за собой большие изменения в сфере общественной жизни, в ценностных установках. Возрастание ценности жизни, здоровья, активного долголетия и реализация человеческой индивидуальности все чаще рассматриваются как критерии социального прогресса общества.
Формирование здоровья ребенка, полноценное развития его организма одна из основных проблем современного общества. Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Для решения этой задачи необходимо еще с самых юных лет формировать здоровый образ жизни, используя все средства физического воспитания, формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки.
Педагогический процесс, направленный на физкультурное образование дошкольников, проживающих в жестких климатогеографических условиях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеет свои региональные особенности. Крайний Север с его многообразием экстремальных факторов, таких как: природно-климатические, социальные условия, ультрафиолетовое «голодание», изменяющиеся биологические ритмы предъявляет организму человека высокие требования.
Актуальность: Следствием резкого изменения природно–климатических условий являются неблагоприятные изменения в функционировании, прежде всего, центральной нервной системы, а затем всех систем организма. Заболевания, связанные с длительным проживанием человека на севере, являются отражением эффекта накопления воздействия экологических условий на организм. Функционирование детского организма осложняется авитаминозами, особенно отчетливо, проявляющимися в весеннее время. Низкие температуры воздуха ограничивают возможность двигательной деятельности, столь необходимой для нормального функционирования и развития детского организма. Кроме того, в районах Севера наблюдается сезонная неравномерность поступления ультрафиолетовой энергии в солнечном спектре. С учетом вышеуказанных климатических особенностей в Учреждении был разработан гибкий режим дня, во все части которого интегрирована физкультурно-оздоровительная работа. Дополнительно к физкультурным занятиям в нашем саду включаются занятия по плаванию, которые способствуют оздоровлению, укреплению организма, физическому развитию и закаливанию детей.
Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде – воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает оздоровительное действие на организм ребенка, волны оказывают, своеобразный массажный эффект.
В нашем регионе очень много рек, озер и различных водоемов, но вода в них холодная и не позволяет взрослым и детям купаться и тем самым закалять свой организм. Одно из важнейших значений массового обучения плаванию детей дошкольного возраста – это залог безопасности на воде, осознанного безопасного поведения, а значит уменьшение несчастных случаев, потому что именно большой процент погибших на воде- это дети. И для взрослых очень важно и социально значимо сохранить эти маленькие жизни, сохранить будущих преобразователей нашей страны. Только взрослые в ответе за своевременное обучение плаванию детей.
Плавание является уникальным видом физических упражнений, превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Это одна из эффективнейших форм закаливания и профилактика многих заболеваний. Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для формирования личности. А также приобщают детей к спортивному плаванию и другим видам спорта, ориентируют на выбор профессии, хобби.
Ведь умение плавать приобретенное в детстве сохраняется на всю жизнь. И от того насколько будет эффективней процесс обучения, зависит сознательное отношение подрастающего поколения к себе, к своему здоровью. Обеспечение начального обучения плаванию представляет одну из самых важных и благородных целей в области физического воспитания, особенно среди подрастающего поколения.
При систематическом купании, плавании сосудистая система человека приобретает свойство быстро приспосабливаться к изменениям температуры. Человек привыкает длительно находиться в среде с низкой температуры. Температура кожи и тела в воде снижается меньше, быстрее восстанавливается после купания. Возникает стойкое приспособление к холоду.1
Используя мною авторские программы по обучению плавания детей дошкольного возраста под редакциями Т.И. Осокина «Как научить детей плавать» М1985; А.А. Чеменева «Система обучения плаванию детей в дошкольный возраст» СП2011г; М.В.Рыбак «Занятие в бассейне с дошкольниками» М2011. Позволяет не только познакомиться с техникой спортивных способов плавания (кроль, брасс, кроль на спине.), умение преодолевать водобоязнь, но и правило поведения в воде, ориентироваться под водой, нырять.
Цель: заинтересовать детей на занятиях по плаванию.
Задачи:
Оздоровительные задачи:
Укрепить здоровье ребенка.
Повышать работоспособность организма, приобщать ребенка к здоровому образу жизни.
Образовательные задачи:
Формировать двигательные умения и навыки.
Формировать знание о видах и способах плавания и собственном теле.
Воспитательные задачи:
Воспитывать двигательную культуру.
Воспитывать нравственно волевые качества: смелость, настойчивость, чувство собственного достоинства, уверенность в себе.
Большинство современных дошкольных учреждений оснащены бассейнами, но не все имеют хорошую материальную базу. Исходя, из этого стало уделяться большое внимание нетрадиционному оборудованию, я предлагаю расширить предметно-пространственную сферу подручными средствами. Нетрадиционное оборудование развивает фантазию детей, поднимает настояние. Воспитанники с радостью принимаются за все новое и необычное. Применение нетрадиционного оборудования и пособий вносит разнообразие в подвижные игры и физкультурные занятия, позволяет шире использовать различные упражнения2.
Конечно, к нестандартному оборудованию предъявляются определённые санитарно-гигиенические требования. Нестандартное оборудование должно быть: безопасным, максимально эффективным, удобным к применению, компактным, универсальным, технологичным и простым в изготовлении, эстетическим.
