Здравствуйте, уважаемые коллеги! Позвольте представиться, Валова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ СШ№2.
Тема моего доклада: «Использование приема драмогерменевтики как способа достижения познавательных УУД».
В настоящее время перед учителем начальных классов – стоит ряд проблем. Как сделать урок интересным и продуктивным одновременно? Какие приёмы воздействия на учащихся наиболее эффективны в современных условиях? Как научить школьника работать с информацией? Как на уроке обеспечить каждого ученика полноценной деловой занятостью? Как научить школьника работать в группе? Как удовлетворить возрастающую потребность общества в творческой и социально-успешной личности?
Решить эти вопросы, на наш взгляд, призван драмогерменевтический подход к обучению.
В начале XX века многие немецкие ученые внесли вклад в открытие герменевтики, как науки. Это такие ученые как: Гансом Гадамером, Фридрих Шлейермахер, Вильгельм Дильтей, М.М. Бахтиным, Ю.Д. Лотманом. Русский ученые М.М. Гальперин и В.Г. Маранцманом сделали открытие герменевтики в образовании позволяющая моделировать не только деятельность ученика, но и весь образовательный процесс в целом. Превратить знания в убеждения, ребенка – в личность, обладающую чутким сердцем – задача каждого, кто работает с детьми, но особенно учителей гуманитарного цикла.
Драмогерменевтика базируется на хорошо известных каждому педагогу методах игровой технологии и представляет собой объединение социо-игровой и герменевтической составляющих работы с текстом/информацией, является вариантом обучающего и воспитывающего совместного проживания урока всеми его участниками, включая преподавателя. Герменевтические процедуры, направленные на понимание текста/информации, объединяют элементы технологии критического мышления, направленных на активизацию мыслительной деятельности обучающихся, театральной педагогики и игровых методов обучения.
В основе драмогерменевтического подхода лежат:
Здоровьесбережение, двигательная активность. Использование социо-игровой режиссуры урока в рамках драмогерменевтического подхода позволяет реализовать на практике физиологическую потребность обучающихся в движении, активизировать мыслительную деятельность воспитанников, разнообразить способы организации их деятельности, поддерживать положительный психологический микроклимат во время учебного занятия.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей личности. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, работа в группах, взаимообучение избавляет учеников от страха перед авторитетом учителя, коллективный результат придает уверенности, воспитывает ответственность каждого за успешность группы. Лидеры группы получают организаторские навыки. Каждый урок, по сути являющийся для школьников сложным мыслительным процессом, расценивается ими как конкурс, во время которого можно реализовать себя как в плане обучения и организации, так и в плане движения/передвижения, общения и реализации творческих потребностей.
Системно-деятельностный подход. Использование драмогерменевтики на уроках дает учителю большую возможность достичь те цели, которые прописаны в современных ФГОС. Наибольшая важность этой технологии видится в том, что на уроке нет пассивно слушающих учеников. Каждый в силу своих возможностей и способностей работает над поставленной задачей. Полностью реализуются положения системно-деятельностного и личностно-ориентированного подхода в обучении. Имеется перспектива роста успешности каждого участника процесса обучения.
Драмогерменевтика - объединение социо-игровых приемов, герменевтики и педагогики.
Драмогерменевтика — это взаимосвязь трех составляющих: герменевтики, педагогики и театра (В.М.Букатов).
Драмогерменевтику можно рассматривать даже не как прием, а целое направление в педагогике. Речь идет о синтезе театрального, педагогического и герменевтического таланта педагога, когда его объяснение прочувствовано и тесно переплетается с жизненным опытом и личностным восприятием темы. Если расшифровать сам термин — то в переводе с греческого drama — "действие" и hermeneutikos — "толкование, разъяснение". То есть, получается, что драмогерменевтика — это "толкование через действие".
Как работать с приемом драмогерменевтика на уроке: пример из практики.
Полного обоснования и описания технологии пока нет. Но в целом алгоритм работы предлагается следующий:
Этап №1. Блуждание по тексту
Вариантов работы на данном этапе много, главное — попросить учеников не увлекаться идеей, композицией текста, его членением на абзацы, анализа. Нужно буквальное понимание самого сюжета, фабулы.
