СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование образовательных и здоровьесберегающих технологий

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе описаны образовательные технологии с обоснованием их выбора

Просмотр содержимого документа
«Использование образовательных и здоровьесберегающих технологий»

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ С ОБОСНОВАНИЕМ ИХ ВЫБОРА

В своей преподавательской деятельности использую элементы личностно ориентированных, здоровьесберегающих технологий.

Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Такое обучение ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности. Цель данного обучения - создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей (отсюда происходит и название технологии). «Хороший» ученик в данной педагогической технологии понимается как

инициативный, творческий деятель, способный принимать самостоятельные и ответственные решения, делать выбор, на правах партнера сотрудничать с другими детьми и с учителем. Проблема индивидуализации обучения выступает в личностно ориентированной технологии на первый план, потому что невозможно представить подлинную творческую инициативу, самостоятельность, личностную самореализацию, проявляющуюся по заранее заданному алгоритму, безо всякой индивидуальной выразительности. Личностно ориентированный урок - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы для проявления познавательной активности учеников, а постоянное обращение к опыту их собственной жизнедеятельности. Основной замысел личностно ориентированного урока

состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание. Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений по различным областям знаний, и перевести этот опыт на научно-значимые образы. Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие знания по данному материалу уже накоплены учениками (как результат их предшествующего обучения у других учителей и собственной жизнедеятельности).

Задачи учителя при проведении личностно ориентированного урока:

Стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

Оценивать деятельность учеников не только по конечному результату, но и по процессу его достижения (форма обсуждения версий учеников по изучаемому материалу не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций «правильно - неправильно»).

Выявлять и обобщать все версии учеников, а затем выделить и поддержать те из них, которые наиболее соответствуют теме урока, цели, задачам, научному содержанию того или иного предмета.

Способствовать эффективному накоплению каждым ребенком своего личностного опыта. 17

Предлагать на выбор различные учебные задания, поощрять учащихся к самостоятельному поиску путей решения этих заданий.

Использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся.

Создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

Стремиться выявлять реальные интересы учащихся и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала.

Вести индивидуальную работу с каждым ребенком.

Помогать учащимся самостоятельно планировать свою деятельность.

Поощрять учащихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

Учить детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение.

Побуждать учащихся обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения.

Создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в

способах работы; предоставлять возможности для естественного самовыражения ученика.

Критерии эффективности проведения личностно ориентированного урока:

-использование проблемных творческих заданий;

-применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и

форму работы;

-создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока;

-сообщение в начале урока не только темы, но и предполагаемого порядка организации учебной деятельности;

18

-оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа

ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ рассуждений использовал, почему и в чем ошибся;

-оценка определяется по ряду параметров: по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье обучающихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

Задача здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, сформировать культуру здоровья.

Встреча ребенка со школой происходит в возрасте, рецептивном к педагогическому воздействию и, следовательно, к формированию жизненно важных мотивов, в том числе мотивов здоровья. Сейчас для ведения здорового образа жизни человеку надо прилагать определенные

интеллектуально-волевые усилия, поскольку реальные условия жизни сейчас таковы, что естественным образом здоровый образ жизни не складывается. Интеллектуально-волевые усилия для организации и ведения здорового образа жизни будут прилагаться только тем человеком, у которого воспитано

ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих. Медицина здесь помочь не может, поскольку эта задача целиком педагогическая. Таким образом, школа на сегодняшний день располагает наиболее доступным в

России способом оздоровления человека, и средство это - воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

В связи с этим на уроках русского языка и литературы ищу наиболее оптимальные пути предъявления информации и ее усвоения. Используемые элементы педагогических технологий: технологий дифференцированного, проблемного обучения, эффективной речевой деятельности - создают

19

благоприятный психологический микроклимат, условия для самовыражения учащихся, способствуют развитию социальных и коммуникативных умений, располагают учащихся к самостоятельному поиску, приобретению навыков решения жизненных задач, в том числе задач сохранения и укрепления здоровья.




п/п

Название технологии

Примеры работы (типы уроков, фрагменты, виды работы и т.д.)

Имеющийся или прогнозируемый результат

1

Здоровьесберегающая

Проведение уроков в соответствии с «Индивидуальной программой по русскому языку в рамках здоровьесберегающего обучения»

Урок в рамках расписания рабочего дня, учитывая уровень работоспособности

Зарядки различных типов

Повышенная работоспособность. Повышение уровня компетенций по русскому языку, мотивированное обучение предмету, положительный эмоциональный настрой на предмет

2

Исследование

Каждый урок объяснения нового материала становится уроком-исследованием

Исследование можно проводить как коллективно, так в группах или в парах

Обучающиеся лучше воспринимают материал, сделав теоретические выводы на основе проанализированных ими заданий, нежели просто прослушают объяснение с примерами

3

Проект

Итоговые уроки, обобщающие уроки, интегрированные уроки

Работа над проектом заставляет еще раз проанализировать теоретическую и практическую информацию по теме, что способствует лучшему повторению и закреплению материала

4

Развитие критического мышления

На уроках изучения нового материала учащиеся учатся ставить проблему, цели, анализировать информацию, делать выводы, находя «зерно» истины в работе своей или другой группы, проводят самоанализ, учатся презентовать свой «продукт», вести дискуссию

Самостоятельное получение знаний под наблюдением учителя-наставника, направляющего обучающихся вопросом, взглядом, указанием косвенным и т.д.

5

Составление схем и таблиц

Уроки знакомства с новым материалом

Обучение анализу и синтезу, развитие навыка вычленения главного во многом, нахождения примеров и исключений из правил

6

ИКТ

Многообразие форм работы в рамках данной технологии представлено мною в статье «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»

Урок любого типа становится ярче, более наполненным по организации работы, появляется возможность опросить большее количество обучающихся

7

Зачет

Пример урока-зачета представлен в работе «Мультимедийный урок-зачет по теме «Имя прилагательное» 5 класс

Обучающиеся, выполняя задания, учатся самопроверке, взаимопроверке, балльной оценке своей работы, самооценке, самоанализу

8

Блочное обучение

Применяю при изучении больших сложных тем в классах с различным уровнем подготовки и мотивации.

Примером служат урок «Склонение числительных» в 6 классе и «Знаки препинания в ССП» в 9 классе.

Данная система дает возможность менять кол-во часов на уроки-лекции, уроки-практикумы, уроки-обобщения, зачеты, анализ ошибок и т.д., что способствует наилучшему восприятию материала, формированию компетенций.

9

Опережающее обучение

Любой материал в каждом классе даю в более сложном виде, вводя термины, понятия, практические задания с опережением

Дети с высокой мотивацией к обучению усваивают материал на творческом уровне, учитывая более сложный уровень, что дает возможность повторения темы на следующих этапах обучения или при подготовке к ГИА

10

Игровое обучение

Уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-путешествия, элементы игры при выполнении упражнений учебника или дополнительных заданий


Игра образовательная вносит эмоциональную разрядку в течение урока, дает возможность проявить творческие или аналитические способности на уроке