Одно из безопасных и простых в применении средств нестандартного оборудования, которыми оснащены почти все детские сады- это шарики из сухого бассейна. Мы берем из сухого бассейна шарики, они всегда яркого цвета, привлекают внимание детей и очень просты в применение (см. приложение 1).
Упражнения с шариками:
Обучение перемещению по дну бассейна. (руки за спиной, толкаем шарик животом (усложнив – толкаем подбородком или носом).
Выдохи на поверхности воды. (шарик лежит на поверхности воды, выдыхаем на шарик тем самым смещаем его к другому борту бассейна).
Собрать шарики и рассортировать их по цвету.
Кто больше соберёт шариков.
Привязав шарик к гимнастической палки- получаем удочку и играем в игры «Оса», « Рыбак и караси» и тд.
Сед на бортике шарик на ногах, работа ног кролем (чтоб шарик не упал с ног).
Обучение гребковых движений рук кролем (шарик на вытянутой руке впереди, гребковое движение).
Общеразвивающие упражнения на суши.
В парах «Кто кого передует» (как на суши, так и в воде).
И так далее.
У каждого дама лежат игрушки из «Киндер сюрпризов», берем эти игрушки. Проверяем их на безопасность, они должны быть без острых углов и желательно цельные. Игрушки делим на три группы: плавающие, тонущие, и меняющие плавучесть (медленно тонущие) (см. приложение 2).
Упражнения: 1. На суши профилактика плоскостопия: поднимаем игрушку ногой зажав её пальцами ступни.
2. То же можно проводить в воде.
3. Найти игрушку по сказки или мультфильму (например, «Маша и медведь», «Фиксики», «Тачки»).
4. Кто больше соберёт игрушек.
5. Кто больше за один нырок достанет игрушек со дна бассейна.
6. Делятся на две команды, руками (ногами) создают волну и на чьей стороне окажется больше игрушек, тот проиграл.
7. Обучении открыванию глаз под водой (в парах у каждого несколько игрушек, один под водой показывает игрушку второй должен увидеть, что за игрушка, потом меняются).
8. Поймать игрушку пока она не утонула, не коснулась дна.
Еще одно нетрадиционное оборудование для бассейна- это пазлы. Я использую мягкий пазл с геометрическими фигурами. Они развивают воображение, математический склад ума, учат быстро принимать решение.
Упражнения: 1. Собрать только большие пазлы.
2. Найти определенную геометрическую фигуру (круг, треугольник, квадрат и тд.).
3. Собрать по шаблону (красный, синий, желтый, зеленый, красный, и тд).
4. Найти большую пазлу с определенной геометрической фигурой.
5.Рассортировать по цвету.
И одно из самых любимых игрушек нетрадиционного оборудование – это камешки для ваз. Они очень яркие, имеют различную форму и размер.
Упражнения: 1. Выдохи- сдуть камешек с бортика (камешек тяжелее шариков и усилия чтоб сдуть требуется больше).
2. Бросаем камешек и поймать в воде, пока не утонул.
3. Обучение открывать глаза под водой и ориентироваться (в парах: показываем камешки в ладошки- партнер должен увидеть количество, можно какого цвета).
4. достать камешек ногами, зажав его пальцами стопы.
5. Ходьба по камешкам (по дну бассейна или на суши).
6.Обучение нырянию (собрать камешки со дна бассейна, по одному или как можно больше за один нырок).
Выводы: применение нетрадиционного оборудования на занятиях по плаванию позволяет расширить диапазон упражнений и подвижных игр, сделать занятие еще более интересным и необычным.
Ребята любят сами предлагать варианты различных игр с добавлением нетрадиционного оборудования, тем самым развивают фантазию, нестандартное мышление, ищут выходы из различных ситуаций, возбуждают интерес других детей перенося игры домой в ванну и обучая играм родителей. Когда дети приезжают на море отдыхать с родителями они не просто загорают, а играют в игры с подручными материалами привлекая в свою игру других детей и взрослых.
Уважаемые коллеги не бойтесь использовать нестандартное оборудование подойдите к этому вопросу с фантазией и вспомните, что бы сделал ребёнок, увидев ту или иную вещь.
Список используемой литературы:
Т.И. Осокина «Как научить детей плавать» пособие для воспитателей детского сада М;1985
https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/fizkultura/ispolzovanie-netradicionnogo-oborudovaniya-v-detskom-sadu-617701
А.А. Чеменева, Т.В. Столмакова «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста» -СПб.: 2011.-336с.
М.В.Рыбак «Занятия в басейна с дошкольниками» -М.:2012.-96с.
Обучение плаванию и акваэробике в группах оздоровительной направленности ДОУ/под рер. Н.В.Микляевой.-М.: 2012.-104с.
http://www.maam.ru/detskijsad/nestandartnoe-oborudovanie-dlja-baseina.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/09/28/prezentatsiya-nestandartnoe-oborudovanie-dlya-zanyatiy
1 Т.И. Осокина «Как научить детей плавать» пособие для воспитателей детского сада М;1985
2 https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/fizkultura/ispolzovanie-netradicionnogo-oborudovaniya-v-detskom-sadu-617701