Уроки бурятского языка и литературы носят системно-деятельностный характер, что способствует усилению практической направленности, развитию умения учащихся выражать свои мысли в устной и письменной форме. На уроке использую активные виды деятельности: слушание детьми образцовой речи с многократным повторением, озвучивание небольших текстов (сказок, рассказов) в сопровождении музыкальных произведений, их воспроизведение, заучивание наизусть, пение, элементы народных игр.
Формирование положительной мотивации – важнейшее условие повышения качества образования. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используем образовательные технологии: информационно – коммуникационную, проектную, развивающего обучения, здоровьесберегающие, проблемного обучения, игровые, кейс – технологию, технологию педагогических мастерских.
Применение ИКТ на различных этапах урока позволяет мне оптимизировать образовательный процесс, эффективно использовать время. При объяснении нового материала для наглядности использую компьютерные презентации, видеоклипы, отрывки из мультипликационных и короткометражных художественных фильмов, электронный учебник бурятского языка, электронные приложения в УМК. На этапе закрепления лексики, а так же при обобщении и повторении – интерактивные задания, при контроле – интерактивные тесты, при защите проектов –компьютерные презентации.
Использование информационно-коммуникационных технологий и мультимедийных средств позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить мотивацию к изучению бурятского языка, создают дополнительные условия для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков учащихся. Использование данной технологии помогает осуществить переход от репродуктивных норм к самостоятельным, творческим видам работы.
Метод проектов считаю одним из ведущих при формировании речевых компетенций учащихся, умению использовать бурятский язык, ка инструмент межкультурного общения и взаимодействия. Поэтому одной из главных считаю задачу по формированию у учащихся навыков проектной деятельности. Эпиграфом к проектному обучению может служить следующая китайская пословица:
«Скажи мне – и я не забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня и я научусь».
При использовании проектной технологии чаще применяется групповой метод работы. Работая в группах, ученики включены в активный диалог культур, используют приобретённые знания и умения в новых нестандартных ситуациях. Применение проектной технологии способствует: повышению личной уверенности учащихся, развивает «командный дух», развивает коммуникабельность и умение сотрудничать, обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы, развивает у учащихся исследовательские умения. Презентация проектной деятельности возможна в разных вариантах. Это зависит от темы, цели и количества участников. Демонстрация результатов может быть индивидуальной в виде рассказа, стихотворения, газеты, электронной презентации, реферата, а может быть групповой, например, концерт для родителей, праздник для учащихся.
В период выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и коммуникативные навыки. Учащиеся учатся работать со словарями, справочной литературой, составляют сообщения, продумывают способ презентации и, конечно же, учатся оформлять свои работы. Проектная деятельность в начальной школе готовит учащихся к более сложной исследовательской работе в среднем и старшем звене. Метод проектов изменяет отношение ребёнка к компьютеру: из игрового объекта компьютер превращается в источник информации и один из способов презентации материала. Таким образом, проектная методика не только даёт возможность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, даёт возможность развития коллективного творчества и индивидуальных способностей учащихся.
Работа над проектом состоит из следующих этапов:
Определение темы.
Определение конечного результата.
Обсуждение и составление плана проекта.
Сбор информации.
Отработка информации.
Оформление проекта.
Презентация проекта.
Оценка проекта.
Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого ребёнка в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. Применяя игровую технологию, можно решить какую-либо одну задачу (совершенствовать грамматические, лексические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание и творческие способности учащихся.
По мнению психологов (А.А.Леонтьев) мотивация создаваемая игрой, т.е. игровая мотивация, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической. Игра, как говорил Л.С.Выготский, ведёт за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой её природе, ибо ига – это всегда эмоции, где эмоции, там и активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Таким образом, игра – это:
1) деятельность;
2) мотивированность;
3) индивидуализированная деятельность, личная;
4) обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;
5) развитие психических функций и способностей;
6) « учение с увлечением».
Урок должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Любой серьёзный, большой по объёму материал можно преподнести в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Тогда урок становится живым, а общение искренним.
Кейс – технология
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.
Здоровьесберегающие технологии
Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Технология проблемного обучения
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Для дифференцированного процесса обучения применяю программу «Прометей» - интерактивная система обучения, предназначенная для организации тестирования и голосования. Это мобильный комплект, который значительно экономит время учителя, а также позволяет мгновенно налаживать обратную связь с классом, проверить знания учеников, а кроме того удерживать их внимание в течение всего занятия, реализовывать игровые формы работы, и даже легко и быстро проверять у них домашнее задание.
Использование данных технологий формирует и развивает учебно-познавательные компетенции, усиливает мотивации к изучению предмета. У обучающихся повышается уровень обученности, развиваются коммуникативные способности.