Если речь идет о прозаическом тексте, можно попросить пересказать сюжет своими словами. Если текст поэтический — то можно, к примеру, попросить набросать рисунок, отражающий сюжет. Если ученики не умеют или бояться рисовать — то составить схему расположения главных героев.
Приведем пример использования драмогерменевтики на уроке литературы.
Так, при изучении отрывка А. С. Пушкина Зима!.. Крестьянин, торжествуя… (Отрывок из «Евгения Онегина»).
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
- После прочтения стихотворения, дети ищут не понятные слова.
- Находят понятия слов в словаре (здесь можно провести работу в группах или в парах работа со словарем, поиск определений в интернете, потом обобщить определения)
Дети на этапе "блуждания по тексту" схематично изображали героев. Вариантов на практике получилась масса:
- крестьянин прокладывающий путь по снегу, жизнь крестьян в деревне
- мальчик рад возможности побегать по первому снегу, покататься на санках, поскользить по льду, а вот мать «грозит ему в окно» (она знает, что зимний холод очень опасен).
Этап №2. Выявление странностей и многовариативности видения
После того, как каждый ученик представил свое видение текста, детей можно объединить в группы по общности представлений. И предложить каждой группе отстоять свое мнение, обосновать — почему именно так расположены герои.
Каждое обоснование желательно подкреплять примерами из жизни, из прочитанного, из усвоенного на других уроках, увиденного по телевизору и прочее.
Так, например, ученики на этом уроке вспомнили о том, что рассказывали им на уроках окружающего мира о жизни крестьян — это сельские жители, занимающиеся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой. То есть, ученики протянули смысловую цепочку от прихода зимы к влиянию на русскую жизнь, настроение и поступки людей.
По той же схеме идет обсуждение каждого слова, предложения стихотворения. Например, в тексте есть строка: " Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь» «Чему радуется крестьян?» О ком вообще речь? Что значит обновляет путь? Кто такой крестьянин? К чему он обращается?
Следующая строка: «Его лошадка, снег почуя, - что это значит? (ответ: обоняние у животных развито лучше зрения. Именно поэтому лошадь в первую очередь чувствует аромат свежевыпавшего снега).
Далее: «Плетется рысью как-нибудь»
- Что значит плетется рысью? Кто плетется? Лошадь или крестьянин?
(неторопливый ход лошади, слегка боязливый, отвыкшей от хождения по снежному покрову).
«Бразды пушистые взрывая» Вопросы: Что такое бразды? Что значит взрывая? (усиливая описание скорого хода лошадей).
«Летит кибитка удалая» Вопросы: Что такое кибитка? Что значит летит? Почему удалая?
«Ямщик сидит на облучке, в тулупе, в красном кушаке»
Вопросы: На чем сидит ямщик? Что такое облук? Во что одет ямщик? Что такое кушак?
«Вот бегает дворовый мальчик» Вопросы: Кто бегает? Почему автор назвал мальчика дворовым? (как известно, не все крестьянские дети жили на территории деревень, некоторые находились при дворе, являясь детьми дворовых (прислуживающих) крестьян).
Таким образом, на данном этапе ученики учатся видеть нелепости, странности предъявляемой картины, образов. Учатся отсекать свои фантазии, видеть позицию автора, приходят к пониманию текста через прочувствование каждого слова.
Этап №3. Смена мизансцен
На данном этапе ученики приходят к собственному восприятию всего текста. Можно, например, предложить прочитать текст, обыграть его как в театре, сыграть сценку, изобразить в театре теней.
Возвращаясь к примеру, со стихотворением Пушкина, на этом этапе было предложено прочитать стихотворение, представив себя в роли крестьянина.
На практике данный опыт может быть востребован, так как:
- работа в малых группах является альтернативой фронтальным формам обучения и дает хорошие навыки для дальнейшей работы воспитанников над проектами;
- реализация драмогерменевтической технологии более адекватна личностно-ориентированной образовательной модели, чем информационный подход в обучении;
- система приемов, методов и форм драмогерменевтики являются средством развития интереса к учению, творческой активности и положительного эмоционального настроя школьников.
Приведем пример использования драмогерменевтики на уроке окружающего мира.
