Тема: Использование презентации при моделировании занятия в детском объединении дополнительного образования
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Информационные технологии эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если педагог мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала. Все определяется личностью преподавателя и его мотивами, а не видом и количеством техники. Необходимо создание особых условий, чтобы преподаватель захотел и смог применить (или получить) компьютерные знания для своей педагогической деятельности.
Умелый педагог может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причем, презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе урока или на любом типе урока, будь то: изучение нового материала, тренировка и закрепление, применение знаний на практике, зачет или контроль и др. Презентация дает возможность преподавателю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
Использование компьютерных презентаций в учебном процессе сопровождается рядом сдерживающих объективных и субъективных факторов: отсутствие готовых учебных презентаций, ориентированных на конкретные предметы, недостаточно высокая информационная подготовка преподавателей-предметников, не позволяющая им самостоятельно разработать или адаптировать презентацию к своим лекционным или практическим занятиям. Основной проблемой в использовании компьютерных программ для преподавателя является неадекватность программ по отношению к «своему» учебнику и трудность их адаптации к конкретным методикам, ученикам, урокам. Преподавателю приходится подстраиваться под компьютерную программу, а не наоборот. Следует, однако, подчеркнуть важный объективный фактор для широкого внедрения компьютерных презентаций в учебный процесс, а именно: наличие программного средства, позволяющего непрофессионалам в области информатики быстро и просто создавать серию насыщенных информацией слайдов, оформленных в единый слайд-фильм с мультимедийными эффектами. Таким программным средством является Microsoft PowerPoint .
Эффективность всегда предполагает выполнение поставленных целей. Можно выделить четыре основные цели презентации:
сообщить информацию;
увлечь;
научить;
создать мотивацию.
Сообщить информацию - это значит дать аудитории ключевую информацию или знания.
Увлечь - значит создать у аудитории позитивный опыт или перевести их в позитивное состояние.
Научить - означает связать знания или информацию с опытом и поведением, которые необходимы, чтобы перевести знания или информацию в действие.
Создать мотивацию - значит обеспечить контекст или стимул, которые придавали бы такой смысл знаниям, опыту или поведению, чтобы аудитория захотела действовать. Разумеется, большинство презентаций преследуют сразу несколько целей из этого списка или даже все.
В рамках учебного процесса можно выделить следующие основные цели проведения презентации:
освоение нового материала;
закрепление изученного материала;
контроль знаний.
Помимо познавательно-эмоциональных методов стимулирования и мотивации учащихся презентация позволяет успешно добавлять волевые (рефлексия поведения) и социальные (создание ситуации сотрудничества). Презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать. Способствование формированию ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект:
воспитание научного мировоззрения;
воспитание умения четко организовать самостоятельную и групповую работу;
воспитание чувства товарищества, взаимопомощи
Методика использования компьютерных презентаций на учебных занятиях предполагает:
совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
усиление мотивации обучения;
улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру и уровень готовности учащихся к трудовой деятельности в современном обществе;
повышение уровня подготовки учащихся и преподавателей в области современных информационных технологий;
демонстрацию возможностей компьютера (анимационные эффекты и видеоклипы, звуковое сопровождение и музыка, графика, созданная на ЭВМ и т. д.).
Фрагмент занятия «Внимание, Дорога!»
Возраст: 6-7 лет
Педагог: «Ребята, сейчас в детский сад вас водят взрослые: мамы, папы, бабушки и дедушки, но скоро вы пойдете в школу, и вам придётся ходить по улицам и самостоятельно переходить дорогу, по которой движется очень много машин. И, если не знать правил дорожного движения, можно попасть в беду»
Стихотворение -Слайд
Педагог: «Кому же необходимо соблюдать правила: водителям или пешеходам»?
Дети: «И пешеходам, и водителям»
Педагог: Отгадайте загадку:
«Не торопится, идет
По дорожке отведенной
Неширокой, но свободно
Кто же это?». (Пешеход)
Правильно, дети, когда вы выходите на улицу, вы становитесь пешеходами.
Педагог: Викторина в презентации
Вспомним: «Пешеходы и машины на дорогах движутся в двух направлениях, и чтобы не наталкиваться друг на друга, нужно придерживаться правой стороны».