СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование проблемно-поисковой педагогической технологии при воспитании патриотических чувств у мальчиков

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились.

                                                                                            Бернард Шоу

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

Что значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть и молиться о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью.

Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.

Просмотр содержимого документа
«Использование проблемно-поисковой педагогической технологии при воспитании патриотических чувств у мальчиков»

6

Федяева Надежда Петровна, учитель черчения и изобразительного искусства, классный руководитель (класса мальчиков).

МБОУ « Лицей «Эврика», г. Саяногорска, пгт Черёмушки.


«Использование проблемно-поисковой педагогической технологии при воспитании патриотических чувств у мальчиков»


Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились.

Бернард Шоу


Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

Что значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть и молиться о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью.

Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина-патриота сегодня – есть залог гарантированного будущего для всего российского общества.

У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Лицей «Эврика» - образовательное учреждение, где осуществляется гендерный подход в обучении и воспитании школьников, реализующее государственный стандарт общего, дополнительного образования и комплекс социализирующих и оздоровительных функций. Цель воспитательной работы: воспитание гражданина России – человека, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества; способного самостоятельно строить свой вариант жизни, стать достойным человеком XXI века.  Воспитательная среда  лицея «Эврика» формирует ориентацию на гуманистические, патриотические и демократические ценности и на здоровый образ жизни.

Проблемное обучение позволяет создать условия для изменения позиции ученика из пассивной (как объекта обучения) в активную (как субъекта обучения). Проблемно-поисковый подход в патриотическом воспитании – это создание особого пространства учебной деятельности, в которой ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о Родине, её славном историческом прошлом. Проблемная ситуация при проведении мероприятий побуждает ученика искать способ объяснения или действия. Она содержит три главных компонента:

• потребность учащегося в новом знании или способе действия («хочу узнать ..., научиться ...»);

• неизвестное знание, которое учащийся должен освоить (по проекту педагогических целей урока);

• известные знания и сформированные умения («могу сам, без педагога»), усвоенные в ходе предшествующей учебы.

В результате поисковой и частично-поисковой деятельности у учащихся возрастает интерес к Отечеству, повышаются чувства ответственности, гражданского долга, развиваются коммуникативные качества.

Исходя из этого, определяются задачи:

1 Формирование представления об историческом прошлом Родины, пробуждение интереса к малой родине.

2 Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству.

3 Воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края.

4 Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни.

5 Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.

Работа учителя по патриотическому воспитанию школьников с использованием проблемно-поисковой педагогической технологии строится по нескольким направлениям:

1.Историко – краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе. Участие в параде школьников, посвященного дню Победы, - это одно из познаний исторических событий нашей Родины.


2.Гражданско-патриотическое направление – формирование гражданской позиции служения своему народу. Мы учим историю своего народа не для того, чтобы получить оценку, а для того чтобы сами могли оценить те события, которые происходят в нашем обществе. Воспитание патриотизма в настоящее время – важнейшая задача. Воспитывать это качество помогают беседы на тему: “Любить Родину – значит быть ей полезным”. Учащиеся узнают про трудовые достижения народа. В процессе беседы обсуждают: “В каких делах могут участвовать школьники и тем самым приносить пользу людям?”. Мои воспитанники пишут проекты об истории поселка и своей семьи, о знаменитых людях поселка, строителях и восстанавливающих Саяно-Шушенскую ГЭС. Вывод: каждый должен постараться сам сделать что-то доброе и нужное для своего поселка, улицы, двора.

3.Литературно-музыкальное направление, отвечающее за духовное становление личности ребёнка. Воспитание идёт исподволь, от эмоционально – образного содержания произведения, от переживания детей.

В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины, сказания и жития. На произведениях классиков учимся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям. Смотр « Песни и строя», который ежегодно проходит в нашем лицее в рамках кадетского направления формирует патриотическую личность.

4. Физкультурно-оздоровительное и туристическое направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения.