Так при изучении темы урока: «Начало истории человечества».
Этап №1. Блуждание по тексту
- Ребята сегодня у нас с вами не обычный урок. Весь урок поработаем в группах.
- Сейчас мы с вами разделимся на группы (идет деление на группы)
- Садимся по группам. У вас на партах лежат листочки. Переверните, пожалуйста. На листах дан текст.
- Ваша задача прочитать текст. Найти не понятные, сложные для вас слова (приложение 1). (дети читают текст, после прочтения ищут сложные слова)
- Сейчас нужно выйти из каждой группы по одному человеку, написать цифрой сколько в слове букв. Остальные участники ищут по тексту слова, поднимают руку и отвечают.
- Кто готов? (выходит один участник из первой группы пишет цифру 11)
(дети по тексту ищут данное слово, состоящее из 11 букв)
- Молодцы ребята, правильно нашли данное слово. (первобытные)
- Сейчас поработаем со словарем и найдем значение данного слово, что же оно обозначает.
(группы работают со словарем)
- Кто быстрее всех нашел? (зачитывает группа)
Ученик: Первобытные люди — это люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.
- У: Хорошо, молодцы! Следующая группа выходит со своим словом.
(Данная группа написала цифру 9)
У: остальные группы ищут слово, состоящее из 9 букв.
У: Вижу нашли, зачитывайте, пожалуйста.
Ученик: Археологи
У: Теперь найдите определение в словаре, что оно обозначает?
(идет работа по словарю в группах)
Ученик: Археолог – это ученый, который изучает человеческую историю по вещественным источникам.
- Молодцы! Следующая группа выходит со своим словом.
Ученик: 7 (записывает на доске число 7)
У: Хорошо, группы, что же это за слово, найдите в тексте.
Ученик: история
У: Правильно, теперь найдите в словаре, а что же оно обозначает?
Ученик: История - совокупность фактов и событий, относящихся к прошедшей жизни человечества; прошлое.
У: Правильно, молодцы!
(Далее работать ведется по тому же плану, если дети находят еще сложные для них слова)
- У: Ребята, что мы с вами делали?
Ученики: Работали с текстом, искали в нем сложные слова, затем в словаре искали их определения.
У: Правильно, ребята, мы очень хорошо поработали, а сейчас мы с вами немножко поиграем.
(данное задание дается для того, чтобы дети искали данные слова по тексту, тем самым блуждали по нему)
Этап №2. Выявление странностей и многовариативности видения
- Я вам предлагаю посмотреть на другую группу, образовать малую группу из трех человек, подняв руку вверх (учащиеся объединяются микро группами).
- Каждая группа будет писать цветовой диктант.
- Что значит цветовой диктант, я вам буду называть какой-то предмет из картинки, ваша задача его найти и закрасить тем цветом, которым я скажу.
- Я вам раздаю картинки. (Приложение 2).
- Найдите на картинке рукоятку и раскрасьте коричневым цветом.
- Группы поднимите, пожалуйста, свои картинки. (рассматривается кто правильно нашел, а кому нужна помощь)
- Найдите на картинке первобытного человека, раскрасьте у него волосы черным цветом. (дети выполняют задание)
- Найдите копье, раскрасьте серым цветом. (выполняют задание)
- Ребята, покажите, что у вас получилось. (показывают свои картинки)
- С данной игрой мы с вами очень хорошо справились.
- (Данное задание дано, для того, чтобы дети могли понять связь картинки с текстом).
- Поиграем с вами еще в одну игру, которая называется «Пойми меня».
- Сейчас я отвернусь. Вы не договариваясь между собой, нужно встать. Встанет только нужное количество людей, сколько я покажу пальцев.
- Приготовились! (4 пальца показывается сначала, два пальца показывается)
- Сейчас те, кто вставали, пересаживаются (по три человека)
- Всё, все уселись, и мы приступаем к следующему заданию.
- Я вам сейчас покажу 10 терминов на доске. Ваша задача посмотрев на слова, как можно больше слов запомнить, не записывая их.
Слова:
Первобытные
Ученые
Археологи
Земледелие
Скотоводство
Шило
Эпоха
Век
Рыболовство
игла
- Время на задание дается 1 минута.
