СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование проблемно – игровой технологии в развитии логико-математических способностей детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие математического и логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связ

Просмотр содержимого документа
«Использование проблемно – игровой технологии в развитии логико-математических способностей детей дошкольного возраста»

Развитие математического и логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Характерные черты 

проблемно-игровой технологии:


  • ребёнок не ограничен в поиске практических действий, экспериментировании, общении для разрешения ошибок и противоречий, проявлении радости и огорчений;

  • ребёнок самостоятельно находит способ достижения цели или осваивает его;

  • ребёнок естественно принимает помощь со стороны взрослого: частичную подсказку, участие в выполнении или уточнении действий, речевых способов оценки и т. д.;

  • взрослый создаёт мотивацию и подбирает интересные для ребёнка игры, упражнения, развивающие смекалку и сообразительность, мыслительные операции.


Проблемная ситуация

ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию мира математики. Процесс постановки и разрешения проблемной ситуации состоит из следующих этапов:

  • постановки формулирования проблемы;

  • выдвижения предположений и гипотез;

  • выбора, проверки, обоснования гипотез;

  • подведения итогов, вывод.


Для того чтобы правильно поставить и усиленно разрешить проблему,

необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка!


Деятельность педагога предполагает

  • создание проблемной ситуации,

  • формулировку проблемы,

  • управление поисковой деятельностью детей,

  • подведение итогов.


Деятельность ребенка включает:

  • «принятие» проблемной ситуации,

  • формулировку проблемы,

  • самостоятельный поиск,

  • подведение итогов.



Организовать поисковую деятельность математического содержания помогают различные приёмы решения проблемных ситуаций:

  • система вопросов, переформулирование условий задачи;

  • наводящие задачи или задачи-подсказки;

  • цепочка наводящих задач;

  • готовый вариант решения.


Структурными компонентами проблемной ситуации, которые используются при организации образовательного процесса по математическому развитию, являются:

  • проблемные вопросы

(Сколькими способами можно разрезать квадрат на 4 части);

  • занимательные вопросы

(У стола четыре угла. Сколько будет у стола углов, если один отпилить?);

  • занимательные задачи

(Сколько концов у трех палок?

А у трех с половиной?);

задачи-шутки

(На груше выросло пять яблок, а на ёлке-только два.Сколько всего яблок выросло?

ответ: ни одного, на этих деревьях яблоки не растут.)


Сначала необходимо ставить перед детьми проблему, добиваюсь её осмысления, направлять внимание детей на необходимость её решения. Затем идёт выдвижение гипотез и их проверка практическим путём, коллективное обсуждение ситуации и путей её решения.

Когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: достичь правильного решения. Дети активно участвуют в обсуждении задач, порой необдуманно выдвигают ошибочное предположение, затем постепенно начинают контролировать себя, рассуждают. Также очень активно дети решают задачи в стихах, особенно, если они сопровождаются иллюстрациями:


Применение проблемно-игровых технологий логико- математического развития дошкольников позволит:

  • сделать процесс формирования элементарных математических представлений у детей более эффективным;

  • создать условия для освоения детьми математических понятий, связей и зависимостей; для формирования вычислительных и комбинаторных навыков, знаний о способах преобразования объектов;

  • развить у дошкольников познавательные интересы;

  • развить способность строить простейшие умозаключения;

  • сформировать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, классификации, сериации;

  • накопить детям логико-математический опыт решения познавательных задач;

  • способствовать развитию логического мышления у дошкольников.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка» - детский сад № 51 «Родничок», первой категории с. Кагальник, Азовского района.

Семинар на тему: Осваиваем технологии развития математических представлений у дошкольников.

ПАМЯТКА

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ


Использование проблемно – игровой технологии в развитии логико-математических способностей детей дошкольного возраста



Подготовил воспитатель высшей категории:

Иващенко О.И.

Кагальник, 2021