Традиционным стал однодневный осенний поход учащихся школы. Во время таких походов дети приобретают не только спортивные навыки, но и навыки береженого отношения к природе. Дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья» и «Весёлых стартах». На праздниках к 23 февраля и 8 марта соревнуются в конкурсах «Браво, мальчики!»

5. Экологическое направление – воспитание любви к природе, защите её от загрязнения.

Мы говорим детям о том, сколько путей есть у каждого для борьбы за мир, о том, что каждый не только может, но и должен участвовать в этой борьбе, но главное, чтобы борьба велась не на словах, а на деле. Акция «Накорми птиц!» зимой, уборка территории школы привлекает детей к этим добрым делам.

Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою, отчего дома.

6.Семейное направление – утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений.

Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживаниями красоты родных мест.

Традиционные ежегодные праздники, посвященные пожилым людям, Дню матери, Дню защитника Отечества, спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» способствуют воспитанию чувства патриотизма, любви к своей Родине, развитию творческих способностей.

Духовные и патриотические ценности, приоритетно формируемые в семье, относятся к базовым ценностям, составляющим фундамент личности. Они тесно переплетены и с общечеловеческими ценностями. Они представлены прежде всего такими понятиями: Родина, отечество, держава, государственность, служение, национальное сознание.

Немаловажная задача учителя - привлечь родителей к активному участию в школьной жизни.

Мы выделяем основные методы и приемы формирования патриотизма у детей школьного возраста.

  1. Урок.

Воспитывать патриотическое качество помогает уже самый первый урок, с которого мы начинаем учебный год. Цель этих уроков - вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями "Родина", «Отечество», "гражданин", "государство", с государственными символами - флагом, гербом и гимном, дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан.

  1. Трудовые дела.

В школе это, безусловно, субботник. Дети знакомятся с историей возникновения этого мероприятия, приучаются к труду, в них воспитывается уважение к чужому труду. Нельзя не упомянуть и дежурство по классу и школе. Обязанности, которые выполняет дежурный, позволяют воспитывать в детях чувство ответственности, взаимопомощи.

  1. Коллективные дела.

Это различные акции; встречи с фронтовиками и участниками боевых действий. Беседы о тех далеких событиях способствуют взаимопониманию между поколениями, формируют патриотические чувства.

  1. Смотры-конкурсы, выставки, соревнования.

Основной упор в воспитательном процессе школьников делается на следующую психологическую особенность каждого возраста - это их моторная активность, выражающаяся в неспособности долгое время сидеть неподвижно и в желании участвовать в подвижных играх и действиях. В связи с этим учителю в своей работе по патриотическому воспитанию можно использовать различные соревнования, смотры, конкурсы.

  1. Беседы, диспуты, викторины, деловые игры, классные часы.

Патриотическое воспитание школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества.

Патриотическое воспитание с использованием проблемно-поисковой педагогической технологии дает положительный результат, вооружает детей знаниями о нашей истории. У учащихся возникает чувство причастности к событиям, происходившим в нашей стране, нашем городе, на наших предприятиях, ведь участниками этих событий были наши земляки, а иногда знакомые и родственники. Воспитание патриотизма требует организации системы многопланового детского коллектива, системы, а не конгломерата классов, групп, кружков, бригад и пр. При этом важно направленное включение каждого ребенка в развернутую социально одобряемую деятельность в системе именно такого специально заданного многопланового коллектива при соподчиненности целей каждого конкретного коллектива решению общих социально значимых задач.

Литература:

  1. Борзова Л.П. Игры на уроке: Метод. пособие для учителя.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

  2. Внеклассные мероприятия по истории России. 5-11 классы. /Сост. И.И. Варакина, С.В. Парецкова - Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.

  3. Корнева Т.А. Нетрадиционные уроки по истории России ХХ века в 5- 11 классах. – Волгоград: Учитель, 2002.

  4. Предметные недели в школе. История. Обществоведческие дисциплины. /Сост.Н.С. Кочетов. - Волгоград: Учитель, 2003.