- Приступайте к заданию (дети в течение 1 минуты запоминают слова)
- Как только время закончится, вы можете приступить к запись слов.
- Время вышло.
- Вы можете записывать слова, которые запомнили. (группы записывают слова)
- Сейчас каждая команда будет называть по одному слову, если у других команд встретилось такое слово, зачеркиваем. Но мы с вами не просто называем слова, а пытаемся его объяснить.
- Первая группа
Ученик: Ученые – это те люди, которые внесли вклад в науку.
У: Хорошо, если у других групп есть такое слово зачеркивайте.
- Следующая группа
Ученик: Рыболовство – это люди, которые занимаются ловлей рыб.
У: Молодцы, группы проверяйте есть ли у вас такое слово.
- Следующая группа
Ученик: Эпоха - длительный период времени, выделяемый по каким-нибудь характерным явлениям, событиям.
У: Правильно.
(работа продолжается с остальными словами по такому же плану)
У: Ребята, что мы с вами делали?
Ученик: Зачитывали записанные термины и пытались их объяснить
У: Возникли ли у вас трудности? (да, с некоторыми словами было трудно)
У: Но вы с вами ребята очень хорошо справились и помогли друг другу в понятие данных слов, а сейчас пришла пора разделиться на две команды. (идет деление на две команды)
Этап №3. Смена мизансцен
- Вот у нас с вами образовалось две команды.
- Каждая команда получит список терминов, уже хорошо вам знакомых, и каждый друг за другом будет писать объяснение данного слова в двух словах, что это такое.
- Возьмите, пожалуйста листочки с терминами, посмотрите на них. Если вдруг вы не знаете данное слово, вы можете пропустить и сделать другое слово. Работает до тех пор, пока не закончатся слова.
- Приступать к заданию можно (команды работают со списком терминов)
Термины слов:
Группа
Орудия
История
Век
Эпоха
Топор
Молоток
Археологи
Ученые
Первобытные
Древний мир
- Вижу команды уже заканчивают.
- Давайте, подведем итог, какую тему мы сегодня изучали?
(начало истории человечества)
- Какие задания мы выполняли? (работали с текстом, искали слова в нем. Соотносили текст с картинкой, играли в игры, давали объяснения терминам)
- Понравилось ли вам данный урок? (да)
- Чем? (было очень много интересных заданий, переходы в группы)
- Мне очень понравилось работать с вами, вы все были очень активными и внимательными. Спасибо за урок!
Плюсы данного метода в том, что каждый ученик открыл это произведение для себя с новой стороны, прочувствовал его, пропустил через призму своего видения.
Полученный опыт дает возможность предполагать, что герменевтика в рамках социо-игровой режиссуры урока, драмогерменевтический подход в обучении работе с текстовой информацией являются хорошим способом достижения познавательных УУД, соответствуют принципам системно-деятельностного и личностно-ориентированного подхода в обучении.
Практика показала, что педагогический опыт может быть воспроизведен в любом ареале. Хорошие результаты имеются как в организации урочной, так и внеурочной деятельности практически по любому учебному предмету и в любой возрастной группе, о чем свидетельствуют отзывы педагогов, размещенные на указанном ресурсе.
Использование на уроках приемов драмогерменевтической технологии дает возможность развивать исследовательские учебные действия, включая навыки работы с информацией/текстом (поиск, выделение, анализ и обобщение информации). В процессе работы у педагога есть возможность больше внимания уделять развитию всех видов памяти, умениям сравнивать, анализировать, выделять главное. Работа в малых группах помогает осуществлять на уроках системно-деятельностный подход, развивает навыки проектной деятельности, планирования речевого и неречевого поведения. Выполняя разные социальные роли в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке, они развивают свои коммуникативные компетенции, учатся осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, само- и взаимоконтроля, само - и взаимооценки.
Полученный опыт дает возможность предполагать, что герменевтика в рамках социо-игровой режиссуры урока, драмогерменевтический подход в обучении работе с текстовой информацией являются хорошим способом достижения познавательных УУД, соответствуют принципам системно-деятельностного и личностно-ориентированного подхода в обучении.
Приложение 1.
Приложение 2.